БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов
ИОРАМ
ИОРАМ (880 г. до Р. X.), восьмой царь иудейский, сын Иосафата,
вступил на престол тридцати двух лет, в 88—0 г. до Р. X. Иосафат избрал
его своим преемником, потому что он был его первенец, и за три года до
своей смерти назначил его своим соправителем. С самого дня назначения его
преемником Иосафат старался посеять в душе его любовь к справедливости
и страх Господень и внушить ему отвращение к нечестию и идолопоклонству,
всегда столь гибельным. По несчастию, он дал ему в супруги Гофолию, дочь
Ахава, царя израильского. Известно, каких преступлений и бедствий был источником
этот брак. Имя Гофолии кровавыми письменами начертано в летописи царей
иудейских. Между тем Иорам сначала, казалось, оправдывал надежды своего
отца и ходил в путях добродетели, пока жил Иосафат. Но предоставленный
самому себе, слабый характером, он не мог противостоять преступным внушениям
Гофолии. Он скоро забыл спасительные правила своего отца и последовал примеру
царей израильских. Нескольких дней было ему достаточно для разрушения великого
дела святых царей, насадивших в иудейском царстве благочестие, для ввержения
своего дома и своего царства в бездну бедствий. Казалось, что Господь испытывал
от времени до времени этот непостоянный народ, посылая ему нечестивых царей;
но, увы! он никогда не имел силы воспротивиться соблазну. И теперь Иорам
нашел его расположенным к служению чуждым богам. Священные высоты были
восстановлены, и идолопоклонство воцарилось во граде Давидовом. Между тем
Гофолия поселила в сердце Иорама честолюбие и все пороки, пожиравшие ее.
Посему Иорам сделался столько же жесток, сколько был нечестив. Он боялся
своих братьев, которые мирно управляли городами, данными им Иосафатом,
их отцом, по обычаю царей иудейских. Для обеспечения себя он повелел умертвить
их и всех граждан, служивших при его отце и бывших, так сказать живым упреком
его заблуждениям. Но он не воспользовался плодами своего преступления.
В то время, когда это преступление облекло Иудею ужасом, Иорам узнал, что
идумеяне, которых Давид сделал данниками, отложились от него и, казалось,
приносили последнюю жертву для искупления своей независимости. Он поспешно
собрал войска и отправился против них со всеми своими силами; достигнув
Сеира, в Идумее, он расположился станом у подножия горы в виду неприятеля;
идумеяне, чувствуя свою слабость, не осмелились открыто противостоять иудеям
и вздумали сделать внезапное нападение на иудейский стан ночью. Они окружили
гору, когда Иорам напал на них и разбил наголову. Только немногие спаслись
благодаря темноте ночи. Казалось, что это поражение должно было ослабить
их навсегда, несмотря на то, они не покорялись. Иорам с многочисленной
армией не мог покорить страну, в которой мог сражаться только с небольшими
отрядами, постоянно беспокоившими и избегавшими его. После бесполезных
усилий он принужден был возвратиться в Иерусалим с одной только славой
бесплодной победы. Идумеяне не покорились ему. Редко случается, чтобы возмущение,
увенчанное успехом, не увлекло других. Посему один из важнейших городов
колена Иудина, священнический город Левна, лежавший на юге, на границах
Идумеи, последовал ее примеру и отказал в повиновении царю. Не видно, чтобы
Иорам старался покорить его силой. Вероятно, что, возвращаясь из похода
в Идумею, он попытался найти счастье и под стенами этого города. Таким
образом, нечестие этого государя, попиравшего ногами законы, было наказано
возмущением и неповиновением собственных подданных. Его закоснелое сердце
не внимало этим первым предзнаменованиям небесного гнева. Он упорствовал
в заблуждениях и навлекал на свою голову страшные наказания, которые поразили
его впоследствии. Когда час небесного правосудия пробил, пророк Илия послал
к нему через одного из своих учеников послание, где возвещался суд Господень
над ним: «Ты не шел по следам своего отца и деда, Иосафата и Асы; ты забыл
их примеры и последовал заблуждениям и порокам царей Израильских. Ты забыл
Господа и поклонился богам чуждым. Ты ввел Иуду и Иерусалим в грех дома
Ахавова. Ты осквернил себя кровью Давида, избив своих братьев, правых перед
Господом. Посему Бог Израилев поразит тебя великой казнью, тебя, твой народ,
твоих жен и детей и все, что принадлежит тебе. Ты будешь поражен жестокой
болезнью, которая уничтожит твои внутренности до последнего издыхания».
Иорам не устрашился этих угроз. Между тем час наказания быстро приближался.
Бесчисленная армия арабов и ефиоплян, находившихся на севере Чермного моря,
возбужденная гневом божественным, наводнила царство Иудейское и внесла
убийство и опустошение. Иерусалим был взят и ограблен. Все богатства граждан,
все сокровища Иорама, с его женами и детьми, исключая младшего, сделались
добычей варваров. Они удалились, обремененные добычей, оставив за собой
плач и нищету. Иорам видел, таким образом, исполнение первой части пророчества.
Этот несчастный царь не мог избежать своей участи. Он был поражен болезнью,
которая, медленно пожирая его внутренности, причиняла ему страшную боль.
В продолжение целых двух лет его тело было пожираемо болезнью так, что
падало кусками. Среди этих нравственных и физических страданий он должен
был обратить внимание на самого себя и на те действия, которые были следствием
оставления Господа. Но страдания не привели его к покаянию. Он и во фоб
сошел с теми же чувствами, которые управляли всеми его действиями, и умер
в восьмом году своего царствования, считая со дня назначения его соправителем.
Он жил сорок лет. Народ иудейский не мог любить царя, царствование которого
было столь гибельно для него. Иосиф Флавий говорит, что он поносил страдания
царя, потому что почитал их небесным наказанием. Посему и лишил его погребальных
почестей, которые воздавал его предшественникам, не жег благовоний на его
теле и похоронил не во фобе Давида.