БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ  СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов
ИОИЛЬ

ИОИЛЬ

ИОИЛЬ (ок. 700 г. до Р. X.), сын Вафуила, второй из малых пророков по порядку священных книг, был, говорят, из колена Рувимова, или города, или окрестностей Вефорона, названного Иродом впоследствии Ли-виадой или Юлиадой. Этот город лежал за Иорданом, недалеко от впадения этой реки в Мертвое море. Жизнь Иоиля совершенно неизвестна; толкователи не соглашаются даже касательно времени, когда он жил; но большинство утверждают, что пророк Иоиль жил в царствование Езекии и его преемника. В самом деле, чистота и изящество его языка не позволяют думать, что он писал позже этого времени. Первая и вторая главы его пророчеств содержат блестящее описание поразившего Иуду голода, причиненного засухой и тучами саранчи, опустошавшей поля. Это описание неподражаемо: «Ибо пришел на землю Мою народ сильный и бесчисленный; зубы у него — зубы львиные, и челюсти у него — как у львицы. Опустошил он виноградную лозу Мою, и смоковницу Мою обломал, ободрал ее догола, и бросил; сделались белыми ветви ее. Рыдай, как молодая жена, препоясавшись вретищем, о муже юности своей!.. Опустошено поле, сетует земля; ибо истреблен хлеб, высох виноградный сок, завяла маслина. Краснейте от стыда, земледельцы, рыдайте, виноградари, о пшенице и ячмене, потому что погибла жатва в поле, засохла виноградная лоза и смоковница завяла; гранатовое дерево, пальма и яблоня, все дерева в поле посохли; потому и весе/гъе у сынов человеческих исчезло... К Тебе, Господи, взываю; ибо огонь пожрал злачные пастбища пустыни, и пламя попалило все дерева в поле. Даже и животные на поле взывают к Тебе, потому что иссохли потоки вод, и огонь истребил пастбища пустыни» (Иоил. 1:6—8, 10— 12, 19—20). Пророк изображает этих насекомых под образом армии, опустошавшей все на своем пути: «Как борцы бегут они и как храбрые воины &1езают на стену, и каждый идет своею дорогою, и не сбивается с путей своих. Не давят друг друга, каждый идет своею стезею, и падают на копья, но остаются невредимы. Бегают по городу, поднимаются на стены, влезают на дома, входят в окна, как вор. Перед шиш потрясется зешя, поколеблется небо; солнце и луна помрачатся, и звезды потеряют свой свет» (Иоил. 2:7— 10). Чтобы остановить этот страшный бич, пророк призывает своих соотечественников к покаянию: «Но и ныне еще говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив и сожалеет о бедствии... Вострубите трубою на Сионе, назначьте пост и объявите торжественное собрание. Соберите народ, созовите собрание, пригласите старцев, соберите отроков и грудных младенцев; пусть выйдет жених из чертога своего и невеста из своей горницы» (Иоил. 2:12—13, 15—16). Господь умилосердился; буря разнесла и разбросала эту страшную тучу насекомых отчасти в Мертвое, отчасти в Средиземное моря. «Не бойся, земля: радуйся и веселись, ибо Господь велик, чтобы совершить это. Не бойтесь, животные, ибо пастбища пустыни произрастят траву, дерево принесет плод свой, смоковница и виноградная лоза окажут свою силу. И вы, чада Сиона, радуйтесь и веселитесь о Господе Боге вашем; ибо Он даст вам дождь в меру и будет ниспосылать вам дождь, дождь ранний и поздний, как прежде. И наполнятся гумна хлебом, и переполнятся подточилия виноградным соком и елеем» (Иоил. 2:21—24). Наконец Иоиль, паря выше, предсказывает день Господень, день верховного и окончательного суда: «Провозгласите об этом между народами, приготовьтесь к войне, возбудите храбрых; пусть выступят, поднимутся все ратоборцы... Спешите и сходитесь, все народы окрестные, и соберитесь; туда, Господи, веди Твоих героев. Пусть воспрянут народы и низойдут в долину Иосафата; ибо там Я воссяду, чтобы судить все народы отовсюду» (Иоил. 3:9, 11—12). Пророк предсказал то, что случилось с армией Камбиза, остановившейся в долине Изреельской, которая употребила свое оружие на поражение самой себе и расстройство которой было окончательно довершено страшной бурей, прекрасно описанной Иезекиилем. Иоиль, изобразив эту картину будущих времен, обещает израильтянам золотой век: «И будет в тот день: горы будут капать вином и холмы потекут молоком, и все русла Иудейские наполнятся водою, а из дома Господня выйдет источник, и будет напоять долину Ситтим» (Иоил. 3:18). Пророк оканчивает эту картину благоденствии Иудеи обещанием, что она вечно будет населена. Его слог везде чист, великолепен и образен; его изображения живы и воодушевлены, и, по свидетельству всех ученых, исполнены силы и красоты. Память святого пророка Иоиля празднуется 19 октября.