БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ  СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов
ИИСУС (2)

ИИСУС (2)

ИИСУС (2) (1515 г. до Р. X.), сын Навина, из колена Ефремова, назывался прежде Осией, то есть Спасителем; но Моисей неизвестно по какой причине переименовал его в Иисуса, то есть Бога Спасителя, или Спасителя, данного Богом. Иисус Навин, кажется, одарен был всеми качествами, отличающими великих людей, и особенно великих полководцев; таковы, без сомнения, были побудительные причины, заставившие божественного законодателя принять его к себе как вождя и ученика. Когда амаликитяне напали на израильтян во время стана последних при Рафидине, Моисей призвал Иисуса и повелел ему идти против них, избрав мужей по своему усмотрению. Это первый случай, когда израильтяне защищали свою свободу с оружием в руках; победа долгое время оставалась сомнительной. Моисей с вершины холма, на который он взошел с Аароном и Ором, воодушевлял израильтян своим присутствием и с поднятыми к небу руками молил Господа сил о даровании им победы. «И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик» (Исх. 17:11). Утомленный наконец этим принужденным положением, Моисей сел на камне, а Аарон и Ор поддерживали его распростертые руки до захождения солнца. Враг был поражен совершенно; Иисус Навин преследовал бегущих и предавал их мечу. Моисей вписал в книгу эту блестящую победу и воздвигнул в этом месте алтарь для постоянного о ней воспоминания. Иисус Навин был одним из соглядатаев, посланных в обетованную землю, и своим благоразумием снискал особенное к себе благоволение Божие, по которому обещано было, что только он с Халевом, из всех израильтян, имевших при исходе из Египта двадцать лет, войдет в обетованную землю. Он присоединился к Халеву для успокоения волнения народа, возбужденного свидетельством их малодушных товарищей. «Земля, которую мы проходили для осмотра, очень, очень хороша, — говорили они. — Если Господь милостив к нам, то введет нас в землю сию и даст нам ее — эту землю, в которой течет молоко и мед; только против Господа не восставайте и не бойтесь народа земли сей; ибо он достанется нам на съедение: защиты у них не стало, а с нами Господь; не бойтесь их» (Чис. 14:7—9). Тщетные усилия, бесполезные увещевания! Отчаяние возрастало все более и более, и немного недоставало, чтобы этот народ, столько же развратный, сколько неблагодарный и упорный, не дошел до последней крайности. Гнев Господень, уже столько раз возбуждаемый, готов уже был загреметь; громы Его ярости готовы были пасть на этих мятежных детей и стереть с лица земли имя Израиля... Но Моисей молился, и Правосудный остановил Свой страшный суд. Несмотря на то, Он объявил своему рабу, что никто из отчаявшихся покорить обетованную землю не войдет в нее и что в наказание за их неверие они все умрут в пустыне, исключая Иисуса сына Навина и Халева сына Иефониина. Иисус Навин, без сомнения, принимал главное участие в поражении царей аморрейских Ога и Сиона, хотя Священное Писание и не говорит о нем ни слова. Когда Господь сказал Моисею, что его великое посланничество исполнено и что другому предоставлена слава водрузить знамя Израиля в земле Ханаанской, законодатель собрал народ и сказал ему: «Теперь мне сто двадцать лет, я не могу уже выходить и входить, и Господь сказал мне: «ты не перейдешь Иордан сей»; Господь Бог твой Сам пойдет пред тобою; Он истребит народы сии от лица твоего, и ты овладеешь ими; Иисус пойдет пред тобою, как говорил Господь». Потом, призвав Иисуса, сказал ему пред лицом всего Израиля: «Будь тверд и мужествен, ибо ты войдешь с народом сим в землю, которую Господь клялся отцам его дать ему, и ты разделишь ее на уделы ему; Господь Сам пойдет пред тобою, Сам будет с тобою, не отступит от тебя и не оставит тебя, не бойся и не ужасайся. И написал Моисей закон сей, и отдал его священникам, сынам Левииным, носящим ковчег завета Господня, и всем старейшинам [сынов] Израилевых» (Втор. 31:2—3, 7—9), и дал ее священникам и старцам израильским; после этого окончательного законодательства он воспел с Иисусом свою величественную песнь. После смерти великого законодателя Бог повторил его преемнику обетование предать в его руки Ханаанскую землю и повелел ему перейти Иордан: «Итак встань, перейди через Иордан сей, ты и весь народ сей, в землю, которую Я даю им, сынам Израилевым. Всякое место, на которое ступят стопы ног ваших, Я даю вам, как Я сказал Моисею... Никто не устоит пред тобою во все дни жизни твоей; и как Я был с Моисеем, так буду и с тобою: не отступлю от тебя и не оставлю тебя. Будь тверд и мужествен; ибо ты народу сему передашь во владение землю, которую Я клялся отцам их дать им; только будь тверд и очень мужествен, и тщательно храни и исполняй весь закон, который завещал тебе Моисей, раб Мой; не уклоняйся от него ни направо ни налево, дабы поступать благоразумно во всех предприятиях твоих. Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно. Вот Я повелеваю тебе: будь тверд и мужествен, не страшись и не ужасайся; ибо с тобою Господь Бог твой везде, куда ни пойдешь» (И. Нав. 1:2-3, 5-9). Итак, Иисус Навин дал народу повеление запастись жизненными припасами на три дня для перехода Иордана и присоединил к главной армии 40 000 человек из колена Рувимова, Гадова и Манассиина (остаток этих колен, который мог доставить более 110 000 человек, носящих оружие, не считая жен и детей, остался по ту сторону реки, для охраны земель, данных Моисеем этим коленам). «Жены ваши, дети ваши и скот ваш пусть останутся в земле, которую дал вам Моисей за Иорданом; а вы все, могущие сражаться, вооружившись, идите пред братьями вашими и помогайте им, доколе Господь [Бог ваш] не успокоит братьев ваших, как и вас; доколе и они не получат в наследие землю, которую Господь Бог ваш дает им; тогда возвратитесь в наследие ваше и владейте землею, которую Моисей, раб Господень, дал вам за Иорданом к востоку солнца, — сказал им Иисус. — Они в ответ Иисусу сказали: все, что ни повелишь нам, сделаем, и куда ни пошлешь нас, пойдем; как слушали мы Моисея, так будем слушать и тебя: только Господь, Бог твой, да будет с тобою, как Он был с Моисеем; всякий, кто воспротивится повелению твоему и не послушает слов твоих, во всем, что ты ни повелишь ему, будет предан смерти. Только будь тверд и мужествен!» (И. Нав. 1:14— 18). Новый предводитель не замедлил доказать, что он вполне достоин своего высокого назначения. По его повелению два соглядатая вышли из Ситтима и отправились рассмотреть страну и город Иерихон и, избегши больших опасностей (см. Раав), возвестили в стане, что всеобщее замешательство царствовало между жителями страны и что они не устоят против оружия Израиля. На следующий