БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ  СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов
ИОСИЯ

ИОСИЯ

ИОСИЯ (639 г. до Р. X.), царь иудейский, сын и преемник Аммона, вступил на престол восьми лет. Аммон, достойный подражатель нечестивого Манассии, пал под ударами собственных рабов, когда народ, отомстивший это низкое убийство, возложил венец Давида на главу восьмилетнего Иосии. Бог благословил этот выбор, и благоденствие дней Езекии не прекращалось в продолжение его тридцативосьмилетнего царствования. «И делал он угодное в очах Господних, и ходил во всем путем Давида, отца своего, и не уклонялся ни направо, ни налево» (4 Цар. 22:2). В двенадцатый год своего царствования, на двадцатом году от рождения, благочестивый царь начал преобразование многочисленных злоупотреблений, введенных его предшественниками. В сопровождении священников иудейских он разрушил и обратил в пепел все принадлежности поклонения Ваалу, священные рощи и звезды, ниспровергнул лошадей и колесницы солнца, поставленные при входе во святилище, сжег славный Вефильский алтарь, на котором Иеровоам поставил одного из золотых тельцов, ископал кости жрецов, сжег на нем; только гроб пророка иудейского, возвестившего все это Иеровоаму, так как и гроб пророка самарийского, были пощажены благочестивым царем, которого ревность удовлетворилась только тогда, когда во всем его царстве, и даже в царстве Израильском не оставалось и следов идолослужения; таким образом исчезли истуканы Молоха, жадного жертв человеческих, Астарты, бога сирийского, Хамоса мерзости моавской, Мелхома, мерзости сынов Аммоних, и все места, посвященные идолам Соломоном и его преемниками. Жрецы и пророки ложных богов были умерщвлены и кости их сожжены на тех алтарях, на которых они приносили святотатственный фимиам. Пепел этих божеств, смешанный с пеплом их жрецов, был всыпан в Кедрский поток. Одним словом, благочестивый царь ничего не оставил идолопоклонству и восстановил богослужение своих предков во всей его чистоте. Спустя шесть лет после сего, то есть в восемнадцатый год царствования, Иосия обратил свои заботы на исправление и украшение храма. Первосвященник Хелкия и священники получили повеление вручить деньги подрядчикам для платы работникам и покупки материалов с запрещением требовать от них отчета, чтобы не оскорбить их чести. Удивительная щедрость, неизвестная в этом веке эгоизма и низкой жадности! Во время этих работ первосвященник нашел Книгу Закона, написанную рукой Моисеевой, потерянную среди беспорядков предшествовавших царствований. Хелкия послал ее к царю, который растерзал свои одежды и со слезами слушал чтение этой книги, столь недостойно оскверненной беззакониями народа. Пророчица Олдана, которую он спрашивал, отвечала, что город, бывший театром стольких преступлений, и его неверные жители не избегут справедливого наказания, назначенного ему, но что святой царь не увидит их исполнения (см. Олдана). Посланные поспешили возвестить тот ответ Иосии, который тотчас объявил общее собрание и потом отправился в храм, сопровождаемый старейшинами и князьями народа, жрецами и левитами и всем народом, даже детьми. Здесь благочестивый царь, благоговейно стоя на возвышении, прочел громко все заповеди Закона Моисеева, возобновил, в свое имя и во имя народа, священную Пасху, соединявшую Израиля с Иеговой, заставил все собрание торжественно повторить эту клятву. С тех пор потомки Иуды и Вениамина сделались народом Божиим и не отвращались от Иеговы, пока жил святой царь. Пасха были пренебрегаема, как и другие заповеди закона: Иосия повелел праздновать ее с великолепным торжеством; чтобы достойным образом отправить этот праздник, он начал преобразование служителей алтаря. Жрецы и левиты получили самые строгие инструкции и были невозвратно утверждены в их должностях; они получили повеление поставить Ковчег Завета во святилище, откуда он не должен быть выносим. После очищения, по обычаю, благочестивый монарх дал из своего собственного имения для празднования Пасхи тридцать тысяч агнцев, козлов и других животных малых и три тысячи волов; придворные последовали его примеру и сделали богатые дары как народу, так и потомкам Аарона и Левин; Хелкия и князи жрецов представили 2600 малых животных и 300 волов; наконец, начальники левитов представили 5000 малых животных и 500 волов. Когда все было готово, жрецы и левиты получили повеление быть готовыми к исполнению обязанностей их служения, и Пасха была заклана по обряду, предписанному Моисеем: жрецы пролили кровь жертв, а левиты сдирали кожу, потом разделили по фамилиям, которые сами должны были принести их Господу; потом испекли пасху на огне по чину и изжарили в сосудах мирные жертвы, которые скоро были розданы народу. Торжество кончилось только ночью, когда служители алтаря могли сами принять участие в семейном торжестве. Опресноки были празднованы в продолжение семи дней по обычаю; одним словом, все было исполнено точь-в-точь по заповедям Господним. Никогда от времен Самуила израильтяне не видали столь торжественного праздника; ни в одно царствование не видали столько великолепия и такого стечения народа. Все утвердилось в законном порядке в царстве иудейском, которое в продолжение тринадцати лет вкушало в мире плоды ревности святого монарха, когда Нехао, царь египетский, невольно нарушил благоденствие народа. Этот царь шел походом в Харкамис, на Ефрате; Иосия захотел остановить его, и решился отправиться против него, несмотря на представления послов, уверявших в мирных намерениях по отношению к нему своего монарха. «Царь Иудейский, я не против тебя иду воевать, — повелел сказать ему Нехао, — я иду воевать с другим народом, и иду поспешно, потому что бог мой так мне повелел. Итак, не сопротивляйся путям промысла, да не накажет тебя смертью». Царь иудейский не слушал этого предостережения, в искренности которого он, может быть, имел причины сомневаться; может быть, также воспоминание о жестокой тирании фараонов побудило его к этой мести. Как бы то ни было, несчастный Иосия заплатил жизнью за упорство; он был смертельно ранен на поле Магеддо, где произошло сражение, которое, кроме того, имело для иудейского народа весьма горькие последствия. Лишь только царь почувствовал себя раненым, он пересел на другую колесницу и уехал в Иерусалим, где вскоре и умер.

ИОСИЯ
Андрей Петрович Сапожников. Пророк Иосия читает народу Закон Божий

Его погребли в гробах предков, и все израильтяне проливали по нем слезы. Особенно Иеремия, начавший пророчествовать в тринадцатый год его царствования, был неутешен о смерти столь доброго государя. В честь его Иеремия составил плачевные песни, которые были петы с музыкой «и передали их в употребление у Израиля», — говорит Священный текст. Эти погребальные песни, находившиеся в числе других писаний великого пророка, затеряны. «Подобного ему не было царя прежде его, — говорит Священное Писание, — который обратился бы к Господу всем сердцем своим, и всею душею своею, и всеми силами своими, по всему закону Моисееву; и после него не восстал подобный ему» (4 Цар. 23:25).