БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ  СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов
ИОСИФ (5)

ИОСИФ (5)

ИОСИФ (5) , одиннадцатый сын Иакова, первенец кроткой и благочестивой Рахили, величайший из патриархов после Авраама. Нет никого досточтимее его в религиозном отношении. Иосиф, проданный своими братьями, тщетно соблазняемый женой Пентефрия, изъясняющий сны Фараону — вот повествования, сделавшиеся, так сказать, народными, обратившиеся в пословицы; сколько доставили вдохновения поэтам и артистам превратности его святой и невинной жизни! Жизнь Иакова, его отца, была постоянным продолжительным испытанием, постоянной борьбой добродетели. Несчастный преимущественно через пороки и крайности своих старших сыновей, Иаков находил утешение только в добродетелях и благочестии Иосифа. Вениамин, двенадцатый и последний сын, Вениамин, возлюбленный Иакова, только что родился. Один только шестнадцатилетний Иосиф услаждал горесть своего отца; но отцовское предпочтение навлекло на него ненависть братьев. «Израиль любил Иосифа, — говорит Священное Писание, — более чем других детей, потому что он был сын его старости; он сделал ему разноцветную одежду. За это братья ненавидели его и не обращали к нему доброго слова». Дети Валы и Зелфы, жен его отца, не прощали ему за то, что он рассказывал о их проступках отцу. Ненависть братьев еще более усилилась, когда Иосиф рассказал им виденный сон. Он видел во сне, что все они взяли в поле снопы, что его сноп встал и стоял прямо, а снопы его братьев окружили его и поклонялись ему. «Разве ты будешь нашим царем? — отвечали ему во гневе братья. — Разве мы будем покорны твоей власти?» — Иосиф видел другой сон и рассказал братьям. «Я видел, — говорил он, — что солнце и звезды поклонились мне». Иаков с отцовской нежностью упрекнул его за эти честолюбивые мысли; между тем они поразили его глубоко и заставили подумать о них. Раздраженные братья Иосифа замышляли месть. Она не заставила долго ожидать себя. Они пасли стада близ Дофаима; Иаков послал Иосифа узнать о своих сыновьях. Иосиф отправился с доверчивостью. Лишь только братья заметили его, сказали: «Вот идет наш сновидец». И решились убить его; Рувим, желавший спасти Иосифа и возвратить его своему отцу, отвратил их от этого преступления, предложив им не проливать крови, но бросить его в колодец, находившийся в пустыне. Мнение его было принято: они сняли с него одежду спустили в высохший колодец; через несколько времени они вытащили его оттуда и продали за двадцать монет серебряных изамаилитским и мадианитским купцам, шедшим случайно по этой дороге. Эти жестокосердые братья смочили в крови козленка одежду несчастного и послали ее к отцу, сказав: «Вот одежда, которую мы нашли; посмотри, твоего ли сына эта одежда». Иаков, узнав ее, разодрал свои одежды, препоясался вретищем и долгое время неутешно плакал. Таким образом, Иосиф подпал ненависти своих братьев, чтобы быть прообразом Иисуса Христа и утешением для всех добрых, которые необходимо должны во все времена быть преследуемы злыми и гонимы своими братьями. Между тем купцы продали Иосифа Пентефрию, евнуху фараона и начальнику над его стадами. Покровительствуемый Господом, Иосиф снискал милость и доверие своего господина. Пентефрий сделал его своим домоправителем и предоставил ему смотреть за всем имуществом. Господь благословил ради Иосифа дом египтянина. Иосиф был строен ростом и прекрасен лицом. Жена его господина почувствовала к нему преступную страсть. Тщетно Иосиф пытался привести ее к сознанию ее долга. Однажды, когда она потеряла всякий стыд, Иосиф бежал, оставив в руках ее свою мантию, которую она схватила, чтобы удержать его. Раздраженная египтянка переменила свою любовь в ненависть. Она стала кричать, звать