БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ  СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов
ХАЛЕВ

ХАЛЕВ

ХАЛЕВ ,сын Иефониин, из колена Иудина; он имел трех сыновей: Ира, Илу и Наама. Халев, вместе с Иисусом Навином, был в числе соглядатаев, которым народ еврейский поручил исследовать землю Ханаанскую. Возвратившись, он услышал, как его товарищи начали представлять неслыханные трудности, которые надобно преодолеть народу при вступлении в Палестину; негодуя на такую явную ложь, Халев сказал толпившемуся народу: «Пойдем и завладеем ею, потому что мы можем одолеть ее». Но слова его не произвели никакого впечатления, и он должен был замолчать. После, когда в народе распространился ропот, иудеи даже называли Моисея обманщиком и готовы были вооружиться против него; в это время мужественный Халев вмешался в толпу недовольных, разорвал ризы и сказал им с мужественной смелостью: «Земля, которую мы проходили для осмотра, очень, очень хороша; если Господь милостив к нам, то введет нас в землю сию и даст нам ее — эту землю, в которой течет молоко и мед; только против Господа не восставайте и не бойтесь народа земли сей; ибо он достанется нам на съедение: защиты у них не стало, а с нами Господь; не бойтесь их» (Чис. 14:7—9). Но и это второе посредничество так же мало имело успеха, как и первое; даже в этом случае он подвергался опасности потерять жизнь; разъяренный народ хотел его, вместе с Иисусом Навином, побить камнями. В награду за такую ревность к делу Божью Господь сказал через Моисея, что никто из израильтян не увидит земли обетованной, которую Он обещал отцам их, разве дети их; но Халев, Его истинный служитель, войдет в ту землю, которую посещал, и получит ее в наследство. Исполнение этого обещания Халев увидел после совершенного уничтожения союзных царей, живших на севере Палестины, когда Иисус Навин приступил к разделу земли завоеванной. «Ты знаешь, что говорил Господь Моисею, — говорил Халев предводителю народа Божия, — человеку Божию, о мне и о тебе в Кадес-Варни; я был сорока лет, когда Моисей, раб Господень, посылал меня из Кадес-Варни осмотреть землю, и я принес ему в ответ, что было у меня на сердце: братья мои, которые ходили со мною, привели в робость сердце народа, а я в точности следовал Господу Богу моему; и клялся Моисей в тот день и сказал: «земля, по которой ходила нога твоя, будет уделом тебе и детям твоим на век, ибо ты в точности последовал Господу Богу моему»; итак, вот, Господь сохранил меня в живых, как Он говорил; уже сорок пять лет прошло от того времени, когда Господь сказал Моисею слово сие, и Израиль ходил по пустыне; теперь, вот, мне восемьдесят пять лет; но и ныне я столько же крепок, как и тогда, когда посылал меня Моисей: сколько тогда было у меня силы, столько и теперь есть для того, чтобы воевать и выходить и входить; итак дай мне сию гору, о которой говорил Господь в тот день; ибо ты слышал в тот день, что там [живут] сыны Енаковы, и города у них большие и укрешенные; может быть, Господь [будет] со мною, и я изгоню их, как говорил Господь» (И. Нав. 14:6—12). Иисус Навин признал справедливым это требование и дал Халеву в потомственное владение Хеврон, который прежде назывался Аргов. После смерти Иисуса Навина иудеи просили Господа, чтобы Он назначил колено, которое должно было заниматься войной против хананеян, для овладения их землями; для этого, как самое сильнейшее, назначено было колено Иудино, а к нему присоединено для помощи колено Симеоново. Армия иудейская напала на Везеку и разбила 10 000 хананеян и ферезеян, которые защищали эту область; Адонивезек, царь ее, попал в плен; ему отсекли оконечности рук и ног. Пленный царь признал справедливым это наказание и сознался, что он сам таким же образом поступил с 70 царями, которые ели остатки от его стола. В этом положении он приведен был к Иерусалиму и умерщвлен; город был осажден и взят приступом, жены и все жители преданы были смерти. Сесин, Атиман и Фоамиа были разбиты при Кариафарвок-Есфере и преданы смерти по приказанию Халева. Давир мужественно оборонялся от нападений израильтян. Халев, который, как этот и предшествующий случай показывает, был начальником армии, Халев обещал богатую награду и руку Асхани, своей дочери, тому, кто овладеет городом. Гофониил, сын Кенеза, исполнил это повеление и получил обещанную награду. Но, кажется, он мало был доволен своим участком, и выразил это неудовольствие через свою юную супругу; она явилась к отцу своему с печальным видом. Халев спросил о причине этой грусти; Асхань, испросив у него благословение, сказала ему, что он дал ей в дар поле, но земля эта бесплодна; а ей хотелось бы иметь такое место, где довольно было бы воды. Халев исполнил ее просьбу. После этого похода, который показывает в храбром воине еврейском нежную любовь к детям, Священное Писание ничего нам не говорит, кроме того, что он вступил в обладание Хевроном, который был дан Халеву, сыну Иефониину, Кенезеину, «до сего дня, за то, что он в точности последовал [повелению] Господа Бога Израилева» (И. Нав. 14:14).