БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ  СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов
ИОНАФАН (2)

ИОНАФАН (2)

ИОНАФАН (2) , сын Узиила, писатель Халдейского парафраза на книги предыдущих и последующих пророков. Но прежде нежели изложить жизнь его, считаем нужным сказать несколько слов о парафразах, или таргумах, вообще. Во время плена вавилонского еврейский язык в устах простого народа смешался с языком халдейским; но оставался во всей своей чистоте между священниками и левитами, которые по этому самому толковали народу Священное Писание (Неем. 8:9, 13). Впоследствии влияние сирийцев в делах политических и частных сказалось и на разговорном языке евреев, что заставило иудейских учителей писать таргумы, то есть переводить Библию на халдейский язык. Это произошло спустя четыреста или пятьсот лет после Езд-ры. В это время халдейский язык разделялся на три диалекта: 1) вавшюнский, употреблявший нынешние, а не древние еврейские буквы (самаритянские); 2) антиохийский, которого шрифт совершенно отличен от халдейского, употреблявшийся в Помагене и Верхней Сирии, а ныне употребляемый в сирийских церквях; 3) палестинский, смесь халдейского, сирийского и еврейского и называемый посему сиро-халдейским или сиро-еврейским, употреблявшийся в Иудее и Иерусалиме. Таргумы написаны не в одно время и не одним автором, как можно видеть из их языка, слога и метода изложения. Их насчитывают до восьми: 1) таргум Онкелоса (см. это имя); 2) таргум Ионафана (см. ниже); 3) таргум на Пятикнижие, приписываемый Ионафану (см. ниже); 4) таргум Иерусалимский на некоторые отдельные места Священного Писания, написанный на сиро-халдейском языке, употреблявшийся в Иерусалиме (ни о времени, ни о писателе его ничего неизвестно; можно думать, что он написан позже предыдущего, потому что часто следует ему слово в слово); 5) таргум на пять книг, которые евреи называют мегиллоф (свиток): Руфь, Есфирь, Екклесиаст, Песнь Песней и Плачь Иеремеи; 6) таргум на книгу Есфирь; 7) таргум на Иова, Псалмы и Притчи (писатели двух первых неизвестны; последний приписывается Иосифу Кривому, о котором также ничего не известно: все три написаны на палестинском диалекте самым дурным слогом); наконец, 8) таргум на две книги Пара-липоменон, сделавшийся известным только с 1680 г., когда Беккий издал его с древнего манускрипта. Кроме первых двух все они написаны уже после появления Талмудов, в начале пятого или шестого века, и содержат в себе те же басни. Таргумы весьма полезны: кроме того, что объясняют многие темные еврейские выражения, показывают многие обычаи иудеев, проливающие свет на Священное Писание, они еще показывают, что большая часть пророчеств о Мессии была принята древними иудеями в таком смысле, как понимает их православная церковь, — что дает сильное оружие против самих же иудеев и рационалистов. О жизни Ионафана ничего положительно неизвестно. Вавилонский Талмуд говорит (megilla, с. I, fol. 3), что Ионафан слышал свои толкования из уст самих пророков Аггея, Захарии и Малахии. Раввины прибавляют, что когда Св. Дух диктовал пророкам Св. книги, то давал им и таргум Ионафана. Но другие писатели (Вага Bathra, cap. VIII, fol. 134, и Succa, col. 28) говорят, что он был учеником Гиллела — старшего товарища, Симеона Богоприимца и Гамалиила. Парафраз его отличается чистотой и изяществом языка, но довольно далек от подлинника. Иоанафан часто осмеливается парафразировать, присоединять к подлиннику то исторою, то толкование, которые не всегда верны. Таргум его на последних пророков более неясен и не обработан, нежели таргум на первых, то есть на книги Иисуса Навина, Судей и Царств, которые иудеи также причисляли к пророческим. Нет сомнения, что Ионафан не писал таргума на Пятикнижие, потому что, вероятно, ему был известен парафраз Онкелоса, хотя ему и приписывается халдейский парафраз на закон. Слог этого таргума весьма отличен от слога парафраза на пророков; он еще более наполнен толкованиями и баснями; в нем встречаются такие события и имена, которые не могли быть известны во время Ионафана; кроме того, этот таргум сделался известным только за 200 лет перед сим, то есть со времени первого издания его в Венеции; до этого времени о нем не было и помина.