на помощь, как будто Иосиф хотел изнасиловать ее, и для доказательства показывала его мантию. Пентефрий поверил жене и обличительнице мантии, страшно разгневался на Иосифа и посадил его в тюрьму государственных преступников. «Таким образом, — говорит св. Амвросий, — голос клеветы услышан, а голос истины принужден был замолчать. Говорит жена, и говорит без свидетелей. Она видит, что чистое поведение Иосифа есть обвинение ее поведения: она хочет пожертвовать им своей мести и наказать его за целомудрие, посрамивши прежде саму себя. Таким-то образом тюрьмы иногда делаются уделом невинных, и те, которые силятся нарушить веру и истину, заковывают в цепи не желающих быть блудодеями. Несмотря на то, пусть праведные не смущаются: Бог сходит с ними в темницу и не оставляет их в узах». Действительно, Иосиф снискал милость у смотрителя тюрьмы, который дал ему власть над всеми, содержавшимися в ней. Скоро два царские евнуха, виночерпий и хлебник, подвергнулись немилости своего повелителя и были посажены в ту же тюрьму, где находился Иосиф. Оба они в одну ночь видели сны, устрашившие их; и когда Иосиф вошел утром к ним, они рассказали ему. Виночерпий видел виноградный куст, из которого выходили три виноградные лозы, потом почки, цветы и, наконец, зрелые ягоды, которые он выжимал в чашу и подносил фараону. Иосиф истолковал этот сон таким образом: три лозы суть три дня, и через три дня фараон вспомнит о тебе; он восстановит тебя в твоей должности, и ты по-прежнему будешь подносить ему чашу; только вспомни обо мне и проси мне милости у фараона. Хлебник видел во сне, что он нес на голове три корзины белого хлеба, и птицы клевали его. Иосиф отвечал; три корзины суть три дня; через три дня фараон вспомнит о тебе, но казнит, и птицы будут клевать твое тело. Через три дня предсказания исполнились; был день его рождения, и фараон давал пир придворным и вспомнил о виночерпии и хлебнике. Он восстановил первого в прежней должности, а последнего казнил. Как истинный царедворец, виночерпий забыл о Иосифе, который пробыл в тюрьме еще два года. В это время фараон видел сон, будто бы из Нила вышли семь прекрасных и жирных коров, а потом семь коров худых и истощенных, которые пожрали первых. Фараон снова уснул и увидел другой сон, будто бы семь полных колосков возвышались на одном стебле; потом увидел семь других, сухих и тощих колосков, пожравших первые. Занятый этими двумя снами, фараон потребовал изъяснения их от всех мудрецов и гадателей своего царства; но никто не мог дать ему удовлетворительного изъяснения. Тогда виночерпий вспомнил о Иосифе и рассказал фараону, как он изъяснил сны его и его товарища. Царь тотчас повелел призвать его. Его поспешно вывели из тюрьмы, одели и представили царю. Фараон сказал ему: «Ты умеешь изъяснять сон, если тебе расскажут его?» — «Не я, — отвечал скромно Иосиф, — но Бог даст царю благоприятный ответ». Тогда фараон рассказал ему свои сны. «Оба сна, — отвечал Иосиф, — значат одно и то же. Бог указал царю, что будет впоследствии». Потом сказал, что семь коров и семь колосков значат семь лет изобильных и плодородных, которые будут в Египте; что за ними последуют семь лет бесплодных, изображенных семью тощими коровами и семью сухими колосьями. Потом советовал царю избрать благонадежного человека для смотрения за жизненными припасами во всем Египте; поставить чиновников во всей стране, обязанных брать в магазины пятую часть всего произведенного землей в продолжение семи изобильных годов, и хранить заготовленные припасы для лет бесплодных. Фараон удивился мудрости юного еврея и, убежденный, что он исполнен духа Божия, дал ему власть над своим домом и над всем Египтом, надел на его руку свое кольцо, одел в тонкую льняную одежду и возложил на шею золотое ожерелье.

