БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов |
Юлиус Шнорр фон Карольсфельд.
Огненная колесница забирает пророка Илию на небо Богу, другой Ваалу,
были воздвигнуты по повелению пророка. Алтарь бессильного идола окружало
большое число пророков, которые удвоили свое великолепие и обряды и для
большей милости своего бога резали себя ножами, секли бичами, крича изо
всех сил: «Ваал, Ваал!» — и в неистовстве скача через алтарь и жертву.
При другом алтаре, который Илия воздвигнул из двенадцати камней в память
двенадцати колен израильских, все было тихо и благочинно. Там истинный
пророк, убежденный в могуществе своего Бога, молился и время от времени
говорил жрецам Ваала: «Ваш бог спит, кричите громче, он не слышит вас!»
Чтобы сделать чудо, в действительности которого вперед убеждала его вера,
более ясным и очевидным, пророк приказал вылить такое количество воды на
алтарь и жертву, что ров, находившийся вокруг алтаря, был весь наполнен
ею. Когда эти все приготовления были сделаны, воцарилось глубокое молчание,
живое ожидание во всем народе, находившемся на Кармиле. Тогда Илия возвышает
свой голос и с руками, поднятыми к небу, восклицает: «Господи, Боже Авраама,
Исаака и Иакова, благоволи да познают, что Ты Бог Израиля, что я Твой раб
и делаю все это во имя Твое! Благоволи услышать меня, Господи! Услыши меня,
чтобы этот народ узнал, что ты один истинный Бог, Творец неба и земли!»
Лишь только эти слова были произнесены, как огонь снизошел с неба и, быстрый,
ослепительный, как молния, пожрал жертву, дрова, камни и даже самый прах
земной. При этом страшном суде народ, упав ниц, воскликнул: «Господь, Господь
Бог Израилев, есть единый истинный Бог!» «Пусть же лживые пророки и жрецы
идолов будут преданы смерти», — сказал Илия. Тотчас жрецы Ваала и Астарты
были схвачены и умерщвлены на берегах потока Кисонского. После чудесного
низведения с неба огня Илией, после умерщвления лживых пророков Ахав посмотрел
на небо, отыскивая признаки дождя; он печально склонил голову, не видя
ожиданной милости. Но пророк пришел к нему и сказал: «Ступай, кушай, пей
и не заботься; я слышу шум большого дождя». Когда Илия говорил это, ничто
не показывало, что страшная засуха должна скоро перестать; но он знал,
что Бог милосерден и этот страшный бич скоро должен был перестать. Отделившись
от толпы, пророк взошел на вершину горы Кармил, и там, снова простершись
и скрывши свое лицо, повелел слуге своему обратиться лицом к морю и замечать
признаки дождя. «Я не вижу ничего», — отвечал слуга. «Ступай еще к стороне
моря и посмотри, не увидишь ли чего-нибудь». Слуга шесть раз ходил и возвращался;
наконец в седьмой раз Гиезий отвечал ему: «Я видел небольшое черное облако
величиной с горсть человеческую». — «Хорошо, — отвечал пророк, — ступай
и скажи Ахаву сесть в колесницу, чтобы дождь не застал его». Ахав, убежденный
в действительности слов пророка, сел на колесницу, и не медля поехал, а
Илия, препоясав чресла свои, пустился бежать близ царской колесницы. Лишь
только они прибыли в Изреель, как полились потоки дождя с неба, покрытого
облаками, и освежили засохшие поля. Казалось, что такие чудеса должны были
бы поставить Илию вне всякой ненависти и опасностей; но не так было на
самом деле; жизнь святых есть путь испытаний. Ахав, рассказывая Иезавели
о Кармильском чуде, сказал и об избиении жрецов Ваала и Астарты. Иезавель
была весьма привязана к служению ложным богам и очень любила жрецов, льстивших
ее страстям; поэтому она хотела отомстить Илие и сказала ему: «Завтра ты
сам погибнешь так же, как погубил других». Пророк тотчас оставил жилище
Ахава, который не мог спасти его от жестокости злой царицы, отравился в
путь с Гиезием, своим служителем, и прибыл в Вирсавию, на юге колена Иудина.