день, до зари, Иисус Навин вышел из Ситтима и приблизился к берегам Иордана, где и пробыл три дня. По окончании этого срока он объявил во всем стане, чтобы израильтяне двинулись через Иордан вслед за Ковчегом Завета, в расстоянии от него около 2000 локтей. «И сказал Иисус народу: освятитесъ [к утру], ибо завтра сотворит Господь среди вас чудеса... И сказал Иисус: из сего узнаете, что среди вас есть Бог живый, Который прогонит от вас Хананеев и Хеттеев, и Евеев, и Ферезеев, и Гергесеев, и Аморреев, и Иевусеев» (И. Нав. 3:5, 10). Итак, весь народ отправился по указанному пути к Иордану. Это происходило во время жатвы ячменя, когда от постоянных дождей реки обыкновенно выступают из берегов. Едва только священники, несшие Ковчег Завета, омочили ноги свои в воде, как воды разделились: «Вода, текущая сверху, остановилась и стала стеною на весьма большое расстояние, до города Адама, который подле Цартана; а текущая в море равнины, в море Соленое, ушла и иссякла». Тогда священники остановились на суше посреди Иордана, и стал переходить народ. Двенадцать человек, избранных Иисусом Навином, по одному из каждого колена, получили повеление взять со дна реки, с того места, где остановился Ковчег Завета, двенадцать камней и поставить их в стене после перехода Иордана. Другие двенадцать камней были поставлены Иисусом на том месте, где стоял Ковчег Завета. Наконец священники с Ковчегом перешли Иордан и пошли впереди всего народа, который остановился станом в Галгалах, на западе Иордана. Здесь-то Иисус, для увековечения памяти о чудном переходе через Иордан, воздвигнул памятник из двенадцати камней. «Чтобы они были у вас [лежащим всегда] знамением; когда спросят вас в последующее время сыны ваши и скажут: «к чему у вас эти камни?», вы скажете им: «в память того, что вода Иордана разделилась пред ковчегом завета Господа [всей земли]; когда он переходил чрез Иордан, тогда вода Иордана разделилась»; таким образом камни сии будут [у вас] для сынов Израилевых памятником на век» (И. Нав. 4:6—7). Между тем цари аморрейские и хананейские, узнавши об этом чуде, были поражены ужасом; вступление народа Божия в их земли возбуждало в них самое сильное беспокойство, и впоследствии мы увидим, что это было не без причины. Но Господь, прежде чем предал неверных в руки израильтян, хотел, чтобы последние запечатлели кровью своей завет с Ним (рожденные в пустыне не были обрезаны). «В то время сказал Господь Иисусу: сделай себе острые [каменные] ножи и обрежь сынов Израилевых во второй раз» (И. Нав. 5:2).
Думают, что подобные ножи не причиняют воспаления. Ефиопское племя алнажаб употребляет их и ныне для обрезания (см. Ludolf. Hist. Aethiop., t. Ill, с. 1, § 21. Ovid. Fast., t. IV, 237. Saxo corpus (scilicet pudenda) laniavit acuto). Место, где совершился этот кровавый обряд, названо было Галгала, то есть отнятие. Народ пробыл здесь до тех пор, пока не исцелился; потом он праздновал Пасху в четырнадцатый день месяца, а на следующий день стал употреблять плоды земли в пищу вместо манны, которая с сего времени перестала нисходить с неба. Однажды, когда Иисус находился на поле близ Иерихона, вдруг предстал перед ним воин с обнаженным мечом в руке. «Наш ли ты, или из неприятелей наших?» — спросил его Иисус. Незнакомец отвечал: «Нет, я вождь воинства Господня, теперь пришел [сюда]. Иисус пал лицем своим на землю, и поклонился и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему? Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято. Иисус так и сделал. — Вот, Я предаю в руки твои Иерихон и царя его, [и находящихся в нем] людей сильных» (И. Нав. 5:13— 15, 6:1). После сего Архистратиг показал ему, каким образом он овладеет Иерихоном, где одно имя Израиля внушило уныние и страх, так что городские ворота были постоянно затворены, и никто не осмеливался ни выйти, ни войти. «Пойдите вокруг города все способные к войне и обходите город однажды [в день]; и это делайте шесть дней, — сказал посланник Иеговы. — И семь священников пусть несут семь труб юбилейных пред ковчегом; а в седьмой день обойдите вокруг города семь раз, и священники пусть трубят трубами; когда затрубит юбилейный рог, когда услышите звук трубы, тогда весь народ пусть воскликнет громким голосом, и стена города обрушится до своего основания, и [весь] народ пойдет [в город, устремившись] каждый с своей стороны» (И. Нав. 6:2—4). Иисус распорядился согласно с этим повелением: семь жрецов с трубами шли перед Ковчегом Завета, который был несен другими жрецами; воины предшествовали им, а народ следовал позади. Иисус повелел израильтянам хранить глубокое молчание, даже не произносить ни слова, пока он не повелит им воскликнуть; таким образом они обходили город шесть дней один раз в день. В седьмой день, поднявшись весьма рано, они обошли город семь раз, и когда жрецы затрубили в трубы, Иисус повелел народу воскликнуть. В то же время он наложил клятву на город, жителей которого обрек смерти, исключая блудницу Раав, в награду за ее благородное гостеприимство, и запретил брать золото, серебро, медь и железо из добычи, потому что все это было посвящено Господу. Едва страшный крик поразил слух народа, как стены рухнули; израильтяне бросились в город и стали предавать огню и мечу все: мужчины, и женщины, и дети, и старцы, даже животные беспощадно были преданы мечу. Когда все жители были преданы смерти, исключая Раав и ее семейства, город был сожжен, и на развалинах его посеяна соль. Только золото, серебро, медь, железо были сохранены. Тогда Иисус изрек свою клятву: «Пусть будет проклят тот, кто восстановит и построит Иерихон! Путь его первенец умрет тогда, когда он положит основание, и пусть смерть поразит последнего его сына, когда он поставит ворота». Это проклятие исполнилось над Ахиилом, который пытался восстановить этот город (см. 3 Цар. 16:34). Вскоре после этой чудесной победы, Иисус Навин послал обозреть положение Гая, города, лежавшего близ Вифавена, на востоке Вефиля; посланные донесли, что для овладения и разрушения этого города достаточно двух или трех тысяч человек, и что для такого неважного дела нет необходимости посылать весь народ. Итак, три тысячи человек отправились к Гаю, но они, едва увидели неприятеля, как обратились в бегство и лишились тридцати шести человек. Это неожиданное поражение повергло в смущение весь народ; особенно Иисус был неутешен. Он разодрал одежду, покрыл главу пеплом и простерся перед Ковчегом Завета со всеми старцами израильскими. Здесь он излил свою душу в горькой жалобе: «О, Господи Владыка! для чего Ты перевел народ сей чрез Иордан, дабы предать нас в руки Аморреев и погубить нас? о, если бы мы остались и жили за Иорданом! О, Господи! что сказать мне после того, как