БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов
ИОСАФАТ
ИОСАФАТ (904 г. до Р. X.), царь иудейский, сын и преемник Асы,
взошел на престол тридцати пяти лет от рождения. Он был царь праведный
и благоугодный Господу, Которого закону он следовал неуклонно. Он обратил
все свои силы на подавление идолопоклонства, насажденного его предшественниками,
которое, несмотря на все усилия, не мог искоренить его отец; его пример
и увещание успели внушить многим иудеям сознание их обязанностей. Для уничтожения
служения богам чуждым Иосафат не прибегал к мерам строгим, имеющим часто
только кратковременное действие, но действовал путем убеждения; он хотел
просветить умы, а не принудить. Вследствие сего он повелел жрецам и левитам
пройти все города иудейские, наставить иудеев и призвать к соблюдению закона.
Если эти проповеди не произвели в будущем тех решительных результатов,
которых желал царь, если народ не мог совершенно исторгнуть из своего сердца
непонятной любви к ложным богам, то по крайней мере во все время его царствования
мы не видим тех грубых нечестия и суеверия, которые бесчестили народ в
предыдущие царствования. Пока оно продолжалось, служение истинному Богу
было богослужением целого общества и мало-помалу возрождалось благочестие
времен Давида. Иосафат после этих благочестивых забот обратил внимание
на благоденствие своего царства, укрепил доступные места, набрал храбрую
и многочисленную армию, разделил ее на многие корпуса и обязал их охранять
границы. Соседние народы, видя эти мудрые меры, старались заключить мир
с монархом, который не пренебрегал ничем, чтобы заставить уважать свою
власть: все они, не исключая филистимлян и арабов, прислали ему богатые
дары, состоявшие преимущественно в стадах и серебре. С такой же мудростью
царь иудейский строил города и крепости и достиг высшей степени могущества.
Доселе его политика руководствовалась мудрыми правилами; но он сделал вдвойне
ошибку, дав в супруги сыну своему Иораму Гофолию и соединившись с нечестивым
Ахавом в войне против сириан. Этот поход скоро кончился смертью его союзника
(см. Ахав), которого поразила невидимая рука. Иосафат, которого пророк
Михей отвращал от этой войны, подвергся также большим опасностям в этом
сражении; принятый за израильского царя, он был окружен избранными сириянами
и своим спасением обязан только особенному покровительству Иеговы. По возвращении
в Иерусалим пророк Ииуй упрекал его за помощь нечестивому Ахаву; царь оплакал
свое заблуждение и умилостивил Господа жертвами. Потом он занялся утверждением
правосудия в своем государстве и установил в городах судей для разрешения
споров, исключая вопросы, которые должны быть предложены на рассмотрение
совета, состоявшего из главнейших жрецов и левитов. Инструкции, данные
членам этого совета, свидетельствуют о чистоте его намерений. «Вспомните,
— говорил он им, — что вы будете воздавать справедливость не во имя человека,
но во имя Бога, Который видит сердца людей; решайте по закону, без лицемерия;
пусть подарки не портят вас». Мир, которым наслаждалось царство Иудейское
в правление этого мудрого монарха, был вдруг нарушен странным нашествием
моавитян, аммонитян и идумеян, которые остановились в окрестностях Енгадди,
в трехстах стадиях от Иерусалима. Иосафат, устрашенный численностью неприятеля,
молил о помощи Бога брани, дающего победу. Он наложил всеобщий пост и призвал
всех своих подданных для принесения жертвы Господу и моления Его о всеобщем
спасении. Со всех сторон бежали в Иерусалим; мужчины, женщины, дети стремились
в храм; думали, что настали времена Соломона. «Господи, — сказал Иосафат,
— мы не в состоянии противиться этим бесчисленным народам, которые стремятся
на нас; но не в Твоих ли руках заключаются могущество и сила? Не Ты ли
очистил землю сию для Израиля? Не Ты ли дал ее потомству Авраама, Твоего
раба? Помяни, Господи, что они создали здесь храм имени Твоему, воспевают
здесь славу Твою, помяни и благоволи избавить их в день скорби; услыши
наши вопли, и вонми молитве нашей!» Весь Иуда с благоговением припадал
к Господу в молчании; вдруг Иозиил, сын Заха-рии, внук Ваней, воодушевленный
свыше, стал пророчествовать. «Внимайте, — говорил он, — все жители Иерусалима
и Иудеи, и ты, царь Иосафат, внемли: пусть это бесчисленное множество,
стремящееся на вас, не поселяет в сердцах ваших детского страха; ступайте
против них, и Бог брани сразится за вас; Его помощь будет видима для всех».
Певцы и левиты огласили храм благодарственными песнями; восторг воодушевил
боязливых, и Иосафат увидел себя во главе мужественной армии и на следующий
день выступил в поход. Для ободрения своих воинов царь сказал: «Веруйте
в Бога ваших отцов и Его пророка, и победа принадлежит нам». Она получена
без сражения. Господь поселил между врагами дух раздора, и они истребили
друг друга. Иосафат, пришедший со своим войском к горе Сиир, близ пустыни
Иеруил, нашел только поле, покрытое трупами и остатки стана. Это событие,
отпразднованное при звуках музыкальных инструментов, доставило мир Иосафату,
который все свои заботы обратил на благоденствие государства. Он хотел
доставить народу новый источник богатства и составил торговый флот с согласия
Охозии, царя израильского; но его корабли были разбиты бурей о скалы Асионгавера.
«В наказание за твой союз с Озхозией, — сказал ему пророк Елие-зер, — Бог
разрушил твои корабли и воспрепятствовал им дойти в Фар-сис». Иосафат не
осмелился или не имел времени сделать новую попытку. Он умер после двадцатипятилетнего
царствования, оставив Иораму, своему недостойному сыну, счастливое и мирное
царство.