БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов
ИУДА
ИУДА , апостол, поименованный Фаддеем, или Левием, был, по общему
мнению, брат св. Иакова и св. Симеона, епископов Иерусалимских, сын Клеопы
и Марии, сестры Пресвятой Девы. Думают, что до призвания, которого ни время,
ни обстоятельства не известны, Иуда занимался земледелием. Во время прощальной
речи Спасителя к своим ученикам, когда Иисус Христос сказал: «Кто имеет
заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен
будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам. Иуда — не Искариот
— говорит Ему: Господи! что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру?
Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец
Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим. Нелюбящий
Меня не соблюдает слов Моих; слово же, которое вы слышите, не есть Мое,
но пославшего Меня Отца» (Ин. 14:21—24). По свидетельству Никифора, Исидора
и других описателей мученических подвигов, св. апостол Иуда проповедовал
Евангелие в Иудее, Самарии, Сирии, Идумее и Месопотамии (см. Авгарь). Павлин
прибавляет, что он проповедовал еще веру во Христа народам Ливии (Carm.
26). Он возвратился в Иерусалим около 62 года, когда св. Симеон был избран
преемником Иакова на епископском престоле. Авдия, Фортунат, Беда и другие
латинские мартирологисты утверждают, что после этого Иуда отправился в
Персию и здесь принял мученический венец. Некоторые из греческих писателей
говорят, что он скончался мирно в Берите; но большая часть, согласно с
Микологией императора Василия, утверждает, что он был пронзен стрелами
на Арарате в Армении, зависевшей тогда от парфян. Это предание принимают
армяне, которые признают его своим апостолом. От св. апостола Иуды осталось
нам одно послание, последнее по месту из семи собранных посланий; оно состоит
из одной главы в двадцать пять стихов; оно адресовано не к какой-либо частной
церкви, но ко всем «призванным, которые освящены Богом Отцем и сохранены
Иисусом Христом» (ст. 1). Он убеждает верных беречь себя от лести и разврата
ложных учителей, которых почитают гностиками, николаитами и симонианами,
которые своими заблуждениями затемняли учение и нарушили покой церкви.
«Горе им, — восклицает апостол, — потому что идут путем Каиновым, предаются
обольщению мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей. Таковые
бывают соблазном на ваших вечерях любви; пиршествуя с вами, без страха
утучняют себя. Это безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные,
дважды умершие, исторгнутые; свирепые морские волны, пенящиеся срамотами
своими; звезды блуждающие, которым блюдется мрак тьмы на веки» (ст. 11—13).
По общему мнению, это послание написано после смерти апостолов Петра и
Павла, когда Иерусалим и храм были уже разрушены не столько римлянами,
сколько гневом Божиим. Послание св. апостола Иуды не признавалось сначала
каноническим, потому, говорит бл. Иероним, что в нем упоминается об апокрифической
книге Еноха. Несмотря на то, оно было читано во многих церквах, его древность
и употребление доставили ему священный авторитет, которого оно не имело
вначале. Восток и Запад приняли его; самые протестантские общества, в противность
Лютеру и Грецию, не отвергают его. Память святого апостола Иуды, брата
Господня по плоти, празднуется 19 и 30 июня.