Израиль обратил тыл врагам своим? Хананеи и все жители земли услышат и окружат нас и истребят имя наше с земли. И что сделаешь тогда имени Твоему великому?» (И. Нав. 7:7—9). Бог, видя смирение своего раба, открыл ему причину оплакиваемого бедствия: один израильтянин укрыл часть добычи, посвященной Господу, и преступление его осталось не наказанным. «Встань, освяти народ и скажи: освятитесь к утру, ибо так говорит Господь Бог Из-раилев: «заклятое среди тебя, Израиль; посему ты не можешь устоять пред врагами твоими, доколе не отдалишь от себя заклятого»» (И. Нав. 7:13). На следующий день Иисус собрал народ, и виновный, открытый с помощью жребия, был побит камнями (см. Ахар). После этого Господь обещал Иисусу предать Гай в его руки. Иисус Навин, как искусный и мудрый полководец, наставленный опытом, принял со свой стороны меры для обеспечения за собой победы в предстоящем предприятии; ночью он отправил тридцать тысяч избранных мужей, которым дал повеление сесть в засаду между Вефилем и Гаем на западе от последнего города и быть готовыми напасть по первому сигналу; сам он, предводительствуя остальным войском, вышел из стана до зари и сделал мнимую атаку с другого пункта (с севера Гая); он остановился сначала на высоте, господствовавшей над городом и отделенной долиной; отсюда он послал пять тысяч человек в подкрепление засаде с повелением броситься в город тотчас, как жители выйдут из него. Потом главная армия приблизилась даже до середины долины, идя в боевом порядке, так что последние ряды простирались до западной стороны города, почти до того места, где было скрыто подкрепление, без сомнения, для того, чтобы последнее могло знать все движения. На рассвете царь гайский, узнав израильтян, вышел со всем своим войском навстречу неприятелю; но евреи без всякого сопротивления обратились в бегство, показывая вид, что они устрашены, как в первый раз, и бежали по направлению к пустыне; тогда враги испустили радостный крик, и все, кто только были в состоянии носить оружие в Вефиле и Гае, бросились преследовать израильтян, оставив свои города пустыми и беззащитными. Это неблагоразумие дорого стоило им: в то время, когда они радовались победе, одержанной без сражения, Иисус Навин поднял свой грозный щит против их города; по этому сигналу засада вышла из своего убежища, устремилась в Гай и предала его пламени. При виде этого неожиданного оборота неприятель, пораженный ужасом, желал избегнуть смерти: но куда бежать? Преследуемые, по сигналу Иисуса обратились вперед и бросились на него; в то же время зажегшие город напали на него с тылу; таким образом, окруженные со всех сторон, несчастные были побиты все до одного. Потом победители вошли в Гай и предали мечу всех, находившихся в нем. В этот день погибло двенадцать тысяч жителей Гая, включая в это число жен и детей; все это время Иисус держал свой щит поднятым, по примеру Моисея в пустыне. Победители, сообразно с повелением Божиим, разделили между собой добычу; город истребили огнем. «И сожег Иисус Гай и обратил его в вечные развалины, в пустыню, до сего дня». Царь гайский, взятый живым, был повешен, и тело его было выставлено до самого вечера, когда он был снят и брошен в ров, при входе в город, и над ним набросана груда камней. В благодарность за эту блестящую победу благочестивый предводитель воздвигнул алтарь на горе Гавел и принес жертву Господу; потом, пользуясь добрым расположением народа, написал на камнях весь Закон Моисея и предложил его со всеми подробностями детям Израиля, которые, стоя перед скинией, внимательно слушали его. Между тем слух о победе распространился; все цари соседних стран были поражены ужасом и составили оборонительный и наступательный союз против Иисуса. Одни гаваонитяне отказались от участия в этом союзе и, для снискания милости израильтян, придумали особенное средство: они возложили на ослов старые мешки с сухим, искрошившимся хлебом; сами оделись в поношенную обувь и в ветхое платье; в таком состоянии они явились в Галгалах: «Мы пришли из весьма отдаленной страны, — сказали они, желая заключить с вами мир». — «Может быть, вы обманываете нас, — отвечали израильтяне, — может быть, вы живете в этой стране, обетованной нам? В таком случае мы не можем заключить с вами мира». Вопрос был слишком поспешен; гаваонитяне умели воспользоваться этим и отвечать двусмысленно: «Мы ваши рабы». — «Но кто же вы, — спросил Иисус, — и откуда пришли?» — «Ваши рабы пришли из весьма отдаленной страны, во имя Господа вашего Бога; ибо слава Его могущества достигла и до нас; мы узнали обо всех чудесах, произведенных Им в Египте, и о страшной участи Ога и Сиона, царей аморрейских. Тогда наши старейшины и весь наш народ, собравшись, сказали нам: возьмите с собою все необходимое для столь продолжительного пути, ступайте к поклонникам истинного Бога и скажите им: Мы ваши рабы, просим у вас мира. Вот хлеб, который мы, отправляясь в путь, взяли еще теплым; теперь он высох и покрылся плесенью и ломается на куски; эти мехи были совершенно новы, когда мы их наполнили вином, теперь они разселись; наше платье и наша обувь так износились во время продолжительного пути, что теперь не стоят ничего». Израильтяне поддались хитрости и приняли их предложение, не спросив Господа; Иисус и старейшины заключили с ними мир и поклялись не истреблять их. Спустя три дня, когда стан расположился близ Гаваона, израильтяне узнали, что мнимые пришельцы из весьма отдаленной страны живут среди них. Тогда народ начал роптать на своих старейшин; но Иисус и старейшины, уважая клятву, пощадили жизнь гаваонитян, хотя в наказание за их ложь присудили носить воду и рубить дрова для народа и скинии. Гаваонитяне нашли извинение в страхе от неминуемой опасности и в желании обеспечить свою жизнь; они приняли жестокие условия своих новых повелителей и с тех пор вошли в состав иудейского народа. Между тем Адониседек, царь иерусалимский, узнав об участи Гая, стал беспокоиться о своей; добровольная сдача Гаваона внушала ему еще больший страх, потому что Гаваон был одним из значительнейших городов, а гаваонитяне отличались воинственностью. Не будучи в состоянии возвратить этот город собственными силами, он просил помощи у соседних царей Елама, царя хевронского, Фераана, царя иеримофского, Апфия, царя лахисского и Давира, царя одолламского: эти пять царей вышли в поход со своими войсками и явились под стенами Гаваона. Иисус, уведомленный об опасности, полетел к ним на помощь, шел всю ночь, напал неожиданно на осаждающих, смешал и обратил в бегство; потом преследовал их по Верхне-Вифоронской возвышенности до Азики и Макиды. Тогда, когда они бежали к Вифоронскому восходу, каменный дождь полился с небес и истребил их более, чем оружие