БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ  СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов
ИСААК

ИСААК

ИСААК (2080 г. до Р. X.), сын Авраама и Сарры, наследник обетовании Господних, данных его отцу. Рождение этого дитяти, столь желанного и так часто обетованного Предвечным, вызвало улыбку на устах его родителей. По повелению Господню Исаак был обрезан в восьмой день после своего рождения. По мере его роста, возрастала к нему и любовь Сарры; опасаясь, чтобы Измаил не воспользовался своим первородством и силой, она принудила Авраама удалить сына Агари. Исааку было уже двадцать пять лет, когда вера Авраама была подвергнута жестокому испытанию. По воле Всевышнего патриарх согласился принести в жертву то, что для него было дороже всего мира, дороже самого себя, — своего любимого сына. Но Бог, довольный верой отца и покорностью сына, отменил жертву. Эта столь мгновенная и столь трогательная драма развивает в самом отчаянном случае начало повиновения повелениям Божиим. Через несколько лет после сего умерла Сарра, и Исаак был объят такой печалью, которую могла усладить только любовь Ревекки. Едва Исаак достиг сорокалетнего возраста, как Авраам поручил старейшему из своих рабов, заведовавшему всеми его делами, отыскать для Исаака супругу между его родственниками в Месопотамии. Скоро слуга возвратился, приведши с собой Ревекку, дочь Вафуила, сына Нахорова. Исаак был женат уже двадцать лет и не имел еще детей. По молитве его Ревекка родила двух близнецов. Первый был назван Исавом, потому что был покрыт шерстью, а второй Иаковом (запинатель), потому что родился, держась за ногу своего брата. Первый, взросши, сделался отважным и искусным охотником и был особенно любим отцом, которому приносил добычу; другой был приятен наружностью, жил постоянно дома и поэтому был предпочитаем Ревеккою. Благословение Господне не переставало изливаться на дом патриарха, потомство его размножалось, и только смерть Авраама могла примешать несколько горечи к такому счастью. Скоро голод принудил Исаака искать себе пищи в другой стране. Он отправился в Герары, город филистимский, в котором царствовал Авимелех. Дом патриарха был известен здесь, и цари герарские были связаны с Авраамом союзами. Из опасения неприятностей, Исаак употребил хитрость своего отца и выдал Ревекку за свою сестру. Но царь заметил сквозь окошко, что они играли вместе совершенно не так, как прилично брату с сестрой, и, показав ему все, что могло произойти опасного от этой хитрости, запретил всему своему народу под смертной казнью прикасаться к жене иноплеменника. Благоденствие патриарха скоро навлекло на него неумолимых врагов. Авимелех, опасаясь многочисленности его рабов и богатства, повелел ему удалиться. Для него закрыли все колодцы и преследовали, пока он не прибыл в долину далеко от Герары, где нашел колодец, который у него не оспаривали уже. Отсюда Исаак прибыл в Вирсавию, что значит «клятва», древнее место пребывание Авраама. Здесь Исаак сподобился видения. «Я — Бог Авраама, твоего отца, — сказал ему Господь, — не бойся, Я с тобой; Я благословлю и умножу твое потомство за Авраама, раба Моего». Патриарх поспешил воздвигнуть алтарь и призвать Господа. Едва он поселился в этом месте, как Авимелех со своим другом и военачальником прибыл к нему. «Зачем ты пришел ко мне, ты, который ненавидишь и изгнал меня от себя?» — спросил патриарх. «Мы узнали, — отвечал Авимелех, — что Бог покровительствует тебе, и пришли заключить с тобой союз». Исаак угостил их и заключил с ними мир. Сделавшись слепым и старым, патриарх призвал Исава и сказал ему: «Я не могу предвидеть дня моей смерти. Возьми свой колчан и принеси мне дичь, а я благословлю тебя». Ревекка слышала эти слова и, желая передать своему любимому сыну благословение, на которое Иаков уже приобрел право продажей его Исавом, приготовила двух козлов по вкусу своего супруга, облекла Иакова в одежду Исава, покрыла его руки и грудь кожей убитых козлен-ков, чтобы уподобить его косматым рукам и груди его брата, и послала с яством к слепому старцу. Обманутый патриарх благословил его и предсказал, что он вознесется над своими братьями; что ему будут покорны многие народы; что благословящие его благословятся, а клянущие будут прокляты. Лишь только он кончил, как Исав возвратился с охоты. «Кто ты?» — спросил Исаак. «Я Исав, твой первенец». — «Что же я сделал? С кем я говорил? Я уже отдал благословение!» При этих словах Исав, негодуя на обман своего брата, испускает жалобные крики и заливается слезами. «Благослови и меня, благослови меня, отец; разве у тебя нет другого благословения?» — «Ты будешь благословлен, — отвечал Исаак, — в плодородии земли и росе небесной; ты будешь жить своим мечом, и хотя твой брат некогда покорит тебя, но ты сделаешься сильнейшим его и сбросишь его иго». — Это предсказание действительно исполнилось над иумеянами, которых Исав был родоначальником; побежденные и покоренные Давидом, они восстали при его преемниках и возвратили свою независимость. Между тем раздраженный Исав объявил, что по смерти отца он убьет своего брата. Устрашенная Ревекка отослала Иакова в Месопотамию к его дяде Лавану, приказав ему взять одну из его дочерей себе в супруги, «ибо я много испытала досады от двух хетте-янок, жен Исава; если и твои жены будут поступать так же, то зачем мне жить?» Исаак согласился с мнением при жертвоприношении своей супруги и, благословив Иакова, отослал его к своим родственникам. Неизвестно, когда Исаак возвратился в Мамври, только мы находим его здесь, когда Иаков возвратился из Месопотамии.

ИСААК
Андрей Петрович   Сапожников. Ангел останавливает отца Исаака Авраама

Он умер в глубокой старости, достигнув ставосьмидеся-тилетнего возраста, без болезни и печали, пресыщенный летами. Кочующая жизнь этих патриархов-пастырей представляет много занимательных эпизодов; это народ, который только еще образуется, организация которого развивается мало-помалу, и который, постоянно идя путем предания, остается более близким к природе, чем другие, руководствуется только умом и через бесконечные препятствия заставляет наслаждаться целое человечество плодами своих изобретений (см. Авраам, Сарра, Ревекка, Елиезер, Иаков и Исав).