БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ  СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов
ИОНАФАН II МАККАВЕЙ

ИОНАФАН II МАККАВЕЙ

ИОНАФАН II МАККАВЕЙ

, прозывавшийся Апфусом, брат Иуды, пятый

из сыновей Маттафии, сорок восьмой первосвященник иудейский. Он сопровождал

своего отца, когда тот бежал от преследования Антиоха Епифана, и участвовал

во всех походах его, занимая в них весьма многие и важные посты. После

смерти мужественного Иуды, успевшего восстановить религию и закон, нечестивые

и злые граждане, принуждаемые доселе скрываться, дерзко явились в Израиль

и отдали большую часть страны Вакхиду. Последний поставил правителями Иудеи

израильтян, преданных Сирии, отступников от закона Моисеева. Во главе их

был первосвященник Алким, который обесчестил себя, жертвуя выгодами отечества

своему ненасытному честолюбию. Старейшины в приверженцы Иуды были отыскиваемы

и немилосердно предаваемы смерти. В довершение бедствия страшный голод,

необходимое следствие войн и переходов бесчисленных войск, тяготел над

Иудеею. Никогда не видали подобного опустошения в Израиле с тех пор, как

перестали являться пророки. Верные Иудее, оплакивая эти бедствия, пришли

к Ионафану, и сказали ему: «С того времени, как скончался брат твой Иуда,

нет подобного ему мужа, чтобы выйти против врагов и Вакхида и против ненавистников

нашего народа. Итак, теперь мы тебя избрали быть нам вместо него начальником

и вождем, чтобы вести войну нашу» (1 Мак. 9:29—30). Таким образом Ионафан

был облечен верховной властью. Вак-хид, лишь только узнал об этом, поспешно

повелел схватить нового правителя и всех его товарищей. Ионафан бежал от

его поисков за Иордан в окрестности озера Асфар; Сирийский военачальник

преследовал его и здесь. Тогда Ионафан понял, что надобно серьезно подумать

о защите, если он не хочет оставить без надежды свое отечество. Он поручил

брату своему Иоанну и нескольким преданным ему израильтянам просить помощи

у навуфеян, потомков Измаила, союзников иудеев. Сыны Иамврии, начальника

моавитского племени, вышли из Мидавы, схватили Иоанна и всех его спутников

и немилосердно предали их смерти. Эта жестокость была страшно отомщена:

Ионафан и Симон, узнав, что жители Мидавы праздновали брак и провожали

невесту, дочь одного из знатнейших ханаанских князей, вспомнили о крови

брата своего и устроили засаду в горе, скрывшей их от всех взоров. В то

время, когда жених, сопровождаемый своими друзьями и родственниками, встретил

невесту при радостных кликах и звуках музыки, иудеи вышли из засады, устремились

подобно потоку на эту радостную толпу, убили одних, прогнали в горы других,

завладели бесчисленной добычей. И так брак обратился в траур, и звуки музыки

в плачь. Между тем Вакхид, желая подавить восстание в самом начале, пришел

со всем войском на берега Иордана, где находился Ионафан, несмотря на превосходство

сирийских сил, Ионафан решился сразиться и убеждал иудеев мужественно исполнить

свой долг. «Доселе, — говорил он, — мы могли спастись от своих преследователей

бегством; теперь и эта помощь отнята у нас. Враги, река, леса и непроходимые

болота окружают нас со всех сторон. И так, нам остается ожидать помощи

от своего мужества и Господа сил». Сражение было продолжительное и кровопролитное;

Ионафан напал на Вакхида и столь теснил его, что последний обратился в

бегство. Но после страшных, храбрых усилий Ионафан понял, что сопротивляться

долее сирийским, постоянно возобновлявшимся войскам значило бы идти на

верную смерть, бросился со своими храбрецами в реку и переправился через

нее вплавь. Поле сражения осталось за сириянами, но победа принадлежала

евреям, которые поразили более тысячи неприятелей. Сирияне не захотели

преследовать иудеев, умевших так хорошо защищать свою независимость, и

возвратились в Иерусалим. Чтобы поставить всю страну в состояние противиться

Маккавею, Вакхид возобновил крепости, построил новые, и приготовил большой

запас оружия и жизненных припасов. Чтобы лучше обеспечить верность иудеев,

он взял заложниками детей знатнейших граждан. Приняв подобные меры предосторожности,