иудеев. Между тем ночь покрывала тьмой землю, а враги еще не были истреблены; в это-то время Иисус, воодушевленный той верой, которая передвигает горы, воскликнул: «Стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою! И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим» (И. Нав. 10:12—13). Никогда день, ни прежде, ни после, не был столь длинен, как в это время, когда Бог снисходил к вере вождя Своего народа. Пять неприятельских царей бежали и скрылись в пещере близ Макиды: их нашли и сказали об этом Иисусу, который, желая довершить поражение, приказал завалить вход в пещеру камнями и поставить стражу. «А вы не останавливайтесь [здесь], но преследуйте врагов ваших и истребляйте заднюю часть войска их и не давайте им уйти в города их, ибо Господь Бог ваш предал их в руки ваши»» (И. Нав. 10:19). Это повеление было строго исполнено: все хананеяне погибли от меча израильтян; только некоторые спаслись в укрепленных городах. Победоносное войско возвратилось к Макиду, не понесши ни малейшей потери, в таком же числе, как и вышло. Иисус повелел привести пять царей, созвал народ и приказал воинским начальникам наступить им на горло, сказав: «Не бойтесь и не ужасайтесь, будьте тверды и мужественны; ибо так поступит Господь со всеми врагами вашими, с которыми будете воевать» (И. Нав. 10:25). Потом сам поразил их и трупы приказал повесить на пяти деревах, где они висели до самого вечера, когда были сняты и брошены в ту же пещеру, в которой они думали найти безопасность, и вход которой теперь был завален камнями. В тот же день Иисус взял Макиду и истребил всех ее жителей. Лев-на, Лахис, Газер, Еглон, Хеврон, Давир подверглись той же участи. Вся южная страна, как нагорная, так и низменная, так же как и Асседоф (то есть низменные земли), была опустошена, сделалась добычей победителя. Неутомимый Иисус, неумолимый исполнитель божественных определений, поразил все живущее от Кадис-Варни до Газы, опустошил всю землю Госон до Гаваона и в один поход взял и умертвил всех царей и овладел всеми землями, потому что Господь покровительствовал ему. Наконец он возвратился в Галгалы, где находился главный стан. Но не долго он оставался здесь в покое: Иавин, царь асорский, заключил против него союз со многими другими царями, с Иовавом, царем мадонским, царем семеронским, царем ахиавским и царями северных народов, живших в горах и в равнинах на юге Хенерефа, с царями народов, населявших страну Дор, лежавшую вдоль берегов Средиземного моря, с восточными и западными хананеянами, с аморреянами, хеттеянами, ферезеянами, иевусеянами, жившими в горах, наконец, с евеянами, жившими при подошве горы Ермон, в Массифе за Иорданом. Все эти цари отправились в поход со своими войсками и соединились у вод Маррон, или Мером, чтобы идти навстречу Израилю. Войска их состояли из множества, как песок морской, пеших воинов, конницы и колесниц. Иисус пошел к ним навстречу, напал неожиданно, обратил в бегство и преследовал до Сидона Великого и до Масрефоф-Маима. Никто не избегнул его грозного меча; он перерезал коням жилы и сжег колесницы, как повелел Господь. Потом, быстро возвратившись, напал на Асор, важнейший город в этой стране, взял его, избил всех жителей, опустошил и истребил все и город обратил в пепел. Таким образом он поступил и с другими городами, исключая лежавших на холмах и возвышенных местах. Израильтяне, по обыкновению, разделили всю добычу и скот. «Долгое время вел Иисус войну со всеми сими царями», — говорит Священное Писание (И. Нав. 11:18); это показывает, что все эти завоевания происходили не так быстро, как идет рассказ священного историка. Только одни хеттеяне или гаваонитяне добровольно покорились иудеям; все другие были покорены силой и истреблены мечом: такова была воля Господа, назначившего землю этих неверных народов в наследие Израилю. В то же время Иисус истребил енакимов, живших в горах в Хевроне, Давире и Анове, и разрушил все их города. Только Газа, Геф и Азот были пощажены, потому ли, что эти города добровольно сдались, или потому, что они устояли против оружия непобедимого доселе Иисуса, или, наконец, потому, что они не вошли в число земель, обещанных Израилю. Это был последний поход славного завоевателя обетованной земли. Тридцать два царя побеждены, взяты и умерщвлены, народы их истреблены, города разрушены, поля опустошены: этого было достаточно для его славы. Его возраст требовал отселе покоя. Итак, страна, бывшая в продолжении шести или семи лет театром кровавой войны, с этих пор стала наслаждаться покоем. Цари, побежденные Иисусом Навином, были: иерихонский, гайский, хевронский, иеримофский, лахисский, еглонский, газерский, давирский, гадерский, ермафский, адерский, левнский, одолламский, макидский, вефильский, апфуский (тафуаский), оферский, афекский, хесаромский (саронский), мадонский, асорский, семеронский, ахсафский, фенакский, магеддрнский, кадисский, иеконамский, камильский, дорский, галгалский, иерусалимский и, наконец, фирский. Страна, покоренная им, простиралась от потока Арнонского, на юге, до горы Ермон, на севере, и заключала всю восточную страну, смежную с пустыней и долиной Моавской. Отселе началось новое поприще для нашего героя, без сомнения, не столь славное, как предыдущее, но не менее достойное внимания. Хананеяне были или истреблены или изгнаны, оставалось разделить землю между победителями; Иисус поступил в этом случае с удивительной мудростью. Ему было уже около ста лет. Мы не можем с точностью описать страну, населенную древними евреями, и удельные границы каждого колена: более обширные подробности принадлежат Священной географии. Южные границы обетованной земли довольно ясно обозначены Моисеем: он говорит, что «и направится граница на юг к возвышенности Акравима и пойдет через Сын, и будут выступы ее на юг к Кадес-Варни, оттуда пойдет к Гацар-Аддару и пройдет через Аимон; от Ацмона направится граница к потоку Египетскому, и будут выступы ее к морю» (Чис. 34:4— 5). Священный историк употребляет слово объедут (обращаются, или округляются), потому что линия, вместо того чтобы прямо идти от Мертвого к Средиземному морю, загибается к югу и юго-западу, к Египту. Северная граница по Моисею (Чис. 34:7— 9) и Иезекиилю (Иез. 47), определялась линией, проведенной от Средиземного моря к Арсенаину, границе Дамаска, идущей несколько наклонно от севера к югу; город Емаф находился в центре этой линии, на севере. Восточная граница совпадала с линией, проведенной от Арсенаина, по берегам Хенерефского, или Генисаретского, озера вдоль Иордана до Мертвого моря. Наконец, Средиземное море составляло западную границу (Чис. 24). Все эти страны еще не были совершенно покорены; «остается сия земля: все округи Филистимские и вся земля