БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ  СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов
ЕЗЕКИЯ

ЕