БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов
ИЕФФАЙ
ИЕФФАЙ (ок. 1243 г. до Р. X.), сын Галаада и блудницы, судил
Израиля после Иаира. По смерти своего отца он был изгнан из дома своими
братьями, лишен наследства, удалился в землю Тов и сделался предводителем
шайки разбойников. Филистимляне и аммонитяне, утеснявшие страну в продолжении
восемнадцати лет, сделали свое иго невыносимым. Израильтяне долго помышляли
о свержении ига; но недоставало вождя; наконец вздумали о Иеффае. Старцы
галаадские пошли к нему и сказали: «Ступай и будь нашим вождем против сынов
Аммона». Забыв лишение себя отцовского наследства и дурное обхождение,
Иеффай пошел с ними и был единодушно провозглашен судьею Израиля. Изложив
пред собранием народа свои проекты и план войны, он послал к царю аммонитскому
послов, прося его прекратить несправедливые притеснения. Царь отвечал,
что израильтяне несправедливо завладели его землей и что он требует возвращения
ее. Иеффай доказал ему несправедливость его притязания; но, видя, что спор
решит только оружие, прошел страны Галаад, удел Манассии, Масфу, собрал
войско и пошел против аммонитян. Перед сражением он дал обет Господу: «Если
Ты предашь Аммонитян в руки мои, то по возвращении моем с миром от Аммонитян,
что выйдет из ворот дома моего навстречу мне, будет Господу, и вознесу
сие на всесожжение» (Суд. 11:30—31). Потом вторгнулся в страну Аммонитскую,
разбил аммонитян, разрушил двадцать городов и унизил их своей рукой. Но
когда Иеффай приближался к своему дому, ему вышла навстречу единственная
дочь с пляскою и тимпаном. Увидев ее, Иеффай разорвал свою одежду и сказал
ей: «Ах, дочь моя! ты сразила меня; и ты в числе нарушителей покоя моего!
я отверз [о тебе] уста мои пред Господом и не могу отречься. Она сказала
ему: отец мой! ты отверз уста твои пред Господом — и делай со мною то,
что произнесли уста твои, когда Господь совершил чрез тебя отмщение врагам
твоим Аммонитянам. И сказала отцу своему: сделай мне только вот что: отпусти
меня на два месяца; я пойду, взойду на горы и оплачу девство мое с подругами
моими» (Суд. 11:35—37). Иеффай отвечал: «Пойди». Она пошла со своими подругами
и оплакивала свое девство на горах. По исполнении срока она возвратилась
к отцу своему, который исполнил над нею свой обет, и его дочь осталась
девою. Отсюда произошел обычай, сохранявшийся в Израиле, говорит Священная
История, по которому все девицы собирались однажды в год и оплакивали дочь
Иеффая. Посвятив Господу свою дочь, Иеффай должен был еще бороться с самими
же израильтянами: ефремляне, завидуя тому, что не приняли участия в войне
с аммонитянами, от которой добыча была, вероятно, весьма значительна, объявили
войну жителям Галаада. Иеффай, доказав им несправедливость их жалобы и
не в силах их успокоить, созвал к себе всех жителей Галаада, напал на ефремлян
и убил сорок две тысячи человек из этого колена. Тогда мир был восстановлен
и продолжался во все время судейства Иеффая, то есть в продолжении шести
лет. После смерти Иеффай был погребен в городе Галааде. Обет Иеффая много
занимал толкователей, особенно в последнем веке, когда вольнодумцы пользовались
двусмысленностью текста для обвинения жестокости веры и богослужения израильтян.
Самая даже обоюдность смысла и самые доказательства, которые мы имеем о
величии и чистоте первоначальной религии еврейского народа, должны были
бы вести к совершенно другим заключениям. Впрочем, толкователи рассматривают
этот обет с двух сторон, со стороны права и со стороны самого обета. Со
стороны права почти все почитают его безрассудным, а его исполнение несправедливым.
Со стороны самого обета допускают, что приношение в жертву дочери было
чисто духовное и состояло в простом посвящении Господу. Это мнение подтверждается
тем, что еврейский текст не говорит ни слова о том всесожжении, которое
наделало столько шума. Жертва девства была столько же древняя, как и жертва
крови.