Гессурская [и Хананейская]. От Сихора, что пред Египтом, до пределав Екрона к северу, считаются Ханаанскими пять владельцев Филистим-ских: Газский, Азотский, Аскалонский, Гефский, Екронский и Аввейский; к югу же вся земля Ханаанская от Меары Сидонской до Афека, до пределов Аморрейских, также [Филистимская] земля Гевла и весь Ливан к востоку солнца от Ваал-Гада, что подле горы Ермона, до входа в Емаф. Всех горных жителей от Ливана до Мисрефоф-Маима, всех Сидонян Я изгоню от лица сынов Израилевых. Раздели же ее в удел Израилю, как Я повелел тебе» (И. Нав. 13:2—6). Разделение Палестины между коленами, составлявшими народ еврейский, можно обозначить весьма обще. Вся страна, простиравшаяся от Мертвого до Великого моря и границ Египта, была предназначена Иуде. Но Симеон поселился в этом пространстве, около страны, занимаемой филистимлянами, и на границах Идумеи, ибо Вирсавия досталась ему в удел (Вирсавия обозначала самый южный пункт страны, занятой евреями, как местечко Дан, лежавшее в колене Неффалимовом, означало северный пункт; вот почему говорится: от Дана даже до Вирсавии, чтобы указать всю страну); в таком положении трудно понять, каким образом колено Симеоново могло быть в числе десяти колен, повиновавшихся Самарии, а не Иерусалиму. Вениамин был смежен с Иудою на севере, и границы его обнимали Раму, Гаваон, Иерихон, Вефиль и Вифорон, поворачивали к югу около Кариафиарима, заключали в себе Иерусалим, проходя через долину детей Енноновых, лежавшую на юге Сиона. Дан занимал страну, лежавшую на той же высоте, около моря, и владел Аккароном и Газой (кроме того, в уделе его колена были Еммаус, Модин и Иоппия, ныне Яффа). Границы этих двух колен были общими с границами колена Ефремова, простиравшимися от Иордана до потока Каны (в этом колене находились Сихем и Силом). Полуколено Манассиино было смежно с коленом Ефремовым, простираясь к морю, около Доры, и к подошве горы Кармил, к границам Ассира. Оно истребовало себе Вифсан, хотя эта область, лежавшая на Иордане, досталась по жребию Иссахару, занимавшему Изреель, и граничившему к северу с горой Фавор. Эта гора отделяла его от Завулона (владевшего Назаретом и Каной), который едва ли простирался до Генисаретского озера, вернее, принадлежавшего Неффалиму, заключавшему собой страну с севера, граничившему с запада с Асиром, удел которого граничил с морем от Кармила до Сидона, заключая в себе Тир, никогда, впрочем, не бывший во власти этого колена. Остается еще сказать о Рувиме и Гаде и полуколене Манассиином, получивших уделы за Иорданом: удел первого из этих колен начинался от потока Арнонского до границ Моава. Удел второго лежал на севере, а удел третьего простирался вдоль восточных берегов Генисаретского озера и далее до пределов израильской земли. Известно, что потомство Левиино, назначенное для служения храму, получило во владение многие города, рассеянные в уделах других колен и называвшиеся левитскими. Это разделение существовало до окончательного разрушения царства Иудейского и Израильского. Халев просил и получил Хеврон, или Кариаф-Арву владение этим городом было обещано ему Моисеем (см. Халев). Разделение производилось посредством жребия; первый жребий пал на Иуду, второй на Ефрема, третий на Манассию; эти два последние колена, недовольные своим жребием, так как большая часть их уделов была еще занята врагами, жаловались Иисусу. «Почему ты дал мне в удел один жребий и один участок, тогда как я многолюден, потому что так благословил меня Господь? — сказал Манассия от имени двух братьев. — Иисус сказал им: если ты многолюден, то пойди в леса и там, в земле Ферезеев и Рефаимов, росчисти себе [место], если гора Ефремова для тебя тесна. Сыны Иосифа сказали: не останется за нами гора, потому что железные колесницы у всех Хананеев, живущих на долине, как у тех, которые в Беф-Сане и в зависящих от него местах, так и у тех, которые на долине Изреельской. Но Иисус сказал дому Иосифову, Ефрему и Манассии: ты многолюден и сила у тебя велика; не один жребий будет у тебя: и гора будет твоею, и лес сей; ты расчистишь его, и он будет твой до самого конца его; ибо ты изгонишь Хананеев, хотя у них колесницы железные, и хотя они сильны, [ты одолеешь их]» (И. Нав. 17:14—18). Действительно, потомки Иосифа сделались владетелями этой страны, которую почитают за гору Гелвуй, лежавшую на севере удела колена Манассиина и простиравшуюся от Изрееля до Вефсана, и сделали хананеев данниками. Это обстоятельство немало способствовало развитию того воинственного характера, которым это колено отличилось впоследствии. Разделение земли было прервано перенесением скинии. Пробыв более семи лет в Галгалах, израильтяне наконец перенесли стан в Силом, в колено Ефремово; в это-то место, лежавшее в центре обетованной земли, была принесена скиния свидетельства. Иисус предложил народу избрать из каждого колена по три человека, которые бы прошли страну по всем направлениям, начертили ее план и разделили на части, соразмерные большему или меньшему плодородию почвы. По возвращении посланных, старейшины, сравнив части выпавших уже жребиев, отняли часть удела колена Иудина и дали ее Симеону. Потом бросили жребий на семь частей оставшихся, которые были увеличены или уменьшены, смотря по численности колен, которым они достались. Жребий падал последовательно на Вениамина, Симеона, Завулона, Иссахара, Асира, Неффалима и Дана. Иисус просил для себя и своего потомства города Фамнаф-Сараи на горе Ефраим и столь значительно умножил его, что можно было сказать, что он создал новый город. После последовательного покорения различных провинций каждое колено, повторяя в малом виде то, что было сделано для всего народа, нужно было разделить на большие фамильные участки и последние подразделить на части для каждого гражданина. Важно заметить, что разделение основывалось на числительной важности каждого колена, без различения личности; это показывает во всем свете великое начало равенства пред Богом и законом, начало, освященное Моисеем: «И разделите землю по жребию на уделы племенам вашим: многочисленному дайте удел более, а малочисленному дай удел менее; кому где выйдет жребий, там ему и будет удел; по коленам отцов ваших возьмите себе уделы» (Чис. 33:54). Еще более пришелец должен был получить равную себе часть. «И разделите себе землю сию на уделы по коленам Израи-левым. И разделите ее по жребию в наследие себе и иноземцам, живущим у вас, которые родили у вас детей; и они среди сынов Израилевых должны считаться наравне с природными жителями, и они с вами войдут в долю среди колен Израилевых. В котором колене живет иноземец, в том и дайте ему наследие его, говорит Господь Бог» (Иез. 47:21—23). Положено прежде, чтобы каждое колено избрало