БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов |
, дети Александра Иоаннея.
Гиркан сделан был первосвященником в царствование своей матери, а после
смерти отца и матери получил и царскую корону, В эти бурные времена никто
не был так мало способен управлять Иудеей и защищать трон от опасностей,
как Гиркан. При тихом и кротком характере новый царь не имел почти никакого
честолюбия и хитрости, поэтому не верил ни коварству, ни честолюбию других,
жертвой которых сделался. К своему несчастью и несчастью своей страны,
на пути своей жизни Гиркан встретился с человеком хитрым и тонким, который
вполне умел воспользоваться слабостью нового царя, овладел его доверенностью,
управлял им в продолжение 27 лет и сделал его орудием для собственного
возвышения; это был Антипатр, идумеянин. Но сколько Гиркан был кроток и
сколько любил спокойствие, столько брат его Аристовул был беспокоен и всеми
силами стремился к господству. Гиркан провозглашен был царем фарисеями,
которым он слепо верил. Аристовул пристал к стороне саддукеев и не ожидая
смерти матери, поднял знамя бунта. Тайком ушел из Иерусалима и, соединившись
со своими приверженцами, занял большую часть крепостей и, наконец собравши
армию, пошел на Иерусалим. Спустя три месяца после смерти Александры оба
брата встретились при Иерихоне. В произошедшим здесь сражении Гиркан потерпел
поражение, отступил к Иерусалиму и затворился в башне Барис. Приверженцы
его удалились в храм. Но быстрота действий Аристовула сделала бесполезным
всякое сопротивление. Поэтому с той и другой стороны искали мира. Аристовул
возложил на себя царский венец, а Гиркан остался простым гражданином. Оба
брата, явившись пред народом, клялись быть друзьями. Аристовул, достигнув
престола, начал управлять с большей умеренностью, нежели можно было ожидать
от него, особенно при таких тягостных обстоятельствах. Гиркан, находясь
в новых обстоятельствах, был совершенно счастлив, он рожден был для тишины
и спокойствия и никогда бы не променял их на политические бури, если бы
при нем не было иностранца, которого он никогда не мог оставить. Спокойствие
царствовало в Иудее в продолжение трех лет. Но такое состояние не соответствовало
честолюбивым видам Антипатра. Чтобы достигнуть своей цели, ему необходимо
было разорвать дружбу двух братьев и подвергнуть Иудею раздорам. Хитрый
придворный успел убедить слабого Гиркана, что брат ищет его смерти; поэтому
советовал для безопасности удалиться ко двору арабского царя Ареты и искать
у него защиты. Сначала Антипатр сам туда отправился, чтобы узнать расположение
Ареты, и возвратился с благоприятным ответом. Гиркан среди ночной тишины
оставил Иерусалим и удалился ко двору арабского царя. Обещаниями, просьбами
и своей настойчивостью Антипатр успел заставить Арету вооружиться против
Аристовула, чтобы возвести на престол низверженного Гиркана. Царь иудейский
потерпел поражение, убежал в храм, который осадил Арета с 15 тысячами войска.
Это случилось почти в самый праздник Пасхи; по этому случаю множество иудеев
пришли из Египта, чтобы поклониться Богу отцов своих. Осада храма препятствовала
жертвоприношению и остановила все торжество. Чтобы избавиться от этих неприятностей,
осажденные предложили арабам тысячу драхм за каждое жертвенное животное.
Враги согласились; но, получив деньги прежде исполнения условия, смеялись
над простодушием легковерных иудеев и не думали отступать. В это время
вдруг разнеслась весть в Иерусалиме о прибытии в Дамаск римского генерала
Скавра. Оба брата тотчас отправили к нему своих послов, чтобы ценой золота
купить его покровительство. Аристовул одержал верх над Гирканом, и римлянин
приказал Арете снять осаду с Иерусалима, если не хочет иметь своими врагами
римлян. Аристовул бросился за своим врагом и убил около семи тысяч человек
в сражении, произошедшем на границах Аравии. Спустя некоторое время в Кесарию
прибыл Помпеи; Аристовул поспешил послать к нему депутатом Никодима с богатыми
подарками, среди которых была виноградная лоза из серебра. Но Гиркан вверил
свои интересы Антипатру. Судя по последствиям, можно думать, что этот хитрый
идумеянин успел склонить на свою сторону римского полководца. Помпеи, выслушав
обоих послов, приказал явиться к себе и обоим братьям. Между тем Антипатр
собрал большое число иудеев, которые в римском лагере должны были подкреплять
Гиркана. Большая часть иудеев требовала, чтобы их освободили от обоих братьев
и позволили бы им жить по закону отцов своих под владычеством первосвященника.
