БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ  СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов
ИОСИФ

ИОСИФ

ИОСИФ

(Флавий), историк, лицо знаменитое между иудеями, родился

в Иерусалиме в 37 г. после Р. X., то есть, по общему мнению, в четвертый

год евангельской проповеди апостолов. Мы делаем это замечание для того,

чтобы показать нашим читателям, как невероятно, чтобы человек столь важный,

как Иосиф, во все продолжение своей жизни, столько любопытный по учению

и знанию с самого детства, столько знаменитый в своем народе по своему

родству с Ас-монеями и со священническим поколением, никогда не слышал

о Христе и христианах в то время и в том городе, когда и где они были столь

жестоко преследуемы и гонимы учителями закона, книжниками и фарисеями (Иосиф

принадлежал к секте последних); потому что, впрочем, зная о них совершенно,

он ничего не говорит о них в своих сочинениях даже тогда, когда время и

события доставляли ему самый естественный случай, как, например, когда

он говорил о Иоанне Крестителе и Иакове, епископе иерусалимском. Это замечание,

без сомнения, исходило от тех писателей последнего века, старавшихся подвергнуть

сомнению подлинность славного текста, находящегося у Иосифа Флавия и касающегося

Иисуса Христа и Его религии. Если бы было иначе, то мы вынуждены были бы

сказать, что они не признали за ним всей важности, которую оно должно иметь

в этом важном критическом вопросе. Мы будем рассматривать Иосифа в трех

отношениях: в отношении его политической жизни, в отношении его мнений

и в отношении его сочинений. Он получил блестящее воспитание, объемлющее

все науки, преподававшиеся тогда у иудеев, преимущественно же знание и

толкование Священного Писания. Он делал необыкновенные успехи и в четырнадцать

лет изъяснял по просьбе священников самые темные места закона. В это время

между иудеями было большое множество сект; Иосиф хотел узнать в сущности

различные мнения каждой. Он изучал их так старательно, что провел около

трех лет в уединении, исполняя строгости, чтобы лучше понять учение некоего

философа Вана, принадлежавшего к секте фарисеев. Эту-то секту Иосиф решился

принять, потому что нашел ее более сообразной с буквой закона. Достигнув

двадцати шести лет, он был послан в Рим со многими священниками, своими

друзьями, обвиненными в мнимом восстании против римского владычества, и

имел счастье споспешествовать их прошению через покровительство императрицы

Поппеи. Он добился ее благосклонности при посредстве одного актера, своего

соотечественника, пользовавшегося ее милостью. С этого времени и сам Иосиф

стал иметь кредит и милость при дворе Нерона, где его природные дарования,

ум и умение себя держать за короткое время сделали его весьма важным лицом.

Но едва он возвратился в Иерусалим, как против желания и воли принужден

был принять деятельное участие в возмущении иудеев против римлян. Сначала

он пытался остановить безрассудные намерения главных зачинщиков возмущения,

но, видя, что они не внимают его указаниям и советам, он решил, что лучше

принять участие в их предприятии и, если понадобится, погибнуть, нежели

оставить своих соотечественников. Итак, он принял на себя управление Галилеей

и поспешил приготовиться к упорному сопротивлению в случае нападения римлян,

что и действительно скоро случилось (66 г.). Деятельность и самопожертвование

его не были однозначно оценены всеми его соотечественниками. Иоанн Гискальский

обвинил его в желании сдаться римлянам, и Иосиф едва не погиб от этой клеветы.

Он принужден был спасаться среди больших опасностей; но главнейшие города

Галилеи поспешили послать ему помощь, и возмущение окончилось казнью одного

из виновных начальников. Тогда Иосиф снова занялся управлением и удалился

в укрепленный город Иопату, решив оказать энергичное сопротивление. Скоро

Веспасиан, предводитель римских войск, напал на него. Осада продолжалась

двадцать семь дней и продолжалась бы еще более, если бы не измена одного

перебежчика, который открыл врагу, до какой крайности доведен гарнизон.

Город взят был приступом, и несчастные жители почти все погибли жертвой

ярости римских солдат. Иосиф успел бежать и скрылся в обширный колодец

с сорока воинами и жизненными припасами. Но одна женщина открыла это убежище

и дала знать римскому полководцу, который тотчас послал к нему двух трибунов,

требуя сдачи и обещая даровать жизнь. Но эти несчастные упорно отказывались

и угрожали лишением жизни Иосифу, если он покажет хотя бы малейшее расположение

к принятию этого предложения. Более того, когда всякая надежда к бегству

была потеряна, они решились лучше умертвить себя, нежели попасть в руки

врагов. Тщетно Иосиф старался отвратить их от этого жестокого и отчаянного

намерения. Он мог получить только согласие, чтобы они не умерщвляли сами

себя, но посредством жребия узнавали того, кто должен быть умерщвлен другими.

И так Иосиф остался один с воином, которого наконец убедил сдаться Веспасиану.

Веспасиан обошелся с ним весьма ласково, и даже в незначительное время

Иосиф снискал его доверие и уважение, чего достиг своим искусным обхождением

и ласкательствами, которые расточал до того, что предсказывал ему обладание

империей. Тотчас, как Веспасиан взошел на престол, он возвратил Иосифу

свободу и осыпал его милостями. Тит, сын Веспасиана, также любил и уважал

Иосифа и, отправляясь под стены Иерусалима, увел его с собой, не столько

для того, чтобы наслаждаться его присутствием, сколько для того, чтобы

его кредитом и красноречием действовать на начальников народа, чтобы убедить

их предпочесть покорность войне, которая не могла кончиться в их пользу.