доверенного человека для произведения с князем израильским и жрецом распределения участков перед народным собранием. Известно, что колено Рувимово, Гадово и полуколено Манассиино получили уделы из рук самого Моисея. По окончании разделения Господь повелел Иисусу назначить города для убежища невольных убийц, которые могли бы подвергнуться мщению близких родственников покойника. Вот как это происходило: виновный должен был явиться в воротах города и здесь перед старейшинами изложить все то, что могло оправдать его невинность; только с этим условием ему позволялось жить в городе убежища, где месть родственников не могла коснуться его. Выйти из города он мог только после смерти первосвященника; тогда он мог даже войти в свой дом, впрочем, не иначе, как отдав предварительный, отчет о своем поведении перед судьями. Города убежища были: Кедес в Галилее, в колене Неффалима; Сихем, в колене Ефремовом; Арво (Кариаф-Арва, или Хеврон) в колене Иудином; за Иорданом Восор, в колене Рувимовом; Рамоф в Галааде, в колене Гадовом, и Голан в Васанитиде, в колене Манассиином. По Закону Моисея, левиты не должны были принимать участия в распределении земель: «Только колену Левиину не дал он удела: жертвы Господа Бога Израилева суть удел его, как сказал ему Господь» (И. Нав. 13:14). Другие колена обязаны были уступить им известное число городов с окрестностями для их жилищ и пищи для их стад. Итак, когда разделение было закончено, старейшины отчеств сынов Левииных пришли к первосвященнику Елиазару, Иисусу Навину и старейшинам отчеств других колен и истребовали себе то, что им принадлежало по закону. Сорок восемь городов были взяты от двенадцати колен и распределены по жребию трем большим фамилиям следующим образом: для фамилии Каафа, подразделенной на две фамилии, 23 города, из которых 13, взятых от колен Иудина, Симеонова и Вениаминова, потомкам Аарона; 10 других, взятых от колен Ефремова и Данова и полуколена Манассиина, другим потомкам Каафа, то есть простым левитам; для сынов Гирсона 13 городов, взятых от колен Иссахарова, Асирова, Неффалимова и заиорданс-кого полуколена Манассиина; наконец, для фамилии Мерари 12 городов из колена Рувимова, Гадова и Завулонова. Города убежища были в то же время и города левитские. «Таким образом отдал Господь Израилю всю землю, которую дать клялся отцам их, и они получили ее в наследие и поселились на ней. И дал им Господь покой со всех сторон, как клялся отцам их, и никто из всех врагов их не устоял против них; всех врагов их предал Господь в руки их. Не осталось неисполнившимся ни одно слово из всех добрых слов, которые Господь говорил дому Израилеву; все сбылось» (И. Нав. 21:43—45). С сего времени каждое колено вступило во владение своим уделом, а потомки Рувима, Гада и Манассии перешли Иордан и поселились каждые в своем участке. Иисус благодарил их за благородные услуги и повиновение его повелениям; потом благословил и напутствовал весьма мудрыми советами. Итак, они оставили землю Ханаанскую, чтобы возвратиться в Галаад, унося с собой множество богатств, в золоте, в металлах и одеждах всякого рода; прежде, по совету Иисуса, они уступили часть своим братьям. Но, достигши Иордана, остановились и воздвигнули близ этой реки огромный алтарь. Узнавши об этом, израильтяне, поселившиеся по сю сторону Иордана, почли это действием идолопоклонства и были столь раздражены, что поспешно собрались в Силом с намерением наказать их оружием. Не приступая еще к этой крайней мере, они послали к ним Финееса, сына первосвященника Елеазара, и десять старейшин, по одному из каждого колена. Посланные живо упрекали их в мнимом преступлении, напоминая, что уже однажды идолопоклонство навлекло на народ гнев Бога Израилева: «Так говорит все общество Господне: что это за преступление сделали вы пред [Господом] Богом Израилевым, отступив ныне от Господа [Бога Израилева], соорудив себе жертвенник и восстав ныне против Господа? Разве мало для нас беззакония Фегорова, от которого мы не очистились до сего дня и за которое поражено было общество Господне? А вы отступаете сегодня от Господа! Сегодня вы восстаете против Господа, а завтра прогневается [Господь] на все общество Израилево; если же земля вашего владения кажется вам нечистою, то перейдите в землю владения Господня, в которой находится скиния Господня, возьмите удел среди нас, но не восставайте против Господа и против нас не восставайте, сооружая себе жертвенник, кроме жертвенника Господа, Бога нашего; не один ли Ахан, сын Зары, сделал преступление, взяв из заклятого, а гнев был на все общество Израилево?не один он умер за свое беззаконие» (И. Нав. 22:16—20). Потомки Рувима, Гада и Манассии разуверяли посланных и клялись им, что, созидая этот алтарь, они не имели никакого преступного намерения: «Бог богов Господь, Бог богов Господь, Он знает, и Израиль да знает! Если мы восстаем и отступаем от Господа, то да не пощадит нас Господь в сей день! Если мы соорудили жертвенник для того, чтоб отступить от Господа {Бога нашего], и для того, чтобы приносить на нем всесожжение и приношение хлебное и чтобы совершать на нем жертвы мирные, то да взыщет Сам Господь! Но мы сделали сие по опасению того, чтобы в последующее время не сказали ваши сыны нашим сынам: «что вам до Господа Бога Израилева! Господь поставил пределом между нами и вами, сыны Рувимовы и сыны Гадовы, Иордан: нет вам части в Господе». Таким образом ваши сыны не допустили бы наших сынов чтить Господа. Поэтому мы сказали: соорудим себе жертвенник не для всесожжения и не для жертв, но чтобы он между нами и вами, между последующими родами нашими, был свидетелем, что мы можем служить Господу всесожжениями нашими и жертвами нашими и благодарениями нашими, и чтобы в последующее время не сказали ваши сыны сынам нашим: «нет вам части в Господе». Мы говорили: если скажут так нам и родам нашим в последующее время, то мы скажем: видите подобие жертвенника Господа, которое сделали отцы наши не для всесожжения и не для жертвы, но чтобы это было свидетелем между нами и вами [и между сынами нашими]. Да не будет этого, чтобы восстать нам против Господа и отступить ныне от Господа, и соорудить жертвенник для всесожжения и для приношения хлебного и для жертв, кроме жертвенника Господа Бога нашего, который пред скиниею Его» (И. Нав. 22:22—29). Финеес и другие посланные, удовлетворенные этим, изрекли им слова утешения и мира и поспешили возвестить Иисусу Навину и всему Израилю эту благую весть, которые раскаялись в невинном подозрении этих колен. Иисус Навин назвал этот алтарь потомков Рувимовых, Гадовых и Манассииных «потому что, сказали они, он свидетель между нами, что Господь есть Бог наш» (там же, 34). Уже долгое время Израиль наслаждался покоем.