Здесь он отпустил Гиезия и один удалился в пустыню каменистой Аравии. Во
время этого нового преследования и бегства уже не вороны питали Илию, но
ангел Божий приносил ему хлеб и воду и, разбудив от сна, говорил: «Встань,
ешь, пей и иди дальше». Илия шел сорок дней и прибыл в Хорив гору Божию.
Здесь пещера сделалась его жилищем, здесь он молился и размышлял, здесь
его душа беседовала с Богом, здесь ненависть злых не могла его постигнуть,
здесь он желал бы жить и умереть; но его посланничество еще не было исполнено.
В этом глубоком уединении Илия по внешним признакам знал, когда Богу угодно
будет посетить его. И так однажды поднялась буря; но пророк знал, что не
в вихре Господь, и не пал ниц. В другой раз поколебалась земля, но и в
землетрясении не было Бога, и Илия не поклонился. В третий раз страшный
огонь пробежал мимо его жилища, но Илия знал, что не в огне Господь, и
не пал на колена. После всего этого тихое дыхание пронеслось мимо Илии;
пророк, узнав присутствие Господа, вышел из своего убежища и, закрыв лицо
своим плащом, простерся на земле в знак благоговения. Тогда голос Всевышнего
сказал ему: «Илия, что ты делаешь здесь!» Пророк отвечал: «Я оплакиваю
злобу людей, Господи Боже Израиля! Я кроюсь от гнева тех, которые ниспровергли
Твои алтари, я бегу от меча тех, которые избили Твоих пророков и ищут моей
жизни». — «Встань, — отвечал Господь, — ступай путем пустыни Дамасской
и помажь Азаила царем сирийским, Ииуя, сына Намесиева, царем израильским,
а Елисея, сына Сафатова, из Авелмаулы, пророком вместо себя. Кто избегнет
меча Азаилова, того умертвит Ииуй; кто избегнет меча Ииуева, того умертвит
Елисей. Ступай, не думай, что только ты один верен Мне; есть еще семь тысяч
человек, не преклонивших колен Ваалу и не целовавших руки своей в знак
обожания его». Так говорил Господь, и Илия тотчас восстал и отправился
в путь. В окрестностях Авелмаулы пророк встретил Елисея, сына Сафатова,
возделывавшего землю двенадцатью парами волов. Илия, приблизившись, бросил
на него свой плащ и приветствовал пророком израильским, объявив ему волю
Божию. Исполнив свое поручение, Илия возвращался в свое уединение, когда
Елисей прибежал к нему и сказал: «Позволь мне обнять отца и матерь, позволь
мне проститься с ними, и я последую за тобой всюду». Илия отвечал: «Иди
и возвратись: ибо я сделал все, что мне должно было сделать». Спустя несколько
лет после помазания Елисея, который с того времени разделял уединение Илии,
Ахав, вняв дурным советам, отнял виноградник у Навуфея, которого Иезавель
повелела умертвить; Господь, разгневанный этим грабежом и убийством, повелел
Своему пророку возвестить Ахаву и Иезавели гнев Его. Илия пришел в город
и, нашедши царя в похищенном винограднике, сказал ему: «Потому, что ты
убил Навуфея и несправедливо отнял его виноградник, вот что говорит Господь:
на том же месте, где псы полизали кровь Навуфея, полижут и твою кровь».
