БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов
ФИЛИПП (2)
ФИЛИПП (2) , один из семидесяти апостолов и семи диаконов церкви
Иерусалимской. Св. Филипп, по общему мнению, происходил из Кесарии Палестинской.
Св. Епифаний и многие отцы считают его одним из 70 учеников Иисуса Христа,
которые были избраны после апостолов, чтобы вспомоществовать им в проповеди.
Может быть, Филипп был с апостолами в горнице, где они находились после
вознесения своего Учителя, и получил в день Пятидесятницы Духа Святого.
Это мнение основывается на словах апостола Петра, которые он сказал к верным,
предлагая вопрос об избрании диаконов. «Итак, братия, — говорил он, — выберите
из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости;
их поставим на эту службу» (Деян. 6:3). Св. Филипп, подобно прочим своим
товарищам, отличался ревностью и мудростью среди христиан церкви Иерусалимской.
Получив новое достоинство, он сделался еще более ревностным. Сверх попечения
о вдовицах и бедных, сверх исполнения своих обязанностей, которые он исполнял
в собрании верных, св. Филипп с жаром принялся за проповедование Евангелия.
Принужденный оставить Иерусалим по причине гонения, воздвигнутого на христиан,
в котором диакон Стефан получил венец мученический, св. Филипп отправился
в Самарию, где Симон-волхв увлекал всех своими ложными чудесами и рассевал
свое нечестивое учение. Недолго человеческое может состязаться с делом
Божиим. Самаритяне с усердием начали принимать веру, проповедуемую св.
Филиппом. Его публичные и бесчисленные чудеса, святость жизни, чистота
и возвышенность учения, все это могущественно содействовало распространению
имени Христова, которое самаритяне уже слышали прежде сего года за два
или за три. Новый проповедник собрал богатые плоды своей божественной проповеди
и крестил множество самаритян; и сам Симон, увлеченный их примером и чудесами
проповедника, находился в числе крещеных. Но так как св. Филипп был диакон,
то он и не мог дать ничего другого, кроме крещения; он тотчас уведомил
апостолов, что Самария получила слово Божие. Ученики Иисуса Христа послали
Петра и Иакова, чтобы они возложением рук низвели Духа Святого. И справедливо
было.самим апостолам благословить церковь, образовавшуюся из избранных
иудеев. Это случилось в 35 г. от Р. X.; по совершении этого предприятия
Дух Святой внушил Филиппу идти в Дамаск. Здесь предстояла для него новая
победа: евнух, казначей Кандакии, царицы ефиопской, возвращался из Иерусалима;
этот человек, вероятно прозелит, ездил в Иудею на поклонение во храм. «Дух
сказал Филиппу: подойди и пристань к сей колеснице». Филипп повиновался
и услышал, что евнух читал книгу пророка Исайи. «Разумеешь ли, что читаешь?»
— спросил ученик. Читающий отвечал: «Как могу разуметь, если кто не наставит
меня ?» — и потом, обращаясь к проповеднику, начал его просить сесть с
ним в колесницу. Филипп сел, и евнух начал читать: «Как овца, веден был
Он на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает
уст Своих. В уничижении Его суд Его совершился. Но род Его кто разъяснит?
ибо вземлется от земли жизнь Его. Евнух же сказал Филиппу: прошу тебя сказать:
о ком пророк говорит это? о себе ли, или о ком другом?» Тогда св. Филипп,
воспользовавшись этим случаем, раскрыл все таинства христианские. И пока
они разговаривали, приехали к воде. «Не можешь ли ты меня крестить?» —
спросил ревностный прозелит ученика Христова. «Без сомнения, могу, если
ты веруешь всем сердцем», — отвечал Филипп. — Благодать принесла свой плод:
«Верую, что Иисус Христос есть Сын Божий», — вскричал тогда ефиоплянин.
Филипп крестил и потом оставил его. Дух Святой перенес его в Азот. Евнух,
полный радости, продолжал свой путь и впоследствии сделался проповедником
для своих соотечественников, как думают об этом св. Ириней и другие писатели.
А св. Филипп, продолжая свое служение, пришел в Кесарию, в свой отечественный
город, где и поселился жить. Здесь-то, в 38 г., он принял у себя апостола
Павла, который возвращался из Ахаии в Иерусалим. Евангелист Лука, сопутствовавший
учителю язычников, говорит, что у Филиппа были четыре дочери, которые свое
девство посвятили Богу и имели дар пророчества. Они-то первые показали
пример девственниц в христианстве. И после долгое время с благоговением
посещали четыре комнатки, где эти девственницы жили, как говорит бл. Иероним.
Больше мы ничего не знаем достоверно положительного об этом проповеднике;
некоторые из писателей, смешивая его имя с именем апостола Филиппа, утверждают,
что он умер в Иераполе мученической смертью. Но вообще думают, что св.
Филипп скончался в Кесарии. Память его празднуется 11 октября и 4 января.