Иисус, чувствуя приближение своей кончины, созвал в Сихем весь народ со старейшинами, князьями, начальниками колен, чтобы убедить их к сохранению закона и возобновить священный союз, соединявший их с Богом. Он предрек им от имени Божия или победу над врагами, или рабство и смерть, смотря по тому, с твердостью ли они пойдут по пути истины, или уклонятся к богам чуждым. Потом, напомнив Израилю милости, которые Господь не переставал изливать на них, от призвания великого Авраама до покорения обетованной земли, он находит новую побудительную причину служить Богу их отцов, произведшему столько чудес. Наконец, между старцем и всем народом завязался следующий разговор, имевший следствием свободное принятие всем Израилем основных законов. «Итак бойтесь Господа и служите Ему в чистоте и искренности, — сказал им Иисус. — Отвергните богов, которым служили отцы ваши за рекою и в Египте, а служите Господу. Если же неугодно вам служить Господу, то изберите себе ныне, кому служить, богам ли, которым служили отцы ваши, бывшие за рекою, или богам Аморреев, в земле которых живете; а я и дом мой будем служить Господу, [ибо Он свят]. — И отвечал народ и сказал: нет, не будет того, чтобы мы оставили Господа и стали служить другим богам! Ибо Господь — Бог наш, Он вывел нас и отцов наших из земли Египетской, из дома рабства, и делал пред глазами нашими великие знамения и хранил нас на всем пути, по которому мы шли, и среди всех народов, чрез которые мы проходили. Господь прогнал от нас все народы и Аморреев, живших в сей земле. Посему и мы будем служить Господу, ибо Он — Бог наш. Иисус сказал народу: не возможете служить Господу [Богу], ибо Он Бог святый, Бог ревнитель, не потерпит беззакония вашего и грехов ваших. Если вы оставите Господа и будете служить чужим богам, то Он наведет на вас зло и истребит вас, после того как благотворил вам. И сказал народ Иисусу: нет, мы Господу будем служить. Иисус сказал народу: вы свидетели о себе, что вы избрали себе Господа — служить Ему? Они отвечали: свидетели. Итак отвергните чужих богов, которые у вас, и обратите сердце свое к Господу Богу Израилеву. Народ сказал Иисусу: Господу Богу нашему будем служить и гласа Его будем слушать» (И. Нав. 24:14—24). Иисус вписал в книгу этот торжественный обет и поставил перед скинией камень, как памятник этого торжественного обета. Вскоре после того умер этот великий муж, в возрасте около 100 лет от рождения, и был погребен в городе Фамнасахаре, на горе Ефремовой. Своей изумительной твердостью, героическим мужеством, постоянным успехом своего оружия Иисус Навин умел содержать народ в должных границах и повиновении, из которого последний никогда не выходил. «И служил Израиль Господу во все дни Иисуса, — говорит Священная История, — и во все дни старейшин, которых жизнь продлилась после Иисуса и которые видели все дела Господа, какие Он сделал Израилю» (И. Нав. 24:31). Немаловажная заслуга, если обратим внимание на характер этого народа, столь склонного к возмущению и идолопоклонству, от которых сам Моисей с трудом едва удерживал. Но предоставим похвалу его Иисусу, сыну Сирахову: «Силен был в бронях Иисус Навин и был преемником Моисея в пророчествах. Соответственно имени своему, он был велик в спасении избранных Божиих, когда мстил восставшим врагам, чтобы ввести Израиля в наследие его. Как он прославился, когда поднял руки свои и простер меч на города! Кто прежде него так стоял? Ибо он вел брани Господни. Не его ли рукою остановлено было солнце, и один день был как бы два? Он воззвал ко Всевышнему Владыке, когда со всех сторон стеснили его враги, и великий Господь услышал его: камнями града с могущественною силою бросил Он на враждебный народ и погубил противников на склоне горы, дабы язычники познали всеоружие его, что война его была пред Господом, а он только следовал за Всемогущим. И во дни Моисея он оказал благодеяние, он и Хапев, сын Иефоннии, — тем, что они противостояли враждующим, удерживали народ от греха и утишали злой ропот. И они только двое из шестисот тысяч путешествовавших были спасены, чтобы ввести народ в наследие — в землю, текущую молоком и медом» (Сир. 46:1—10). Иисус Навин привязался к Моисею со времени выхода из Египта и почитал своей славой быть его слугой (Чис. 11:28), по обычаю тех героических времен, когда великие мужи имели своих друзей, которые привязывались к ним и служили им добровольно без награды. Божественный законодатель не замедлил показать ему самые ясные признаки своего уважения и своей доверенности, как мы уже видели. Избрав его для поражения амаликитян, Моисей в то же время открыл ему, по повелению свыше, намерение Божие истребить совершенно этот нечестивый народ (Исх. 17:14); он возвел Иисуса на гору Синай, когда шел получать закон, и возложил на него наблюдение за скинией Господа. Мы уже видели, как он исполнил возложенное на него поручение, когда был соглядатаем обетованной земли. Но зачем силиться возносить славу этого великого человека человеческими словами, когда сам Бог восхваляет его, повелевая Моисею передать ему верховную власть над избранным народом: «Возьми себе Иисуса, сына Навина, человека, в котором есть Дух, и возложи на него руку твою, и поставь его пред Елеазаром священником и пред всем обществом, и дай ему наставление пред глазами их, и дай ему от славы твоей, чтобы слушало его все общество сынов Израилевых» (Чис. 27:18—20). Продолжение правления Иисусова не означено в Священном Писании; но историк Иосиф Флавий указывает его, и многие древние писатели говорят о нем. Иосиф Флавий говорит, что Иисус управлял в продолжении двадцати пяти лет; Феофил, епископ Антиохийский, Климент Александрийский, Лактан-ций и бл. Августин полагают время его правления 27 лет; между тем как Уссерий и его последователи насчитывают только 17 лет; Марсам принимает мнение Иосифа Флавия. Это различие мнений показывает, что вопрос еще не решен. Иисус Навин вообще