Помпеи хотя и держал сторону Гиркана, однако дела не решал; он боялся,
чтобы Аристовул не воспрепятствовал предпринимаемому им походу в Аравию.
Иудеев, собравшихся к нему, отпустил, обещая прийти в Палестину и прекратить
эту вражду. Между тем Аристовул, узнав об этом решении, тотчас оставил
Дамаск, не спрашивая на то позволения римского полководца, и удалился в
крепость Александрион, построенную его отцом на границах Иудеи и Сирии.
По окончании похода в Аравию Помпеи явился в Иудею, предводительствуя своими
легионами. Пришедши в Хлорею, он приказал явиться к себе Аристовулу. Царь
иудейский снова не замедлил явиться в римский лагерь и был принят благосклонно.
Потом Помпеи потребовал его в третий раз и приказал сдать римлянам все
крепости. Аристовул, хотя со стесненным сердцем, сначала повиновался; потом
вдруг изменил свое намерение, затворился в Иерусалиме и приготовился к
защите против римлян. Помпеи тотчас двинулся к Иерусалиму. Царь иудейский,
видя приближение врагов, вдруг опять изменил свое намерение, вышел к Помпею,
бросился к ногам его, прося его милости, и обещал ему большую сумму. Помпеи
послал Габиния взять обещанную сумму. Но участь Аристовула была решена;
римский полководец, раздраженный сопротивлением, заковал его в цепи, а
сам пошел в Иерусалим. Приверженцы Гиркана отворили римлянам ворота. Но
единомышленники Аристовула заперлись в храме и приготовились к отчаянной
защите. Осада храма продолжалась целых три месяца и, конечно, продлилась
бы больше, если бы у иудеев не было предрассудка, что в субботу им нельзя
ничего ни делать, ни защищаться от своих врагов. Храм был взят в девятый
день месяца фамус, спустя 553 года после разрушения первого храма Навуходоносором.
12 тысяч иудеев пало от меча римлян; даже священники были убиваемы у подножия
алтаря, где находились для исполнения своих обязанностей и решительно не
принимали никакого участия в военных действиях. После победы Помпеи вручил
Гиркану власть и первосвященство, но запретил именоваться царем и лишил
его короны; срыл часть иерусалимских стен и оставил только древние укрепления
города. Города Гиппополь, Скифополь, Пелла, Дион, Самария, Марисса, Азот,
Яффа, Аретуза и многие другие отошли от Иудеи и присоединены к Самарии.
До отъезда своего из Иерусалима Помпеи хотел видеть внутренность храма
и в сопровождении многих своих офицеров входил даже в святая святых, куда
сам первосвященник входил только раз в год с кровью очищения. Наказанием
за это неуважение к святыне были те несчастия, которые поразили его впоследствии.
Иосиф Флавий говорит, что Помпеи не коснулся священного сокровища и так
уважал религию, что приказал очистить храм и приносить в нем за себя жертвы.