он возвратился к своему повелителю. Но прежде, чем оставил Иудею, он был

свидетелем смерти Алкима, одного из зачинщиков кровопролитных войн, опустошивших

его отечество. В это время почти вся обетованная земля находилась во власти

царей сирийских. Ионафан и его путники, блуждая в пустынях, подобно сыну

Иессеову, не имея ни крепостей для защиты, ни силы для предпринятия чего-нибудь

важного, переходили от убежища к убежищу, ожидая благоприятного времени.

Так шли дела в продолжении двух лет. Враги смотрели на них с ужасом: они

знали их мужество, знали какая участь ожидает их самих, когда победа увенчает

эту горсть храбрых. Кроме того, они боялись, чтобы народ, сбросив иго страха

и воспомянув о Боге своих отцов, не соединился с храбрыми защитниками закона.

Действительно, большие бедствия могли охладить на некоторое время энтузиазм

и любовь иудеев к отечеству; но и одна искра могла воодушевить их и разжечь

в них еще сильнейшее пламя. Думая таким образом, отступники-израильтяне

представили Вакхи-ду, что Иудея никогда не будет наслаждаться совершенным

миром пока живут Ионафан и его сподвижники; что он беззаконно оскорбляет

царскую власть; что этот пример может сделаться соблазнительным, и что

наконец, надобно пресечь зло в самом его источнике. Вакхид принял эти советы,

и с многочисленной армией вступил в Иудею. Он думал схватить Ионафана внезапно;

и последний был уведомлен и еще раз успел спастись бегством от тех, которые

хотели предать его неприятелю; он даже схватил и предал смерти пятьдесят

человек из тех, на которых возложено было это поручение. Но недостаточно

было избежать измены; надобно было еще защищаться против соединенных сил

сирийского военачальника. Ионафан удалился в Вефавасию (Бефбессен), город

колена Ве-ниаминова, лежавший в Иерихонской пустыне, невдалеке от Иордана.

Он укрепился здесь, сколько это было возможно, и приготовился к продолжительному

сопротивлению. Враг не заставил себя ждать и, построив машины, начал быстро

производить осадные работы. Ионафан и Симон командовали гарнизоном. Первый,

почти всегда в поле, нападал на осаждающих, тревожил их день и ночь и причинял

им значительные потери, между тем как другой защищал Вефвасию от нападения

неприятеля. В одну ночь, когда Иоанафан напал на стан сириян для раздробления

их сил, Симон вышел из города, сжег машины и привел в беспорядок армию

Вакхида. Такой оборот дел очень опечалил сирийского военачальника, который

принужден был удалиться со стыдом. Вся тяжесть его гнева пала на тех, кто

присоветовали ему это предприятие, и все они были преданы смерти. Ионафан,

показывавший все качества неустрашимого военачальника, знал и политику.

Он с искусством воспользовался расположением Вакхида и просил у него мира,

пообещав возвратить всех пленных. Это предложение с радостью было принято

сирийским военачальником; разменяли пленных, взятых в продолжении всей

войны, и Вакхид, удивившийся мужеству Иоанафана, поклялся, что не сделает

никогда ему зла. Тогда Ионафан поселился на пределах колен Ефремова и Вениаминова,

в городе Махмасе, потому что в Иерусалиме, в котором сирияне занимали крепость

и цитадель, он не был в безопасности. Здесь он стал управлять и успел изгнать

нечестие из Израиля. Вскоре за тем появившиеся в Сирии раздоры благоприятствовали

его намерению восстановить во всех местах порядок и силу законов. Александр,

по прозванию Вала или Валес, называя себя сыном Антиоха Знаменитого, овладел

Птоломаидой, сирийским городом, и провозгласил себя царем. При этом известии

Димитрий поспешил собрать многочисленную армию и отправился против похитителя.

