БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ  СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов
ИРОДИАДА

ИРОДИАДА

ИРОДИАДА . Образ Иродиады, настоящий тип варварства и упадка нравственности, которые Спаситель пришел уничтожить, внушал бы нам только ужас, и если бы мы имели целью показать только ее преступления, то удовольствовались бы только одним указанием на нее; но в таком предприятии, которого частная цель есть показание всех способов, которыми Бог утверждал на земле царство Своего Сына, нам необходимо обратить внимание на такое происшествие, которое увлекало народ иудейский к мысли о пришествии Искупителя и, следовательно, оставляло без извинения их участие в смерги Сына Божия. Иродиада, жена Антипатра, тетрарха галилейского, завидуя верховной власти, оставила своего супруга и стала жить со своим шурином в то время, когда Иоанн Креститель вышел из пустыни, в которой протекали тридцать первых лет его жизни, для возвещения миру благой вести и призвания всех людей к покаянию, потому что приближися царствие небесное. Пораженный его глубокой мудростью, Ирод слушал сначала советы Иоанна Крестителя и уважал его добродетели; но когда проповедник пришествия царства неземного сказал Ироду: «Не должно тебе иметь жену брата твоего», раздраженный тиран приказал ввергнуть его в темницу. Иоанн был заключен в крепости Махеронте, где и оставался до своей славной мученической кончины. Иосиф Флавий приписывает взятие Иоанна под стражу чисто политической цели. «Иоанн, — говорит он, — прозванный Крестителем, был человек благочестивый, убеждавший иудеев ходить в путях добродетели, исполнять свои обязанности к ближнему и к Богу, очистить души покаянием, а тело крещением. За ним всегда следовало большое множество народа, восхищавшегося его проповедью, и иудеи, казалось, готовы были принять все, чтобы он не повелел им, так что Ирод, опасаясь, чтобы власть, которую Иоанн имел над ними, не повела к возмущению, почел необходимым предупредить зло, чтобы не иметь нужды исправлять его». Как бы то ни было, Иродиада, опасаясь, несмотря на стены темницы, влияния Иоанна Крестителя, требовала от Ирода его погибели. Но Ирод, подобно Пилату, был слишком слаб, чтобы быть справедливым, не мог найти в столь чистой жизни пророка ни одного пятна, которое послужило бы предлогом к его погибели, и удовольствовался только удержанием его в темнице до того времени, когда Иродиада самым постыдным образом смогла отомстить. Пользуясь пиром, который Ирод давал в своем дворце в день своего рождения, Иродиада, столько же дурная мать, как и жена, не побоялась выставить напоказ всем прелести своей дочери, которую она имела от Антипатра; по ее повелению юная Саломия вошла в залу, в которой находились пирующие, в то время, когда опьянение, лишив ума, раздражало только чувства. Своей пляской Саломия привела собеседников в такой восторг, что сладострастный Ирод с клятвой обещал даровать ей все, чего она ни просила бы, будь это даже половина его царства. Саломия, настроенная своей матерью, требовала, чтоб к ней в ту же минуту принесли на блюде голову Иоанна Крестителя. Ирод, опечаленный таким требованием, которого он вовсе не ожидал из уст юной девы, почел себя обязанным исполнить обещание, данное в присутствии всего двора, и тотчас послал воина в крепость Махеронт. Таким образом, тот, кому поведено было исправить пути Господа, предшествовал Ему как в жизни, так и в смерти и отправился возвестить о Его пришествии душам праведников. Голова Иоанна была принесена на серебряном блюде в зал пирующих. Саломия поднесла этот страшный подарок своей матери, которая, по сказанию блаженного Иеронима, уколола золотой булавкой язык, вещавший истину. Бог не замедлил своей местью за смерть пророка. Ирод питал отвращение к дочери Ареты, царя арабского, и женился на Иродиаде. Между ними возгорелась война, вследствие которой Ирод пал, и иудеи, сколько они не были ослеплены, узнали в этом падении кару небесную за смерть Предтечи. Конечно, ничто не могло лучше расположить этот народ к принятию Искупителя, как эта смерть, повергнувшая в смущение всю Иудею. Иудеи признавали Иоанна Предтечу пророком; этот пророк указывал на Иисуса Христа как на Мессию; итак, смерть святого и обстоятельства ее ясно показывали иудеям, что происшествия, возвещенные Иоанном, уже наступили; ибо преступление Ирода, представляясь под самыми черными и отвратительными чертами, привлекали умы на сторону истин, возвещенных Предтечей, вследствие естественного хода страстей человеческих. Кто не будет поражен этим окаменением сердец, которых это происшествие не могло удержать от Богоубийства? Без сомнения, для язычников, управлявших тогда Иерусалимом, смерть праведника была фактом без следствия; но для народа, ожидавшего Мессии, для народа, у которого все события имели символический смысл, мученическая кончина пророка не должна ли была иметь наставительный и глубокий смысл, и этим негодованием, которое внушило ему преступление Иродиады, не должна ли была показывать ему тот ужас, которым объята будет вся вселенная, если он погубит Того, Предтечею Которого называл себя Иоанн Креститель? Итак, иудеи получили все предостережения, которые могли отвратить их от гибельного для них преступления; пропасть, в которую они стремились, была столько же освещена огнем адским, сколько и небесным. Наказание Ирода и его бесчестной супруги не ограничилось одним поражением; обвиненный Агриппой, братом Иродиады, в возмущении против Тиверия, он был лишен своей тетрархии, всего своего имущества и осужден на вечную ссылку, куда увлек с собой и честолюбивую Иродиаду, которая, будучи лишена гибельного величия, которому жертвовала всем, окончила свою жизнь в уединении, бедности и неизвестности.