БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов
ИОНА
ИОНА (ок. 800 г. до Р. X.), сын Амафии, пятый из малых пророков
по порядку священных книг, родился в Геф-Офире, в колене Неффалимо-вом,
и пророчествовал, по свидетельству четвертой книги Царств, когда царство
Израильское восстановляло свои древние границы, то есть в царствование
Иеровоама II. Из этого места (4 Цар. XIV, 25) надобно заключать, что он
задолго жил до этого государя, и был предшественник Осии. Господь повелел
ему идти в Ниневию, где царствовал Фул, первый царь новой Ассирийской монархии,
и возвестил этому великому городу, что он будет разрушен за свои беззакония.
Но Иона отказался повиноваться Господу, и сев на корабль, бежал в Фарсис,
думая, может быть, избегнуть могущества и того присутствия Божия, которым
Господь благоволил одушевлять Своих пророков. Но тщетно! Едва он вступил
на корабль, как поднялась столь сильная буря, что в каждую минуту боялись,
чтобы не потонул корабль. Иона, надеясь на Господа, не испугался общей
опасности, и в то время, когда каждый трепетал за свою жизнь и возносил
к своему Богу молитвы, когда все выбрасывали из корабля для облегчения
его хода, он сошел на дно корабля и уснул крепким сном, несмотря на гром
бури. Принуждены были разбудить его. «Зачем ты спишь? — сказал ему кормчий.
— Призови своего Бога, чтобы Он спас нас и мы не погибли». Он со спокойствием
видел, как они бросили жребий, чтобы узнать между ними того, который своими
преступлениями навлек на них гнев Господа Всемогущего; с той же твердостью
он увидел, что жребий пал на него, поставляя его причиной общего наказания.
«Кто ты, — спросили его пассажиры, — откуда бежишь и что сделал?» — «Я
еврей, —отвечал он, — а Бог, Которому я поклоняюсь, есть Бог небес и Творец
земли и моря». Внутренне убежденный в том, что буря была послана против
него, он смело прибавил: «Бросьте меня в море и буря прекратится». Между
тем они щадили его, удивленные его неустрашимостью, а еще более величием
его Бога, и делали невероятные усилия пристать к берегу; но чем более они
гребут, тем сильнее и грознее делается буря, так что принуждены были бросить
Иону в море. Когда эта жестокая необходимость была исполнена, море тотчас
успокоилось, и за свое чудесное спасение пловцы благодарили бога. Таким
образом добровольное принесение в жертву самого себя спасло весь народ
и было преобразованием жертвы Иисуса Христа. Иона, брошенный в море, был
поглощен китом, во чреве которого он пробыл три дня и три ночи, прообразуя
трехдневное погребение Спасителя, как сам Он говорит: «Род лукавый и прелюбодейный
ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо
как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет
в сердце земли три дня и три ночи» (Мф. 12:39—40). Дух не оставил Иону
и во чреве кита, и он воспел Господу песнь: «К Господу воззвал я в скорби
моей, и Он услышал меня; из чрева преисподней я возопил, и Ты услышал голос
мой. Ты вверг меня в глубину, в сердце моря, и потоки окружили меня, все
воды Твои и волны Твои проходили надо мною. И я сказал: отринут я от очей
Твоих, однако я опять увижу святый храм Твой. Объяли меня воды до души
моей, бездна заключила меня; морскою травою обвита была голова моя. До
основания гор я нисшел, земля своими запорами навек заградила меня; но
Ты, Господи Боже мой, изведешь душу мою из ада. Когда изнемогла во мне
душа моя, я вспомнил о Господе, и молитва моя доита до Тебя, до храма святого
Твоего. Чтущие суетных и ложных богов оставили Милосердого своего, а я
гласом хвалы принесу Тебе жертву; что обещал, исполню: у Господа спасение!»
(Ион. 2:3—10). Господь услышал его молитву, и кит выбросил Иону на сушу.
Лишь только он коснулся земли, как тотчас снова был объят духом пророческим,
и Господь повелел ему идти в Ниневию и проповедать, что она погибнет через
сорок дней. Это город, о величине которого светские писатели расходятся
во мнениях, по свидетельству Диодора Сицилийского, был двадцать пять миль
в окружности и семь в длину.
Гюстав Доре. Иона выброшен на берег большой рыбой
Теперь уже пророк не сопротивлялся; рука Господня тяготела над ним.
И тотчас отправился в преступный город, пробегал последовательно все его
части, и оглашал следующими словами: «Еще сорок дней и Ниневия будет разрушена!»
(Ион. 3:4). Услышав от этих угрозах, царь встал со своего престола, снял
царские одежды и подал пример лучшей жизни. Весь народ стал поститься и
каяться, одевшись во вретище и посыпав главу пеплом. Бог, тронутый этими
знаками искреннего покаяния, умилостивился над ниневитянами. Иона опечалился
и сказал: «О, Господи! не это ли говорил я, когда еще был в стране моей?
Потому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты Бог благий и милосердый,
долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии. И ныне, Господи,
возьми душу мою от меня, ибо лучше мне умереть, нежели жить» (Ион. 4:2—3).
В то же время он удалился из города и поселился на небольшом от него расстоянии,
в куще, чтобы видеть участь проклятого им города. Господь произрастил растение,
которое, по мнению многих, было palma-christi, чтобы прикрыть его от зноя
солнечного и палящих ветров этих стран. Иона возрадовался об этом; но Господь
послал червя, который подточил благодетельное растение; оно иссохло, и
Иона, палимый солнцем, опечалился до того, что снова желал умереть. Тогда
Господь сказал ему: «Ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился
и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало:
Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати
тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?»
(Ион. 4:10—11). Таким образом Господь упрекал Иону в жестокосердии, и хотел
облечь его духом Нового Завета, духом прощения и милосердия, который не
мог еще преобладать в эти времена, по причине жестокости человеческой.
Неизвестно, что сделалось с пророком после проповеди его к ниневитянам:
восточные говорят, что он умер в Моссуле и что останки его почивают здесь
и составляют предмет всеобщего к ним благоговения. Мусульмане напротив
думают, что он умер в Геф-Офире, месте своего рождения, где они построили
великолепную мечеть. Книга Ионы пророка была предметом споров, желавших
подорвать ее историческую достоверность. Считают невозможным, чтобы Иона,
заключенный во чреве китовом, мог сохранить присутствие духа и возносить
молитву к Богу, и утверждают, что он должен был задохнуться по недостатку
воздуха. Действительно, трудно изъяснить подобные происшествия с помощью
ума человеческого, который никогда не проникнет в тайны Божий. Сохранение
Ионы во чреве китовом произошло по воле Того, Кто одушевляет детей в матернем
чреве, Кто предохранил трех иудейских юношей от пламени в печи вавилонской
и вдохнул им похвальную песнь. Многие думали, на основании этих трудностей,
что история пророка есть не что иное, как притча; но она не имеет этого
характера, ибо приводит собственные имена, указывает места, народ; и Иисус
Христос приводит покаяние ниневитян как факт действительный, исторический.
«Ниневитяне восстанут, — говорит Он, — на суд с родом сим и осудят его,
ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы» (Мф.
12:41). Память святого пророка Ионы празднуется 22 сентября.