Боясь, чтобы иудеи, терпевшие столько притеснений, не соединились с его

соперником, он написал к Иоанафану письмо, в котором восхвалял его храбрость

и говорил о мире. Он дал ему власть собирать войска, заготовлять оружие

и повелел, чтобы возвратили ему всех заложников, которых взял Вакхид и

которые доселе содержались в иерусалимской крепости. Ионафан, облеченный

этой властью, явился в Иерусалим и прочел послание царя в присутствии всего

народа и гарнизона сирийского. Заложники были возвращены их родителям,

и Иерусалим сделался местопребыванием Маккавеев, которые деятельно занялись

постройкой новой стены вокруг горы Сиона. Иноплеменники, устрашенные такими

поспешными приготовлениями к войне, оставили свои посты и возвратились

в отечество. Только Вефсура была удержана иудеями-отступниками, оставившими

религию своих отцов и боявшимися мщения ревнителей закона. Александр, со

свой стороны, желая союза с мужественным Ионафаном, написал к нему письмо

следующего содержания: «Царь Александр брату Ионафану здравия. Мы узнали,

что ты человек могущественный и могущий быть нашим другом. Посему мы утверждаем

тебя великим первосвященником твоего народа. Мы желаем, чтобы ты был нашим

другом, принял участие в наших интересах, чтобы мы всегда были союзниками».

С этим письмом Александр послал ему пурпурную мантию и золотой венец. Ионафан

искусно воспользовался спокойствием к утверждению своей власти. В праздник

Сеней он облекся в священные одежды и в первый раз отправлял первосвященническую

должность. Потом набрал многочисленную армию и везде приготовил запасы

оружия. Эти приготовления имели целью обеспечить независимость народа и

целость владений и устрашили Димитрия, который, желая воспрепятствовать

союзу иудеев с его соперником, написал к Ионафану длинное письмо, в котором

безмерно расточал льстивые похвалы и самые обольстительные обещания. Это

письмо было прочитано в присутствии всего народа; но так как не могли положиться

на обещания царя, причинившего иудеям столько бедствий, то и решились заключить

союз с Александром; этот союз был соблюдаем с обеих сторон с самой точной

верностью. Войска Ионафана, соединенные с войсками Александра, скоро решили

участь обоих соперников в большом сражении, в котором Димитрий был побежден

и убит. Вала, мирный обладатель государства, хотел укрепить себя новым

союзом. Он просил и получил руку Клеопатры, дочери Птоломея, царя египетского.

Ионафан был приглашен на брак в Птоломаиду, праздновавшийся с истинно царским

великолепием в присутствии государей. Он принес им драгоценные подарки

и явился с величайшим блеском. Его слава возбудила зависть во многих, старавшихся

сделать его подозрительным перед царем сирийским. Но Александр заставил

замолчать их, осыпав почестями и богатством своего верного и мужественного

союзника. Он хотел, чтобы Ионафан являлся в народе в пурпурной мантии,

чтобы он всегда занимал первое после него место и один управлял Иудеей,

признавая таким образом его верховную власть. Спустя несколько времени

Вала имел случай радоваться своему поведению с Ионафаном и доверию к нему.

Димитрий Никанор, сын Димитрия, побежденного Александром, отправился из

Крита, куда бежал, оспаривать престол своих отцов. Вспомоществуемый наемными

войсками и изменой некоторых правителей, он вскоре завладел многими провинциями.

Военачальник его Аполлоний получил повеление войти в Иудею и привести ее

к покорности силой или хитростью. Но это дело превосходило его силы; Ионафан,

верный данному слову, не слушал самые обольстительные предложения и затворился

в крепостях, не желая положить участь своего отечества на весы сражения;

Аполлоний, не надеясь покорить страну, изборожденную крепостями, полными

воинов и жизненных припасов, оскорблял иудеев поносными словами: «Сойдите

с своих гор, — говорил он, — если полагаетесь на храбрость своих войск,

и выйдите на долину. Оставьте свои убежища и выйдите на равнину, где ничто

не защитит вас от наших ударов, и мы увидим, можете ли вы противостать

моей победоносной армии». Ионафан с негодованием слушал эти оскорбления.