Трепещущий Ахав спросил Илию: «Зачем ты делаешься моим врагом? Что я сделал
тебе?» Илия отвечал: «Ты прогневал Господа, и Господь говорит тебе моими
устами: Я сделаю тебя согбенным под бременем бедствий; Я искореню тебя
и дом твой; Я накажу тебя, как наказал Иеровоама, сына Наватова, как наказал
Ваасу, сына Авиева, за то, что ты ввел Израиля в беззаконие. Вот участь
Иезавели: псы съедят Иезавель в полях Изрееля. Если Ахав умрет в городе,
то будет съеден псами, если же в поле, то птицы небесные поедят его». Царь,
услышав эти страшные слова, разодрал свои одежды, посыпал голову пеплом,
опоясал себя веревкой и, печальный и униженный, отправился в город. Это
покаяние было приятно Богу, и пророк, возвестивший гнев Господа, по повелению
Господню, снова отправился к царю израильскому. «Поскольку Ахав смирился
предо Мною, — говорил пророк от лица Божия, — то Я пощажу жизнь Ахава от
тех бедствий, которыми я угрожал ему; но пролью их на дом его сына». Илия
постоянно должен был выходить из своего уединенного жилища и возвещать
волю Божию царям и народам; ибо как цари и народы часто преступали волю
Божию, так пророк постоянно повиновался ей. Одним из последних действий
строгости, которое пророк Кармильский должен был исполнить, было посланничество
его к Охозии. Этот израильский царь, упав с террасы, опасно ранил себя
и, вместо того, чтобы послать к человеку Божию, который своей молитвой
мог даровать ему исцеление, послал узнать, выздоровеет ли от своей болезни,
к жрецам Веельзевуфа, или Ваала, бога аккаронского. Илия, узнав об этой
новой неверности, вышел навстречу послов Охозии и сказал им: «Разве нет
Бога в Израиле, что вы идете спрашивать бога аккаронского? В наказание
за эту неверность ваш повелитель не станет с одра болезни и скоро умрет;
ступайте и возвестите ему эти слова, — это слова Господа». Произнесши этот
суд, Илия возвратился в свое уединение. Здесь он размышлял о могуществе
и благости Божией, о суетности и злобе людей, когда взошли на гору пятьдесят
воинов со своим начальником, чтобы волей или неволей привести Илию в Самарию
к Охозии. Увидев пророка, сидящего на уединенном утесе, воины Охозии повелевали
ему следовать за ним, говоря: «Человек Божий, царь приказывает тебе прийти
к нему». — «Если я человек Божий, — отвечал фесвитянин, — то пусть огонь
небесный поглотит тебя и твоих воинов!» И тотчас огонь небесный пожрал
вооруженных посланников царя. Раздраженный Охозия, желая отомстить смерть
своих воинов, послал пятьдесят других; и их постигла та же участь. Наконец,
прибыло третье посольство от царя самарийского; оно избегло странной участи
двух первых, потому что со слезами на коленях умоляло пророка: «Пророк
истинного Бога, — говорил начальник его, — умоляю тебя, пощади жизнь мою
и этих пятидесяти человек, пришедших со мной, чтобы мы не были пожраны
небесным огнем». Тогда ангел Божий сказал Илие: «Иди с ними»; пророк повиновался,
пошел к Охозии и повторил ему то, что сказал уже его посланным, именно
что он не восстанет от одра болезни. Предсказание его исполнилось, и Охозия
умер. Теперь Илия исполнил свое посланничество. Он повелевал небесным облакам
не давать на землю ни капли дождя, ни росы; он повелевал огню небесному
пожрать жертву кармильскую и посланников нечестивого царя; он повелевал
смерти возвратить дитя несчастной вдовы. Его слову повиновались голод и
изобилие; по его слову сердца царей и народов замирали от страха, трепетали
от радости. Такое посланничество, исполненное столь великих чудес, должно
было и окончиться разительным чудом. Уже с давних времен поверенный милосердия
и гнева Божия, тот, кому мудрость Божественная открывала судьбу монархов
