БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов
ХАЛЕВ
ХАЛЕВ ,сын Иефониин,
из колена Иудина; он имел трех сыновей: Ира, Илу и Наама. Халев, вместе
с Иисусом Навином, был в числе соглядатаев, которым народ еврейский поручил
исследовать землю Ханаанскую. Возвратившись, он услышал, как его товарищи
начали представлять неслыханные трудности, которые надобно преодолеть народу
при вступлении в Палестину; негодуя на такую явную ложь, Халев сказал толпившемуся
народу: «Пойдем и завладеем ею, потому что мы можем одолеть ее». Но
слова его не произвели никакого впечатления, и он должен был замолчать.
После, когда в народе распространился ропот, иудеи даже называли Моисея
обманщиком и готовы были вооружиться против него; в это время мужественный
Халев вмешался в толпу недовольных, разорвал ризы и сказал им с мужественной
смелостью: «Земля, которую мы проходили для осмотра, очень, очень хороша;
если Господь милостив к нам, то введет нас в землю сию и даст нам ее —
эту землю, в которой течет молоко и мед; только против Господа не восставайте
и не бойтесь народа земли сей; ибо он достанется нам на съедение: защиты
у них не стало, а с нами Господь; не бойтесь их» (Чис. 14:7—9). Но
и это второе посредничество так же мало имело успеха, как и первое; даже
в этом случае он подвергался опасности потерять жизнь; разъяренный народ
хотел его, вместе с Иисусом Навином, побить камнями. В награду за такую
ревность к делу Божью Господь сказал через Моисея, что никто из израильтян
не увидит земли обетованной, которую Он обещал отцам их, разве дети их;
но Халев, Его истинный служитель, войдет в ту землю, которую посещал, и
получит ее в наследство. Исполнение этого обещания Халев увидел после совершенного
уничтожения союзных царей, живших на севере Палестины, когда Иисус Навин
приступил к разделу земли завоеванной. «Ты знаешь, что говорил Господь
Моисею, — говорил Халев предводителю народа Божия, — человеку Божию,
о мне и о тебе в Кадес-Варни; я был сорока лет, когда Моисей, раб Господень,
посылал меня из Кадес-Варни осмотреть землю, и я принес ему в ответ, что
было у меня на сердце: братья мои, которые ходили со мною, привели в робость
сердце народа, а я в точности следовал Господу Богу моему; и клялся Моисей
в тот день и сказал: «земля, по которой ходила нога твоя, будет уделом
тебе и детям твоим на век, ибо ты в точности последовал Господу Богу моему»;
итак, вот, Господь сохранил меня в живых, как Он говорил; уже сорок пять
лет прошло от того времени, когда Господь сказал Моисею слово сие, и Израиль
ходил по пустыне; теперь, вот, мне восемьдесят пять лет; но и ныне я столько
же крепок, как и тогда, когда посылал меня Моисей: сколько тогда было у
меня силы, столько и теперь есть для того, чтобы воевать и выходить и входить;
итак дай мне сию гору, о которой говорил Господь в тот день; ибо ты слышал
в тот день, что там [живут] сыны Енаковы, и города у них большие и укрешенные;
может быть, Господь [будет] со мною, и я изгоню их, как говорил Господь»
(И.
Нав. 14:6—12). Иисус Навин признал справедливым это требование и дал Халеву
в потомственное владение Хеврон, который прежде назывался Аргов. После
смерти Иисуса Навина иудеи просили Господа, чтобы Он назначил колено, которое
должно было заниматься войной против хананеян, для овладения их землями;
для этого, как самое сильнейшее, назначено было колено Иудино, а к нему
присоединено для помощи колено Симеоново. Армия иудейская напала на Везеку
и разбила 10 000 хананеян и ферезеян, которые защищали эту область; Адонивезек,
царь ее, попал в плен; ему отсекли оконечности рук и ног. Пленный царь
признал справедливым это наказание и сознался, что он сам таким же образом
поступил с 70 царями, которые ели остатки от его стола. В этом положении
он приведен был к Иерусалиму и умерщвлен; город был осажден и взят приступом,
жены и все жители преданы были смерти. Сесин, Атиман и Фоамиа были разбиты
при Кариафарвок-Есфере и преданы смерти по приказанию Халева. Давир мужественно
оборонялся от нападений израильтян. Халев, который, как этот и предшествующий
случай показывает, был начальником армии, Халев обещал богатую награду
и руку Асхани, своей дочери, тому, кто овладеет городом. Гофониил, сын
Кенеза, исполнил это повеление и получил обещанную награду. Но, кажется,
он мало был доволен своим участком, и выразил это неудовольствие через
свою юную супругу; она явилась к отцу своему с печальным видом. Халев спросил
о причине этой грусти; Асхань, испросив у него благословение, сказала ему,
что он дал ей в дар поле, но земля эта бесплодна; а ей хотелось бы иметь
такое место, где довольно было бы воды. Халев исполнил ее просьбу. После
этого похода, который показывает в храбром воине еврейском нежную любовь
к детям, Священное Писание ничего нам не говорит, кроме того, что он вступил
в обладание Хевроном, который был дан Халеву, сыну Иефониину, Кенезеину,
«до
сего дня, за то, что он в точности последовал [повелению] Господа Бога
Израилева» (И. Нав. 14:14).