БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ  СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов
ИОСАФАТ

ИОСАФАТ

ИОСАФАТ (904 г. до Р. X.), царь иудейский, сын и преемник Асы, взошел на престол тридцати пяти лет от рождения. Он был царь праведный и благоугодный Господу, Которого закону он следовал неуклонно. Он обратил все свои силы на подавление идолопоклонства, насажденного его предшественниками, которое, несмотря на все усилия, не мог искоренить его отец; его пример и увещание успели внушить многим иудеям сознание их обязанностей. Для уничтожения служения богам чуждым Иосафат не прибегал к мерам строгим, имеющим часто только кратковременное действие, но действовал путем убеждения; он хотел просветить умы, а не принудить. Вследствие сего он повелел жрецам и левитам пройти все города иудейские, наставить иудеев и призвать к соблюдению закона. Если эти проповеди не произвели в будущем тех решительных результатов, которых желал царь, если народ не мог совершенно исторгнуть из своего сердца непонятной любви к ложным богам, то по крайней мере во все время его царствования мы не видим тех грубых нечестия и суеверия, которые бесчестили народ в предыдущие царствования. Пока оно продолжалось, служение истинному Богу было богослужением целого общества и мало-помалу возрождалось благочестие времен Давида. Иосафат после этих благочестивых забот обратил внимание на благоденствие своего царства, укрепил доступные места, набрал храбрую и многочисленную армию, разделил ее на многие корпуса и обязал их охранять границы. Соседние народы, видя эти мудрые меры, старались заключить мир с монархом, который не пренебрегал ничем, чтобы заставить уважать свою власть: все они, не исключая филистимлян и арабов, прислали ему богатые дары, состоявшие преимущественно в стадах и серебре. С такой же мудростью царь иудейский строил города и крепости и достиг высшей степени могущества. Доселе его политика руководствовалась мудрыми правилами; но он сделал вдвойне ошибку, дав в супруги сыну своему Иораму Гофолию и соединившись с нечестивым Ахавом в войне против сириан. Этот поход скоро кончился смертью его союзника (см. Ахав), которого поразила невидимая рука. Иосафат, которого пророк Михей отвращал от этой войны, подвергся также большим опасностям в этом сражении; принятый за израильского царя, он был окружен избранными сириянами и своим спасением обязан только особенному покровительству Иеговы. По возвращении в Иерусалим пророк Ииуй упрекал его за помощь нечестивому Ахаву; царь оплакал свое заблуждение и умилостивил Господа жертвами. Потом он занялся утверждением правосудия в своем государстве и установил в городах судей для разрешения споров, исключая вопросы, которые должны быть предложены на рассмотрение совета, состоявшего из главнейших жрецов и левитов. Инструкции, данные членам этого совета, свидетельствуют о чистоте его намерений. «Вспомните, — говорил он им, — что вы будете воздавать справедливость не во имя человека, но во имя Бога, Который видит сердца людей; решайте по закону, без лицемерия; пусть подарки не портят вас». Мир, которым наслаждалось царство Иудейское в правление этого мудрого монарха, был вдруг нарушен странным нашествием моавитян, аммонитян и идумеян, которые остановились в окрестностях Енгадди, в трехстах стадиях от Иерусалима. Иосафат, устрашенный численностью неприятеля, молил о помощи Бога брани, дающего победу. Он наложил всеобщий пост и призвал всех своих подданных для принесения жертвы Господу и моления Его о всеобщем спасении. Со всех сторон бежали в Иерусалим; мужчины, женщины, дети стремились в храм; думали, что настали времена Соломона. «Господи, — сказал Иосафат, — мы не в состоянии противиться этим бесчисленным народам, которые стремятся на нас; но не в Твоих ли руках заключаются могущество и сила? Не Ты ли очистил землю сию для Израиля? Не Ты ли дал ее потомству Авраама, Твоего раба? Помяни, Господи, что они создали здесь храм имени Твоему, воспевают здесь славу Твою, помяни и благоволи избавить их в день скорби; услыши наши вопли, и вонми молитве нашей!» Весь Иуда с благоговением припадал к Господу в молчании; вдруг Иозиил, сын Заха-рии, внук Ваней, воодушевленный свыше, стал пророчествовать. «Внимайте, — говорил он, — все жители Иерусалима и Иудеи, и ты, царь Иосафат, внемли: пусть это бесчисленное множество, стремящееся на вас, не поселяет в сердцах ваших детского страха; ступайте против них, и Бог брани сразится за вас; Его помощь будет видима для всех». Певцы и левиты огласили храм благодарственными песнями; восторг воодушевил боязливых, и Иосафат увидел себя во главе мужественной армии и на следующий день выступил в поход. Для ободрения своих воинов царь сказал: «Веруйте в Бога ваших отцов и Его пророка, и победа принадлежит нам». Она получена без сражения. Господь поселил между врагами дух раздора, и они истребили друг друга. Иосафат, пришедший со своим войском к горе Сиир, близ пустыни Иеруил, нашел только поле, покрытое трупами и остатки стана. Это событие, отпразднованное при звуках музыкальных инструментов, доставило мир Иосафату, который все свои заботы обратил на благоденствие государства. Он хотел доставить народу новый источник богатства и составил торговый флот с согласия Охозии, царя израильского; но его корабли были разбиты бурей о скалы Асионгавера. «В наказание за твой союз с Озхозией, — сказал ему пророк Елие-зер, — Бог разрушил твои корабли и воспрепятствовал им дойти в Фар-сис». Иосафат не осмелился или не имел времени сделать новую попытку. Он умер после двадцатипятилетнего царствования, оставив Иораму, своему недостойному сыну, счастливое и мирное царство.