Спустя некоторое время римский полководец оставил Иерусалим, взяв с собою
Аристовула и двух его сыновей, которые должны были служить украшением триумфа
его. Но еще прежде прибытия в Иудею Помпеи низложил с престола Антиоха,
царя сирийского, который назывался Азиатиком. Таким образом, к двум развенчанным
особам, которые вдруг лишены были своих корон, присоединилась еще третья,
и эти короны должны были служить украшением гордого победителя. На пути
из Иерусалима в Рим Александр, старший сын Аристовула, ускользнул из плена,
явился в Иудее и открыл неприязненные действия против дяди. Собрав десять
тысяч пехоты и полторы тысячи конницы, он овладел Александрионом, Махеронтом
и другими местами, которые лежали на его пути. Гиркан в этой крайней опасности
едва пробудился от усыпления и отправил просьбу о помощи к Габинию. Римский
правитель выступил навстречу Александру и в сражении, произошедшем в окрестностях
Иерусалима, одержал верх над иудеями, из которых три тысячи остались на
месте, а три тысячи попали в плен. Сам Александр спасся бегством в Александрией,
где осадил его Габиний. После нескольких дней осады Александра, мать осажденного,
заключила союз с римлянами. Александрией был срыт, а прочие крепости сданы
победителю. Эта уступка спасла возмутителя спокойствия Иудеи, и он остался
в милости у римлян. По окончании войны Габиний отправился в Иерусалим и
уничтожил гражданское правление иудеев. По возвращении из плена вавилонского
иудеи управлялись двумя советами, большим и малым синедрионом. В большом
синедрионе заседало 70 лиц; заседания их происходили в храме. Этот совет
управлял всеми делами народа, изъяснял закон, издавал предписания для исполнения
своей воли и заведовал меньшими синедрионами, которые находились в каждом
незначительном городе. Габиний эти два судебные сословия заменил пятью
независимыми один от другого трибуналами, имевшими верховную власть каждый
в своем округе. Первый находился в Иерусалиме, второй в Иерихоне, третий
в Амафе, четвертый в Гадаре, пятый в Сепфории. Вся страна разделена была
на пять провинций, и каждый гражданин обязан был обращаться со своими нуждами
к начальству своей области. Между тем Аристовул, находившийся доселе в
плену, убежал из Рима и явился в Иудее. На призыв прежнего царя сбежалось
множество иудеев, среди которых был Пифав, правитель Иерусалима, некогда
приверженец Гиркана и римлян. Но Аристовул сделал важную ошибку в военном
отношении: большую часть собравшихся вокруг его знамени иудеев распустил,
оставив при себе только храбрейших. Габиний выслал против него сына своего
Сиенну, дав ему в помощь Марка Антония, своего лейтенанта. Аристовул в
сражении потерял около пяти тысяч человек, а остаток его армии убежал и
скрылся в горах. Но предприимчивый Аристовул опять присоединил к себе около
пяти тысяч человек, занял Махеронт и укрепился здесь. Эта крепость после
двухдневной осады была взята римлянами, и несчастный изгнанник, весь покрытый
ранами, снова попался в руки врагов своих, которые отправили его вместе
с сыном Антигоном в Рим пленниками. По окончании этой войны Габиний посетил
Иерусалим и пожаловал Гиркану титул этнарха. К концу того же года на место
Габиния поступил Красе с титулом проконсула Сирии. Этот полководец, посетив
Иудею, отобрал все богатства, которые находились в .Иерусалимском храме.
Ненасытная жадность его не пощадила ничего. Восемь тысяч талантов золота
и две тысячи талантов серебра сделались богатой добычей проконсула. Но
грабитель не удовольствовался. Он хотел взять священные сосуды и все драгоценные
украшения священников. Тогда Елеазар объявил, что доставит ему золотую
перекладину, или бревно, если он поклянется не касаться вещей, необходимых
при жертвоприношении. Это объявление еще более раздражило страсть Красса.
Он дал клятву, которой требовал левит. Но, получивши золотое бревно вместе
с тем забрал и все священные сосуды, и все, что ему нравилось. Святотатство
недолго оставалось ненаказанным. Известна трагическая кончина Красса. Он
погиб в войне против парфян. Этот народ, нашедши труп его на поле битвы,
жестоко посмеялся над его главной страстью; исполнители поругания растопили
золото и налили ему в рот, говоря, что он должен насытиться после смерти
этим металлом, которого постоянно жаждал в продолжение всей своей жизни.