Он с десятью тысячами избранных воинов вышел из Иерусалима и расположился

станом близ Иоппии, которая отворила ему ворота, несмотря на гарнизон,

поставленный здесь Аполлонием. Обе армии встретились на Азотской равнине;

завязалось сражение, во время которого Аполлоний воспользовался своей конницей

и окружил иудеев; Ионафан поставил войско в каре и сделал его недоступным

для нападения. Враги начинали уже уставать, когда Симон, пришедший с войском,

не принимавшим участия в деле, напал на них с быстротой и привел в беспорядок.

Поражение было совершенное, и враги искали убежища в Азоте. Ионафан преследовал

их, сжег город, храм и окружавшие его селения. Десять тысяч человек погибли

в этом сражении; добыча была безмерна. Победитель пошел против Аскалона,

который отворил ему ворота и покорился. Эта победа воодушевила Александра,

который с трудом защищался против своего соперника. Свидетельствуя Ионафану

свою благодарность, он отдал ему в собственность Аскалон с его округом

и подарил золотой пояс, который могли носить только принцы царской крови.

Вся Сирия находилась в войне. Царь египетский, под предлогом помощи своему

зятю, шел с многочисленной армией и, по мере того, как города отворяли

ему ворота, ставил в них гарнизоны. Когда таким образом он завладел изменой

многими городами, тогда соединился с Димитрием против Александра, который

был побежден и погиб. Птоло-мей не долго наслаждался плодами своего вероломства:

через три дня он умер от раны. Димитрий, взявший в супруги Клеопатру, о

которой мы говорили выше, умертвил египетские гарнизоны и сделался спокойным

обладателем государства. Между тем Ионафан продолжал освобождать Иудею

от иноплеменной власти. Последние волнения соседей оставили его в покое;

он собрал все свои силы и осадил Иерусалимскую крепость; он построил уже

все необходимые машины, когда Димитрий, узнавший о его намерениях, повелел

ему приехать в Птоломаиду. Ионафан приказал продолжать осадные работы и

отправился со старейшинами и драгоценными подарками. Димитрий еще не твердо

сидел на престоле и не желал наживать себе врагов. Итак, он благосклонно

принял иудейское посольство, возобновил прежние договоры с Ионафаном и

даровал ему еще большие права. Написанное им письмо для обнародования в

Иудее есть такой драгоценный памятник, которым мы не можем не поделиться

с нашими читателями. В нем мы видим, что народ Божий почти возвратил свои

древние владения и что с ним обходились так заботливо, как с опасным врагом

или весьма полезным союзником. «Царь Димитрий Ласфену, своему отцу, здравия.

Мы решились делать добро иудейскому народу, нашему другу, который сохраняет

нам верность, которую он дал нам по своей доброй воле. Итак, мы повелели,

чтобы три города, Лида, Рамафа и Афоема, со всеми их областями были отданы

первосвященникам иудейским вместо налогов, которые царь брал с них ежегодно,

и всего, что принадлежало ему из плодов земли и дерев. Мы предоставляем

им впредь отселе, что принадлежало нам, как десятины и подати, так же как

и пошлины на соль и венцы, принадлежавшие нам. Мы даем им все это, и этот

дар да будет всегда отселе на будущее время. Постарайся сделать копию с

этого повеления; пусть она будет дана Ионафану и положена в городе святом

на таком месте, где была бы видима всеми». Кроме того, он обязывался вывести

гарнизоны из иерусалимской и других крепостей в Иудее. Скоро случай оправдал

его поведение. Жители города Антиохии возмутились против него; он боялся,

чтобы зло не распространилось с быстротою. Он обратился к Ионафану, который

послал ему три тысячи воинов, с помощью которых Димитрий прекратил возмущение.

