БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов |
Гюстав Доре. Иоанн Креститель проповедует
Полный силы и ревности, этот человек говорил свободно ко всем приходившим
к нему и заставлял их выслушивать строгие истины. «Порождения ехиднины!
— говорил он, — кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные
плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю
вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира
при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают
и бросают в огонь» (Лк. 3:7—9). Окружавший его народ спрашивал, что ему
надобно делать, чтобы избежать небесного гнева, и войти в пути истины:
«У кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же.
Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать? Он
отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам. Спрашивали его
также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите,
и довольствуйтесь своим жалованьем» (Лк. 3:11—14). Добродетель и образ
жизни Предтечи заставили многих почитать его Мессией, Которого тогда с
величайшим нетерпением ожидали, потому что время, предсказанное пророками,
уже исполнилось. Весь Восток был объят тогда этим ожиданием, и все были
уверены, что из Иудеи выйдет освободитель и обладатель вселенной, Чаяние
язычников. И так у Иоанна спрашивали, тот ли он, которого ожидают; он отвечал,
что он не есть тот Мессия, Которого ожидают; что он действительно крестит
водой, но это для того, чтобы приготовить народ к покаянию и принятию Мессии;
что этот Мессия будет больший его; что он не достоин разрешить ремень сапог
Его; что Мессия будет крестить Духом Святым и огнем; что Он пришел в мир
для освобождения народа Божия и что Он держит уже лопату в руке для очищения
гумна Своего; плевелы сожжет огнем неугасаемым, а пшеницу соберет в житницу
Свою. В это время Иисус вышел из Галилеи, явился на Иордане к Иоанну для
принятия от него крещения. Последний не хотел крестить Его, требуя сам
от Него крещения, но принужден был повиноваться Иисусу. После сего Иоанн
оставил пустыню Иудейскую и пошел в Вифавару, по ту сторону Иорадана, ближе
к северу; и так как он продолжал проповедовать, то знатнейшие из иудеев
послали к нему священников и левитов, спрашивая: «Христос ли он?» Иоанн
отвечал: «Нет». — «Илия ли?» — «Нет». — «Пророк ли?» — «Нет». — «Кто же
ты, — спрашивали они, — и зачем крестишь, если ты не Христос, не Илия,
не пророк?» — «Я глас вопиющего в пустыне, — отвечал Иоанн, — исправьте
путь Господу, как сказал пророк Исайя... Я крещу в воде; но стоит среди
вас Некто, Которого вы не знаете. Он-то Идущий за мною, но Который стал
впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его» (Ин. 1:20—27).
На следующий день Иоанн, увидев идущего к нему Иисуса, сказал окружавшему
его народу: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. Сей есть,
о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому
что Он был прежде меня. Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде,
чтобы Он явлен был Израилю. И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа,
сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. Я не знал Его; но
Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего
и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал,
что Сей есть Сын Божий» (Ин. 1:29—34). Спустя некоторое время Предтеча
оставил Вифавару и пришел в Еннон, близ Салима, по эту сторону Иордана,
ближе к Галилее, потому что здесь было много воды, и многие приходили креститься
от него. Ученики Иисуса Христа также крестили, и между иудеями завязался
спор о различии, действиях и важности того и другого крещения. Этот спор
был предложен на рассмотрении Иоанна, который отвечал: «Не может человек
ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба. Вы сами мне свидетели
в том, что я сказал: не я Христос, но я послан пред Ним. Имеющий невесту
есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется,
слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась. Ему должно расти, а
мне умаляться. Приходящий свыше и есть выше всех; а сущий от земли земной
и есть и говорит, как сущий от земли; Приходящий с небес есть выше всех,
и что Он видел и слышал, о том и свидетельствует; и никто не принимает