и народов, уже с давних времен мог предвидеть, что предоставлено ему —
орудию Всемогущества Господня. Товарищ его уединения, ученик его мудрости,
Елисей равным образом предчувствовал, что его учитель скоро оставит этот
мир, и не хотел оставить его. Когда однажды Илия сказал ему: «Останься
здесь, и я пойду в Вефил, по повелению Божию», Елисей отвечал ему: «Жив
Господь, я тебя не оставлю». Когда они прибыли в Вефил, Илья снова сказал
своему ученику: «Останься здесь, Господь повелевает мне идти в Иерихон»,
и еще раз Елисей не хотел разлучиться с пророком, говоря: «Иду с тобой
в Иерихон». Пришедши в этот город, Илия снова пытался остановить товарища
своего уединения и молитвы, сказав ему, что вследствие повеления Божия
он должен отправиться на берега Иордана; «и берега Иордана увидят меня
с тобой», — сказал Елисей. И действительно, он не оставил своего учителя;
за ним на небольшом расстоянии следовали пятьдесят учеников пророческих,
которые, подобно Елисею, не хотели разлучаться до последней минуты с человеком,
обладавшим такой силой и добротой. Когда два пророка прибыли к берегам
Иордана, Илия ударил своим плащом по водам, воды расступились, оставив
свободный проход двум друзьям неба. После этого чудесного происшествия
учитель сказал своему ученику: «Проси, что хочешь, прежде чем оставлю тебя;
час нашей разлуки близок». «Дай мне твой дух сугуб (в два раза более)»,
— отвечал Елисей. «Если ты увидишь, как я буду возноситься от тебя, то
просимое тобой дастся тебе; если же не увидишь, то твоя просьба не будет
услышана», — отвечал пророк. Разговаривая таким образом, они шли по полям,
прилегавшим к Иордану, как вдруг огненная колесница, влекомая огненными
конями, показалась на пути, по которому они следовали, и разделила их;
тогда, несмотря на страх, который могло внушить такое чудо, Елисей увидел
своего учителя, друга, любимого пророка Господня, торжественно взошедшего
на эту колесницу, похищенного вихрем, возносимого над землей, выше облаков.
«Отче, отче! — вскричал Елисей. — Колесница Израилева и конница его!» Едва
он успел произнести эти слова, как огненная колесница, и кони, и пророк
скрылись из глаз его; все исчезло в пространстве небес. Елисей, взглянув
на землю, заметил плащ Илии на дороге; он взял его с надеждой и благоговением,
думая, что в нем оставил его учитель свою силу; исполненный этой надежды,
он возвратился к берегам Иордана и, развернув плащ, ударил им по водам;
но сначала воды не разделились. Несмотря на то, Елисей не потерял бодрости,
ударил еще раз, и воды, раздвинувшись, оставили ему свободный проход. Тогда
пророки иерихонские и окрестные узнали, что на Елисее почивает дух Илии,
и, приветствовав его, просили, чтобы он позволил им послать пятьдесят человек
отыскивать Илию. «Ибо, — говорили они, — может быть, дух унес его в какое-либо
пустынное и неизвестное место». Елисей, уверенный, впрочем, в бесполезности
этих поисков, позволил им отправиться; по истечении трех дней пятьдесят
человек возвратились; они прошли страну во всех направлениях и не нашли
ничего. Тогда во всем Израиле утвердилась мысль, что пророк Илия фесвитянин
взят живым от земли на небо. Спустя восемь лет после этого чудесного вознесения
Илии на небо, к Иораму, царю иудейскому, принесено было послание Илии,
в нем было написано следующее: «Вот что говорит Господь Бог отца твоего
Давида: поскольку ты не ходил в путях отца твоего Иосафата, ни в путях
Асы, царя иудейского, но следовал примеру нечестивых царей израильских,
которые увлекали Иуду и Иерусалим в заблуждение дома Ахавова, и избил братьев
своих, которые были лучше тебя, то Господь поразит страшным наказанием
тебя, твоих детей, твоих жен и твой народ». Откуда это письмо было написано?