Эта услуга была вознаграждена самой черной неблагодарностью. Димитрий,

забыв свои обещания, перестал покровительствовать иудеям, как скоро увидел,

что не имеет в них нужды. Посему не получил от них помощи, когда напал

на него враг, желавший его престола и жизни. Он был разбит Трифоном, и

Антиох, сын Александра Валы, воссел на престоле. Иудеи с радостью узнали

об этом перевороте, особенно когда Ионафан получил письмо от нового царя,

который утверждал все прежние права и преимущества и возобновлял прежние

договоры. Антиох прислал в то же время драгоценные подарки первосвященнику

и назначил брага его Симона правителем всей страны, простиравшейся от Тира

до границ Египта. Ионафан, для засвидетельствования своей благодарности

новому благодетелю, перешел Иордан и, воспомоществуемый сирийскими войсками,

посланными к нему Александром, покорил места, державшиеся еще стороны Димитрия.

Уже Аскалон и Гага пали под его ударами, когда он узнал, что Димитрий вошел

в Галилею. Он поспешил к нему навстречу, а для продолжения завоеваний оставил

Симона. Последний напал на Вефсуру и после долгого и отчаянного сопротивления

овладел ей и поставил в ней гарнизон. Между тем Ионафан достиг Азотской

долины и встретил здесь армию Димитрия. При начале дела израильтяне, заметив,

что попали в засаду и окружены со всех сторон, были объяты страхом и обратились

в постыдное бегство; с Ионафаном остались только двое из начальников. Видя

себя оставленными, они решились умереть со славой и дорого продать сою

жизнь. Они устремились на первые ряды неприятеля, проложили страшный путь

смерти и такой неслыханной смелостью обезумили сириян. Бежавшие иудеи,

видя геройство своих предводителей и стыдясь своей трусости, возвратились

и постарались чудесами храброста загладить пятно, легшее на их славу. Отселе

победа склонилась на сторону иудеев; три тысячи врагов пали на поле битвы.

Через несколько времени Ионафан, узнав, что войска Димитрия намеревались

напасть на него в Иудее, пошел против них в Сирию. Но враги не осмелились

ожидать его даже в лагере, и страх его имени рассеял их. Он предпринял

еще несколько походов против арабов и сириян, которые, пользуясь междоусобицами,

опустошали соседние страны, и возвратился, обремененный огромной добычей.

Такие успехи прославили имя Ионафана и сделали независимость Иудеи безопасной

от всех нападений, по крайней мере на некоторое время. Для еще большего

обеспечения ее Ионафан привел страну в состояние защиты и решился заключить

союз, который мог бы покровительствовать ей от сильных соседей, которые

оставляли ее в покое, потому что сами были заняты междоусобиями, и ласкали

потому, что имели нужду в ее помощи. С этой целью он послал в Рим послов

для возобновления договоров, заключенных с Иудою. Сенат и народ благосклонно

приняли их и дали охранную стражу, чтобы они безопасно, со всеми приличными

им почестями могли пройти обширную Римскую империю. Эти же посланники,

согласно с повелением первосвященника и народа, были в Лакеде-моне и подтвердили

дружеский союз, заключенный между этим городом и иудейским народом в первосвященство

Опии III. Все, казалось, предвещало, что Ионафан после стольких трудов

и превратностей будет наконец наслаждаться спокойствием и тишиной, в которых

он давно имел нужду. Но он не наслаждался своими трудами и попал в изменнические

сети, расставленные в самое мирное время. Трифон, военачальник Антиоха,

решившись завладеть престолом, вознамерился лишить своего государя одной

из самых твердых его опор. Он призвал Ионафана в Птоломаиду, взял его в

плен и умертвил всех его спутников. Через несколько времени он умертвил

и Ионафана, что мы подробнее изложим в статье Симон Маккавей. Так погиб

Ионафан после восемнадцатилетнего славного управления. Смерть его была

трауром для всех израильтян и торжеством для их врагов.