почитается писателем книги, которая носит его имя: так думают талмудисты и большая часть христианских толковников. В последней главе читается, что «вписал Иисус слова сии в книгу закона Божия» (И. Нав. 24:26); но, говорят, если он написал последнюю главу, то не следует еще заключать, что он же написал и другие. Иисус сын Сирахов говорит, что Иисус Навин «наследовал Моисею в пророчестве»; а это, по мнению большой части толкователей, значит, что он продолжал после Моисея историю народа Божия и составлял священные книги. Прибавления, встречающиеся в книге Иисуса Навина, не могут отрицать этого мнения, ибо очень легко отличить их: это объяснения, приписанные последующими пророками, объяснения, решительно ничего не изменяющие в сущности истории. Светские книги почти все наполнены этими прибавлениями, но зато не отвергают их подлинности. Короче, если и нельзя безусловно утверждать, что писатель этой книги есть Иисус Навин, то все это же остается не менее вероятно. Во всяком случае, она принадлежит или Иисусу Навину, или его современнику. С историей Иисуса Навина связан весьма важный вопрос: бегство хананеян и их рассеяние по различным странам, во время пришествия еврейского завоевателя, есть, может быть, самый удивительный факт в летописях народов. Народ кочующий, но образованный, удивительно организованный, одаренный той силой, которая дается только долговременными испытаниями, подкрепляемый надеждой на богатое вознаграждение, вдруг является на границах страны, которую требует себе как своего родового наследия; им предводит начальник неустрашимый, покровительствуемый Богом, повелевающий звездам и стихиям, сверхъестественная энергия которого не знает препятствий: горе тебе, потомство Хамово! Трепещите ратоборцы Амалика и Моава! Иегова есть Господь сил; Бог брани идет против вас!.. Если бы многочисленные племена потомства Ханаана, презрев частные споры, соединенными силами противостояли общему врагу, то и тогда они не избежали бы жестокой участи, на которую были обречены; но по крайней мере они поступили бы тогда благоразумно. «Хананеяне были истреблены, — говорит Монтескье, — «потому что они были разделены на небольшие государства, которые спорили между собой и не защищались общими силами». Несмотря на то что союз составился, было уже поздно; деятельность еврейского предводителя разрушила слишком поздние меры. Тогда между тем как одна часть этих проклятых народов берется за оружие для защиты своей независимости, другая, уступая страху, разделяется на колонии и ищет спасения в странах отдаленных; и мы находим их во всех странах земного шара, в различных странах Африки, Азии, Америки, Европы, на многочисленных островах Средиземного и Индийского морей, даже в снегах Сибири. Нет, может быть, страны в мире, где бы не думали найти следов финикийского происхождения. Решение вопроса в этом отношении, конечно, было бы немаловажно; но это заставило бы нас выйти за пределы нашей статьи. Заметим только, что священные книги не показывают, куда девались семь хананейских народов, изгнанных Иисусом, и поэтому толкователи могут спокойно блуждать в обширном поле догадок и предположений. Невероятно предание, впрочем древнее и многими принятое, будто бы хананеяне бежали только в горы своей собственной страны. Самое вероятное и почти всеми принятое мнение утверждает, что они бежали в Африку; оно находится в самых древних книгах иудейских учителей и подкрепляется весьма важными авторитетами. «В весьма древнем городе Тингис, — говорит Прокопий, — видны две большие колонны из белого камня, поставленные близ великого источника, с финикийской надписью, которая значит: мы бежим от лица Иисуса разбойника, сына Навина» (Vandalic. Lib. П., cap. 20). Наконец, все согласны, что берега Африки были населены финикийскими колониями; ибо везде находятся следы их языка, их нравов, их религии и проч., которые указывают их начало; но трудно поверить, чтобы все эти колонии, поселившиеся не только в Африке, но и в Малой Азии, Испании и Греции, и на островах Средиземного моря, вышли только из двух городов, Тира и Сидона, из которых первый, может быть, даже не существовал во времена Иисуса Навина. Почти все имена древних городов Африки финикийские. Во времена бл. Августина африканцы почитали себя потомками хананеев; и когда их спрашивали об их происхождении, они отвечали: Сапапи, даже в наши времена арабы утверждают, что африканские варвары произошли от древних народов, населявших Палестину и удалившихся в Африку. Иероним, Августин и все новейшие критики сознаются, что древний пунический язык есть язык хананейский. Раввины утверждают, что еврейский завоеватель, приблизившись к границам обетованной земли, объявил жителям оной; беги, кто захочет; сдайся, кто желает; сражайся кому угодно, только одни гергесеяне верили в Господа и спаслись в Африку; гаваонитяне сдались на тяжких условиях; все другие решились сражаться. Второе из этих предположений не может быть допущено: оно прямо противоречит духу Моисея, который хотел создать совершенно новое здание, без всякой нечистой примеси; и евреи не однажды впоследствии раскаивались в том, что не исполнили его повеление. Только к семи следующим народам: хеттеянам, гергесиянам, аморреянам, хананеянам, собственно, так называемым ферезеянам, евеянам и иевуссеянам, да кроме того, к мадианитянам и амаликитянам относятся следующие слова законодателя: «Предаст их тебе Господь, Бог твой, и поразишь их, тогда предай их заклятию, не вступай с ними в союз и не щади их» (Втор. 7:2). Прочие народы Моисей оставил на общих правах; и поведение его с царями эдомским и моавским доказывает, что он уважал права народов. Жизнь израильского завоевателя от-
мечена чудесами первого класса; это было поводом для вольнодумцев признать ее недостоверной. Впрочем, мы не войдем ни в какие рассуждения в этом отношении. Память праведного Иисуса сына Навина празднуется церковью 1 сентября.