БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов
ФИЛОН
ФИЛОН , знаменитый философ и ученый иудейский, из секты фарисейской,
родился в Александрии, за 30 лет до Р. X. Он происходил из священнического
дома, который был одним из замечательнейших в этом городе. Филон получил
блестящее образование и в короткое время прославился как философ и литератор.
Никто, по словам Евсевия, не знал философии Пифагора и Платона так основательно,
как Филон. Он привязался к этим философам еще с ранних лет и до того их
усвоил, что его называли Платоном иудейским или иудеем, рассуждающим как
Платон — Филон Платонизат или Платон Филонизат — как обыкновенно о нем
говорили в Александрии. Филону было уже 70 лет, когда иудеи, его соотечественники,
решились отправить депутатов в Рим, чтобы у императора Калигулы выхлопотать
утверждение прав гражданства, которыми они пользовались по согласию Птолемеев
и кесарей. Филон должен был сопутствовать послам, чтобы истребовать для
синагоги права, которые у нее были отняты. Хотя император и принял его
и позволил ему изъяснить предмет своего путешествия, но его посольство
осталось без успеха, и сам философ должен был бежать из Рима. Говорят,
что он в другой раз путешествовал в этот город, когда там был апостол Петр,
и что этот ученый сначала принял христианскую веру, а потом оставил ее.
Но это мнение более чем сомнительно; и новейшие критики считают его совершенно
ложным, несмотря на авторитет Евсевия, Иеронима, Свиды и Фотия, которые
говорят об этом. По объему статьи, назначенной для словаря, мы не можем
заняться всеми частностями жизни этого человека. Филон умер в старости,
но неизвестно, в какое время. Он оставил после себя много сочинений, замечательных
по возвышенному слогу, благородству мыслей и силе изложения; небольшая
часть его произведений затеряна. Главнейшие из них следующие: 1) множество
аллегорических изъяснений на книгу Бытие, на 6 дней творения, на обрезание,
на обряды и предписания закона; 2) трактаты о политике, нравственности
и философии: о монархии, о справедливости и конституции, о жизни созерцательной,
об атеизме, о суевериях и проч.; 3) книга против Флакка и о посольстве
к Калигуле. Самое лучшее издание сочинений иудейского философа было сделано
в Лондоне, где они изданы были на греческом и латинском языках в 1742 г.,
2 тома in folio. Филон, проникнутый философией Платона и Пифагора, хотел
найти ее в Священном Писании; он простые и естественные факты облек в аллегории,
более или менее вероятные или вымышленные. Правда, весь Ветхий Завет был
образом, как об этом говорит апостол Павел в Послании к Евреям; но Филон
не понял духа этих образов; он старался их понимать по началам своей философии
и очень часто заблуждался. Он был одним из замечательнейших писателей александрийских
неоплатоников; его творения в первые века христианства сделались неистощимым
источником ересей. Все секты гностические, столь чудовищные и смешные,
пользовались учением этого ученого и знаменитого еврея; философы и богословы
всегда если не с пользой, то не без удовольствия читали Филона, потому
что он обладает самыми высокими качествами как писатель. Несмотря на свою
обширную ученость, аллегорические изъяснения на книгу Бытие мало принесли
пользы. Как свидетель относительно христианства, этот ученый не имеет никакого
авторитета, потому что он не упоминает ни об Иисусе Христе, ни об апостолах,
ни об их учении.