Но все усилия Иосифа, вся его мудрость разбивались о сопротивление, которому

не бывало примеров и которое скоро должно было привести на этот отверженный

народ исполнение того проклятия, которое за сорок лет перед сим было наложено

на него его старейшинами, распявшими Спасителя: «Кровь Его на нас и на

детях наших» (Мф. 27:25). Его осыпали проклятиями и ругательствами, в него

бросали камнями, и он едва не погиб. После взятия города Тит, зная, что

Иосиф лишился здесь своего имущества, позволил взять ему из добычи все,

что ему заблагорассудится; но он попросил себе только Священные Книги и

свободу родственникам и друзьям. Тит увел его с собой в Рим, и Веспасиан

даровал ему дворец, который занимал сам до восшествия на престол; дал ему

значительный пансион и право римского гражданства. Тит и Домициан, восходившие

последовательно на престол, следовали примеру своего отца и не переставали

покровительствовать ему, защищать от врагов; у Иосифа было много врагов

среди своих соотечественников, которые считали его изменником, отрекшимся

от религии и отечества. Время смерти Иосифа неизвестно; впрочем, по мнению

авторитетных источников, она последовала не позже 95 г. после Рождества

Христова. Иосиф написал или, по крайней мере, просмотрел и исправил большую

часть своих сочинений в промежуток между взятием Иерусалима и смертью.

Все они написаны по-гречески, исключая Истории Иудейской войны, которую

он написал сначала на сирийском, или тогдашнем еврейском языке, но потом

перевел на греческий. Главнейшие из этих сочинений: 1) История Иудейской

войны. Тит читал ее с таким удовольствием, что повелел перевести на латинский

язык и положить в публичную библиотеку; но этот перевод не дошел до нас.

Хотя достоверная в сущности она включает много преувеличенных рассказов,

появившихся от желания Иосифа угодить своим повелителям. 2) Иудейские древности;

важнейшее и славнейшее произведение Иосифа. Он следовал в них рассказу

священных писателей, восполняя молчание священных книг преданиями и толкованиями

времен позднейших. Но с негодованием видим, что низкое снисхождение к языческим

предрассудкам или ложной философии заставило его искажать чудесные факты

или подвергать их сомнению. Он простер свое желание угодить до того, что

прилагал к Веспасиану пророчества, относящиеся, по свидетельству всей синагоги,

к Мессии. У) Две книги против Апиона, Грамматика Александрийского, писавшего

против иудейского народа, его законов и обычаев. В этом сочинении находятся

многие отрывки из историков и древних писателей, которых сочинения затеряны.

4) Рассуждения о мученичестве Маккавеев, почитаемое образцом красноречия.

Наконец, 5) Начертание собственной жизни. Родился спор о славном месте,

находящемся в некоторых экземплярах сочинений Иосифа, касающемся Иисуса

Христа, которое многие критики считают подложным. Изложение этого спора

можно видеть в Demonstration Evangelique Гюета. Мы скажем только, что бл.

Иероним, Евсевий Кесарийский, Исидор Пелузский, Созомен, Гроций, Гюет и

прочие ученые критики признавали это место подлинным и что причина, по

которой отвергают его, не имеет никакой цены в глаза того, кто понимает

скрытые пружины, очень часто управляющие верованиями и действиями человеческими.

Эти ложные критики говорят, что после такого свидетельства о Иисусе Христе

Иосиф неминуемо должен был принять христианскую религию, как будто бы в

нравственном мире известная степень убеждения, даже искреннего, необходимо

заставляет волю действовать сообразно с началами и правилами, которые нельзя

отвергнуть. Мы уже показали в начале этой статьи, что Иосиф не мог не знать

о жизни и смерти Иисуса Христа, о Евангельской проповеди апостолов, о быстром

распространении христианской религии. Итак, если бы даже он и не упомянул

о них в своих сочинениях, даже при самом удобном случае, то его молчание

надобно было бы приписать не незнанию самих фактов, но совершенно другой

причине. С другой стороны, для христианской религии неважно, говорит ли

о ней Иосиф или нет. Потому что она существует, имела начало, первых проповедников;

если эти проповедники, эти начала были не те, которые мы видим у евангелистов,

то пусть противники укажут нам другие и в другое время столь же определенно

и положительно. Иосиф не есть свидетель необходимый для религии Иисуса

Христа; но он имеет неоспоримый авторитет в пользу истинности книг Нового

Завета. Впрочем, вот это место так, как оно читается в древностях Иудейских.

«В это время был Иисус, человек мудрый, если только можно назвать Его человеком;

ибо Он творил многие чудеса. Он учил истине тех, которые желали быть его

учениками, и привлек к себе много иудеев и даже язычников. Он был обвинен

перед Пилатом знатнейшими из нашего народа, и Пилат распял Его. Те, которые

любили Его прежде, не перестали любить и после, потому что Он явился живым

через три дня после своей смерти. Святые пророки предсказывали о Нем все

это и многие другие чудеса, и секта христиан, получившая от Него свои имя,

существует еще и ныне « (См. рассуждение об этом месте в P. de Colonia;

La Religion chretienne autorisee par le seul temoignage des auteurs paiens).

Лучшим и полнейшим изданием сочинений Иосифа Флавия почитается издание

амстердамское в 2-х томах in-folio, на греческом и латинском языках, 1746

г. Славится еще латинский перевод Руфина, 1 том in-folio, изданный в Аугсбурге

в 1470 г.