БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов
ИОАНН МАРК
ИОАНН МАРК , которого многие писатели ошибочно смешивали с евангелистом
Марком, был ученик и родственник св. апостола Варнавы и сын христианской
жены Марии, имевшей в Иерусалиме собственный дом, в котором обыкновенно
происходили собрания апостолов и верных. Они находились здесь в молитве,
когда апостол Петр, чудесным образом освободившийся из темницы, постучался
в дверь (Деян. 12:12). Можно сказать, что дом, в котором родился и воспитывайся
Иоанн Марк, был первой христианской церковью. Александр, монах киренский,
описывавший жизнь его (Apus Sur. 11 lynii), прибавляет, что в этом доме
была помещена знаменитая впоследствии церковь Сионская (Tilltmont, Histor.
Eccl; f. 11). Иоанн Марк соединился с апостолами Павлом и Варнавой и отправился
с ними, когда они отправились в Антиохию (Деян. 12:15; 13:13), сопровождал
их во время их проповеднического путешествия в Кипре и до самого Пергама
в Памфилии. Но здесь он оставил их и возвратился в Иерусалим, около 45
г. от Р. X. Спустя несколько лет, то есть около 51 г., когда Павел и Варнава,
хотели снова посетить Азию (Деян. 36:36 и далее) для обозрения основанных
церквей, Варнава хотел, чтобы их сопровождал Иоанн Марк, против желания
Павла; то было причиной, что апостолы разлучились: Павел пошел в Азию,
а Варнава с Иоанном Марком отправились на остров Кипр. С сего времени Священное
Писание ничего не говорит о Иоанне Марке до 62 г., когда он находился в
Риме и оказывал большие услуги апостолу Павлу в темнице. Апостол с похвалой
отзывается о нем в Послании к Колоссянам: «Приветствует вас Аристарх, заключенный
вместе со мною, и Марк, племянник Варнавы [о котором вы полупили приказания:
если придет к вам, примите его]» (Кол. 4:10). О нем говорится также в Послании
к Филимону (ст. 24), написанном в Риме в 62 г., и во 2-м Послании к Тимофею
(4:11), написанном в 65 г. Эти послания показывают, что в 62 г. Иоанн Марк
был в Риме с апостолом Павлом, потому что апостол говорит об его отправлении
из этого города, и что в 65 г. он был в Азии с Тимофеем, потому что Павел
просит Тимофея привести с собой Иоанна Марка, прибавляя, что «он мне нужен
для служения» (2 Тим. 4:11). Память Иоанна Марка празднуется церковью 4
и 25 января и 30 октября. Говорят, что он был епископом в Вивлусе, в Финикии;
но это мнение основывается на подложном синопсисе Дорофея. Вероятно, что
он умер в Ефесе, где его гроб был весьма славен, как свидетельствует Евсевий
(Lib. 3, cap. 39, lib. 7, cap. 2), и Иоанн Златоуст (Orat. 67). Неизвестны
ни год, ни образ его смерти. Поскольку часто он называется только Иоанном
или только Марком, то многие писатели почитали его за Иоанна-старца, о
котором говорят Евсевий и бл. Иероним (Euseb. lib. 3., cap 39; Hieron.
Vir. illustr., cap. 9) как об одном из учеников Иисуса Христа, основываясь
на свидетельстве Папия, епископа Иеропольского, во Фригии, которого этот
Иоанн был учителем. Они прибавляют, что этот Иоанн написал Апокалипсис
и два последних послания евангелиста Иоанна. Бароний (Annal. 97, § 10)
думает, что Иоанн-старец и Иоанн Марк — одно и то же лицо; но мы не имеем
свидетельств, которые достаточно убедили бы нас в справедливости этих мнений.