Одни думают, отвечает Дон Калмет, оттуда, где ныне находится Илия;
другие, что оно написано за некоторое время до взятия пророка на небо;
третьи говорят, что все это сообщено Иораму в видении во сне. Впрочем,
вместе со многими отцами и учителями церкви можно предполагать, что пророк,
видевший через тьму веков, предвидел преступную жизнь Иорама, написал к
нему письмо, как бы предсказывавшее его жизнь, и повелел Елисею отдать
его по принадлежности, когда исполниться время. Некогда существовала книга
под заглавием Пророчество, или Апокалипсис, или Взятие Илии на небо, откуда,
по мнению некоторых, апостол Павел заимствовал следующие слова к коринфянам:
«Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку,
что приготовил Бог любящим Его». Раввины в своем Седералам, или Ряде веков,
говорят, что ныне Илия занимается записыванием деяний и происшествий всех
времен. Думают, что Илия и Енох живы и ныне и придут под конец мира для
поражения Антихриста. Иудеи и христиане приняли это мнение и посредством
него изъясняют следующие слова Апокалипсиса: «Я восставлю двух Моих свидетелей,
и они будут пророчествовать в продолжении двух тысяч двухсот шестидесяти
дней». Иисус, сын Сирахов, посвятил много строк памяти Илии, и никто лучше
этого вдохновенного писателя не обрисовал великого характера и великих
деяний этого пророка: «Илия вознесся как огонь, а его слова жгли, как горящий
факел. Он поразил народ голодом и привел его к незначительному числу словом
Господа; он заключил небо и трижды низвел с неба огонь. Какую славу, о
Илия, приобрел ты своими чудесами, ты, который словом Господа вывел мертвого
из области могилы!
Ты поражал царей болезнями и низводил их с одра в могилу, ты, который
слышал на горе Синайской суд Господа, на горе Хорив страшное Его мщение,
который избирал себе преемника пророка, ты, который услаждал горечь гнева
Божия судами, которые ты исполнишь в предназначенное время, чтобы соединить
сердца отцов с их сыновьями и восстановить колена Израиля; ибо Господь
сказал: пошлю вам пророка Илию перед великим и страшным днем, и он обратит
сердца отцов к сынам, из страха, чтобы Я не пришел и не поразил землю проклятием!»
Мы собрали эти отрывки из священных книг с той целью, чтобы яснее показать
великий характер и высокое посланничество Илии. Но что превосходит все
приведенные наши похвалы и что всего лучше подтверждает святость пророка,
есть выбор, по которому наш Спаситель удостоил его показаться во славе
апостолам. Илия и Моисей были двумя свидетелями преображения Господня.
Сын Божий, утверждая Новый Закон, призвал к себе, как бы на совет, двух
величайших мужей Ветхого Закона. После этой высокой чести, отданной Илие,
нам ничего не остается сказать. Впрочем, прибавим еще, что во времена веры
и благочестия, в первые века христианства, святые, удалявшиеся от мира,
для лучшей молитвы и теснейшего сближения с Богом своим покаянием, часто
принимали Илию за своего покровителя. Кармил, которую он любил и на которой
жил, была любимым убежищем и первых пустынников: и там, где Бог благоволил
явиться своему пророку, сходили иногда ангелы и небесные видения для утешения
и подкрепления благочестивых пустынников. Путешественники, посещавшие Палестину
и святую гору Кармильскую, говорят, что она вся ископана пещерами. Эти
пещеры были некогда населены пустынниками; ныне они совершенно пусты, только
несколько голубей, укрываясь от зноя и палящих степных ветров, прячутся
в эти пещеры, как некогда люди, бежав от бурь мира, приходили сюда искать
покоя. Таким образом, монотонные и жалобные крики этих голубей заменили
на горе вздохи святых и гимны преемников Илии и Павла-пустынника. Память
святого пророка Илии празднуется 20 июля.