свидетельства Его. Принявший Его свидетельство сим запечатлел, что Бог
истинен, ибо Тот, Которого послал Бог, говорит слова Божий; ибо не мерою
дает Бог Духа. Отец любит Сына и все дал в руку Его. Верующий в Сына имеет
жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает
на нем» (Ин. 3:27—36). Не к одному только простому народу Иоанн обращал
свои грозные и призывающие к покаянию проповеди. Он безбоязненно изрекал
их перед земными властями. Ирод-Антипа, тетрарх галилейский, взял себе
в супруги Иродиаду, свою невестку, жену брата своего Филиппа, хотя последний
был жив, имел от нее детей и не дал ей разводной. И так этот брак очень
походил на похищение, и поведение Ирода, прямо противоположное Законам
Моисеевым, было большим соблазном для народа. Иоанн не мог быть равнодушным
свидетелем этого; он восстал против царя и публично сказал ему, что не
позволено жить с женой своего брата. Оскорбленная Иродиада поклялась отомстить
Предтече и принудила супруга заключить его в тюрьму, под тем предлогом,
что он привлекает к себе множество народа. По свидетельству Иосифа Флавия,
Иоанн был заключен в Махеронте. Во время пребывания его здесь ученики рассказали
ему все, что относилось к Иисусу, и Иоанн послал к Нему двух учеников,
спрашивая: «Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?»
Когда ученики Иоанна пришли и изложили цель своего посещения, Иисус исцелил
в их присутствии многих больных, изгнал многих демонов, возвратил зрение
многим слепым, потом сказал им: «Пойдите, скажите Иоанну, что слышите и
видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие
слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится
о Мне». Когда ученики Иоанновы отправились к своему учителю, Спаситель,
обращаясь к окружавшему его народу, так стал говорить о Иоанне: «Что смотреть
ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую? Что же смотреть ходили
вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся
в чертогах царских. Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам,
и больше пророка. Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела
Моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Истинно
говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя;
но меньший в Царстве Небесном больше его. От дней же Иоанна Крестителя
доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают
его, ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна. И если хотите принять,
он есть Илия, которому должно придти. Кто имеет уши слышать, да слышит!»
(Мф. 11:3—15). Близок был конец славного поприща Предтечи. Когда Антипа
заключил его в тюрьму, как мы уже сказали выше, Иродиада постоянно искала
случая погубить строгого обличителя ее беззакония. Ирод не мог решиться
на это, будучи удерживаем, с одной стороны, страхом народа, который почитал
Иоанна пророком и мог взбунтоваться для отмщения его смерти, а с другой
— и собственным уважением к святости этого великого человека. Наконец представился
случай, благоприятствовавший намерениям Иродиады. По случаю дня своего
рождения Антипа давал пир для знатнейших галилеян в своем замке Махеронте,
где был заключен и Иоанн Креститель. Во время пира Саломия, дочь Иродиады
и Филиппа, ее первого мужа, плясала с такой грацией, что Антипа в восторге
обещал ей дать все, чего бы ни просила, хотя бы полцарства. Саломия рассказала
матери обещание царя и просила у нее совета, какую сделать просьбу, и по
ее совету просила головы Иоанна Крестителя. Царь был очень опечален этим;
но не осмелился изменить клятве, данной в присутствии всего двора. Итак,
палач был послан в тюрьму и принес на блюде голову Предтечи и дал ее дочери
Иродиады (см. последнее имя). Память святого, честного, славного пророка
Предтечи, Крестителя Господня Иоанна празднуется церковью семь раз: Зачатие
23 сентября, Рождество 24 июня, Усекновение честной главы 29 августа, Собор
7 января, первое и второе Обретение честной главы (первое двумя монахами
в доме Ирода, которые принесли ее в город Емессу; второе в царствование
Маркиана, в 452 г.) 24 февраля, третье (в царствование Михаила и Феодоры,
при патриархе Игнатии) 25 мая, память перенесения из Мальты в город Гатчину
правой руки его в 1799 г. 12 октября.