После кончины Красса Кассий занял его место; он привел в Сирию остатки
легионов, разбил Александра и умертвил Пифава по просьбе Антипатра. Но
Александру еще раз удалось выпросить у римлян мир. В то время как эти происшествия
совершались в Азии, Юлий Цезарь, будучи в войне с Помпеем, дал Аристовулу
два легиона, для того чтобы он завоевал себе Иудею. Но в то время, как
царь хотел оставить Рим, был отравлен приверженцами Помпея. Друзья Цезаря
воздали великолепное погребение Аристовулу; тело его оставалось в столице
до времен Марка Антония, который приказал перенести останки Аристовула
в Иудею и похоронить в гробнице царей. Около этого времени Александр, по
приказанию Помпея, был задержан Метеллом Сципионом и казнен в Антиохии.
Итак, Гиркан или, точнее, Антипатр увидел, что власть его обеспечена. Еще
несколько лет войны, и цель его достигнута: фамилия Асмонеев будет уничтожена.
Спустя год Цезарь, прибыв в Сирию, утвердил за Гирканом все его титулы,
Антипатра пожаловал прокуратором Иудеи, обязав его помогать в египетской
войне. Впоследствии он установил, чтобы власть гражданская и первосвященство
находились в фамилии Гиркана, позволил возобновить храм и уничтожил образ
правления, учрежденный Габинием. Цезарь присовокупил к тому еще много обещаний,
но скорая смерть этого героя воспрепятствовала исполнению этих обещаний.
Между тем смерть Антипатра освободила Гиркана от тягостной опеки. Но Антипатр
оставил после себя сына, достойного преемника в лицемерии и честолюбии
его. Лесть, подкуп, ловкое обращение — все употреблено было Иродом, чтобы
поддержать дело отца своего. Напрасно иудеи жаловались Антонию на жестокость
сына Антипатрова; их вопли заглушались насилием. Слабый Гиркан пользовался
только тенью власти. Его враги употребляли имя своего повелителя, чтобы
забрать власть в свои руки. Надо более жалеть, нежели обвинять слабого
Гиркана. Хотя он и не делал зла с намерением, но в старости увидел слишком
горькие плоды своих ошибок. Уже думали, что междоусобная война погасла
вместе с жизнью Аристовула и Александра, как вдруг на сцену явился Антигон.
Он прибыл в Иудею с парфянскими войсками, овладел Иерусалимом и силой взял
Гиркана, лишил его ушей, чтобы таким образом сделать неспособным к первосвященническому
служению. Несчастный первосвященник отправлен был пленником в Вавилон.
Но эта ссылка, если бы он умел воспользоваться своим положением, была бы
для него в тысячу раз счастливее бурного владычества и римского рабства.
Фраат, царь парфянский, ласково принял иудейского первосвященника и предоставил
ему совершенную свободу в Вавилоне. Множество иудеев, живших в этом городе,
смотрели на Гиркана как на царя своего; и предложили ему пенсион, чтобы
поддержать его сан, и обращались с ним со всевозможным почтением. Между
тем несчастный старец долго привыкал к этой жизни, хотя она и была более
согласна с его характером, и постоянно грустил об Иудее. Ирод, старавшийся
всеми силами захватить власть над Иудеей, лишь только узнал об этом расположении
Гиркана, тотчас начал просить Фраата об освобождении пленника. Принятый
с радушием при дворе нового царя, первосвященник и не подозревал тех сетей,
которые расставлял ему хитрый Ирод; Гиркан в нем видел лучшего своего друга.
Казалось, что ему было суждено, чрез его легковерие и слабость, принесшие
столько несчастий отечеству, погибнуть и самому. После сражения при Акциуме
Ирод, всегда державшийся стороны Антония, начал опасаться, чтобы Октавий,
для отмщения ему, не возвел на престол Гиркана, потому решился сбыть с
рук последнего. Через своих поверенных идумеянин успел убедить слабого
старца, чтобы он просил арабского царя дать ему помощь для возвращения
престола предков (некоторые историки не обвиняют Ирода в этом вероломстве,
а приписывают это честолюбию Александры, дочери Гиркана и матери Мариамны).
Но как бы то ни было, письмо, которое отправил по этому случаю Гиркан,
было перехвачено Иродом. Несчастного старца обвинили в измене, назначили
суд, который приговорил его к смерти. Гиркан умер в глубокой старости за
30 лет до Р. X.