ИОСИФ (5)
Андрей Петрович Сапожников. Братья продают Иосифа в рабство

Потом повелел ему сесть на царскую колесницу, между тем как герольд повелел народу преклонять колена пред Иосифом. Царь дал ему имя Сафенаф-Фаанек (имя египетское, что значит спаситель мира). Он дал ему в супруги Асенефу, дочь Петефрия, жреца илиопольского, от которой он имел в продолжении первых семи лет двух сыновей, Манассию и Ефрема. Иосифу было тридцать лет, когда явился к фараону. Таким образом, этот святой муж вошел в славу и вышел из того состояния, в которое Бог поставил его, как на основание того величия, до которого он хотел возвысить его. Такой быстрый переход не ослепил его; и как несчастия не привели его в отчаяние, так и слава не сделала гордым. Он с одинаковым чувством смирения получал из руки Божией и блага, и бедствия; и, сохраняя это святое чувство в своем невинном сердце, не думал своей властью мстить тем, которые столь несправедливо поносили его своими клеветами. Предсказания Иосифа исполнились. После семи плодородных лет Египет и вся земля были опустошаемы страшным голодом; но Египет имел запас хлеба, благодаря предвидению сына Иакова. Со всего Востока приходили в Египет для облегчения бедствий голода. Таким образом, Иосиф оправдал доверие фараона, которого почитают Амасисом, отцом Сезост-риса. Когда поля были поражены бесплодием, жители Египта нашли пособия для существования в запасных магазинах, построенных и наполненных Иосифом в продолжение семи лет изобильных. Когда египтяне не имели денег для покупки хлеба, то стали платить скотом и рабами. Следующий год возрастающий голод заставил их заложить царю их земли и даже самих себя. Таким образом, Иосиф покорил царю всю землю и весь народ египетский. Только жрецы и их владения были исключены из этого подчинения. С тех пор владетели египетские владели землями только под условием годичной платы царю пятой части произведенного землей. Судя по человечески, эти подробности весьма занимательны. Здесь видны первые понятия, первые приложения политической экономии, о которых вспоминает история древних народов; отсюда видно, сколько иудеи, этот народ, избранный Богом между другими народами, опередил своих современников в практике общественной жизни. Тот же характер мудрости и предусмотрительности замечается и ныне в рассеянных иудеях. Действительно, в средние века единственные банкиры, единственные купцы, единственные экономисты были иудеи. Заключим изложенные нами подробности словами Боссюэ: «Здесь, — говорит он, — замечаются верность, которую этот великий муж питал к своему господину, и его удивительное целомудрие; преследования, которые оно навлекает на него; его заключение, его постоянство, его чудесное освобождение, это славное изъяснение снов фараона, заслуга великого незнакомца, его высокий и правый ум и покровительство Бога, Который дает ему господство везде, где бы он ни был; его предусмотрительность, его мудрые советы и неограниченная власть над Нижним Египтом; а через это спасение его отца Иакова и всего его семейства». Ханаанская земля не была изъята от этого необыкновенного бесплодия. Иаков, узнав, что в Египте продается хлеб, послал туда десять братьев Иосифа, оставив при себе Вениамина. Когда они явились перед Иосифом, последний тотчас узнал их, но не был узнан и, боясь, чтобы они не поступили так же с Вениамином, как поступили с ним, притворился, что почитает их шпионами, пришедшими высмотреть слабые места в государстве. Оправдывая себя, они сказали, что они дети одного отца, находившегося в земле Ханаанской с младшим их братом. Иосиф отвечал, чтобы они, для удостоверения в справедливости этого, оставили одного из них заложником и привели с собой младшего брата; потом повелел посадить их в тюрьму. Через три дня он призвал их и сказал: «Сделайте то, что я вам сказал, и вы останетесь живы; ибо я боюсь Бога. Если вы правы и искренни, я возьму одного из вас заложником; ступайте, возьмите купленный вами хлеб, чтобы ваш дом не погиб от голода; потом приведите ко мне младшего из вас, чтобы я мог поверить вашим словам». Слыша эти слова, братья Иосифа вспомнили зло, которое они сделали ему, и сказали друг другу: «По справедливости мы терпим это; ибо, видя печаль нашего брата, когда он просил у нас милости, мы не слушали его: вот почему мы впали в подозрение». Они не знали, что Иосиф понимал их, потому что он говорил с ними через переводчика. Он тронут был их раскаянием до глубины души и удалился в сторону, чтобы скрыть свои слезы. Братья Иосифа отправились, а Симеон был удержан заложником и отведен в тюрьму. Пришедши в первую гостиницу, они развязали свои мешки, чтобы дать корм ослам, и были удивлены, нашедши в них деньги, которые они заплатили за хлеб. Они не могли изъяснить себе этой смеси строгости с благородством. «Что значит, — говорили они, — этот промысел Божий о нас?» Когда они возвратились к своему отцу, Иаков, узнав обо всем произошедшем, сказал им: «Вы оставите меня без детей. Иосифа нет; Симеон также исчез, и вы хотите отнять у меня Вениамина!» Потом решительно отказался отпустить с ними этого любимого сына. Отцы церкви удивлялись в целом ряду этого повествования Божественному Промыслу, которого определениям никто не может противиться. Все, что братья Иосифа хотели устранить, случилось; они продали его, чтобы воспрепятствовать его величию, предсказанному снами; а он сделался великим, потому что они продали его. Для его возвышения нужно было, чтобы они унизились, а для его славы их ненависть. Постоянно возраставший голод наконец принудил Иакова отпустить Вениамина с братьями в Египет. Иуда много споспешествовал этому согласию Иакова и поручился собою за возвращение Вениамина. По повелению своего отца они взяли с собой, кроме денег, необходимых для покупки хлеба, деньги, найденные в мешках, предполагая, что это было сделано по подозрению, и боясь, чтобы их не обличили в воровстве и неверности. Израиль послал также с ними дары для этого могущественного человека. Иосиф, увидев своих братьев и Вениамина, повелел приготовить пир. «Ибо, — говорил он, — я хочу с ними обедать». Домоправитель исполнил это повеление; но братья Иосифа, объятые страхом от того, что нашли деньги в своих мешках, сказали домоправителю, что они принесли эти деньги. Домоправитель отвечал им, что эти деньги были подарены им, и успокоил их, возвратив им Симеона. Когда они вошли, им дали воду для умытия ног, и насыпали корму их ослам. Между тем пришел Иосиф; они поклонились ему до земли и поднесли дары. Иосиф стал расспрашивать их об отце, обратил взор на своего брата Вениамина и призывал благословение неба на это дитя; будучи не в силах скрыть свое волнение, он вышел пролить слезы. Умыв лицо, он повелел подавать на стол. Обед подали отдельно Иосифу, его братьям и египтянам, ибо египтянам не позволялось кушать вместе с евреями: это казалось для них осквернением. Иосиф посылал братьям блюда со своего стола, но часть Вениамина была в пять раз больше частей других братьев. Этот день прошел в веселии, и когда братья готовы были возвратиться, Иосиф повелел наполнить их мешки хлебом и положить туда деньги, как и прежде. Кроме того, в мешок Вениамина приказал положить свою чашу. Едва они вышли из города, как домоправитель погнался за ними, он упрекал их, что они воздали злом за добро, «унесши чашу, — говорил он, — из которой пьет мой господин и которую он употребляет для узнания тайн». Все оправдывались в этом преступлении и согласились, чтобы виновный был задержан в плену. Домоправитель осмотрел их мешки, начиная от старшего до младшего, и нашел чашу в мешке Вениамина. Тогда они разодрали свои одежды и возвратились в город. Все они умоляли Иосифа удержать их вместо Вениамина. Иосиф отвечал, что Бог, даровавший ему знание скрытых вещей, не позволяет ему поступать несправедливо, что он удержит только того, кто похитил его чашу, а другое могут возвратиться в свое отечество. Тогда Иуда приблизился к Иосифу, представил ему свое обещание возвратить Вениамина отцу и живо нарисовал ему горесть этого старца, когда он не сдержит своего слова. Иосиф, не могший долее скрывать своих чувств, приказал всем выйти, исключая братьев, и вскричал: «Я Иосиф!» Его братья исполнились страхом и удивлением: но тронутый их испугом и их молчанием, Иосиф продолжал: «Приблизьтесь ко мне, я Иосиф, которого вы продали в Египет. Но теперь не предавайтесь ни гневу, ни раскаянию, потому что Бог послал меня в эту страну для вашего спасения. Итак, не вы, но Бог послал меня сюда, Бог сделал меня наместником фараона, правителем его дома и владетелем всей страны египетской». Он прибавил, чтобы они поспешили возвестить об этом отцу, чтобы он прибыл в Египет и поселился в земле Гесем со всем своим домом, рабами и стадами. Потом он обнял Вениамина и всех своих братьев. Фараон, восхищенный произошедшим, дал им колесницы и все, что необходимо было для переселения Иакова и его многочисленного семейства из ханаанской земли в Египет. Иаков, узнав, что Иосиф жив и управляет Египтом, благодарил Господа. «Мне уже нечего более желать, — говорил он, — потому что Иосиф жив, и я увижу еще его прежде своей смерти». Ему было 130 лет, когда он переселился в Египет. Иосиф пошел к нему навстречу и, лишь только увидел его, бросился на шею и облобызал его. Иаков просил его сказать фараону, что он был всегда пастырем, чтобы не быть удержанным при дворе и получить позволение поселиться в земле Гесем, на что царь легко согласился. Голод должен был еще продолжаться пять лет: Иосиф питал Иакова и все его семейство. Иаков жил семнадцать лет в Египте. Давая благословение своим детям перед своей смертью, он так говорил Иосифу: «Иосиф — отрасль плодоносного дерева, отрасль плодоносного дерева над источником; ветви его простираются над стеною; огорчали его, и стреляли и враждовали на него стрельцы, но тверд остался лук его, и крепки мышцы рук его, от рук мощного Бога Иаковлева. Оттуда Пастырь и твердыня Израилева, от Бога отца твоего, Который и да поможет тебе, и от Всемогущего, Который и да благословит тебя благословениями небесными свыше, благословениями бездны, лежащей долу, благословениями сосцов и утробы, благословениями отца твоего, которые превышают благословения гор древних и приятности холмов вечных; да будут они на голове Иосифа и на темени избранного между братьями своими» (Быт. 49:22—26). После этого предсказания, возвещавшего столь ясно пришествие Мессии, которого Иосиф был прообразом, Иаков заклинал его похоронить его тело во гробе его отцов. Иосиф, как говорит Священное Писание пал на лице отца своего, и плакал над ним, и целовал; потом повелел набальзамировать тело его и после многих дней плача, просил фараона позволить погрести тело отца своего в земле ханаанской и прибавил: «Отец мой сказал мне: «Видишь, что я умираю; поклянись мне, что ты погребешь меня во фобе, который я приготовил в земле ханаанской». Знатнейшие египтяне сопровождали его в этой погребальной процессии, так же как и братья, оставившие своих детей и стада в земле Гесем. Иосиф положил тело Иакова с телом Авраама и Исаака в той самой пещере, которую купил Авраам у Ефрона хеттеянина. Хананеяне, пораженные величием этого погребального шествия, говорили друг другу: «Вот великий плач между египтянами». И самое место погребения называли Плач Египетский. Возвратившись, братья Иосифа боялись, чтобы он не стал им мстить, и изъявили ему новую покорность; но он разуверил их и обещал кормить их и их детей. Итак, Иосиф жил в Египте со всем домом своего отца. Он видел детей Ефрема до третьего рода; он держал на своих коленях детей Махира, сына Манассиина. Чувствуя приближение смерти, он предсказал своим братьям, что Бог изведет их из земли гесемской и утвердит в земле, обетованной Аврааму, Искааку и Иакову; потом заклинал их вынести тогда его останки в землю Ханаанскую, что и было сделано, когда Моисей извел израильтян из Египта. Иосиф умер на 110 году своей жизни. Он управлял Египтом около 80 лет. Его тело было набальзамировано и положено в египетском фобе. Жизнь этого патриарха, между прочими уроками, дает нам следующий: благоденствие и счастье не сделали его гордым, как несчастья не довели его отца до отчаяния. Наконец, Иосиф есть прекрасный образец прощения оскорблений и несправедливостей; и в этом отношении Иосиф есть прообраз Иисуса Христа.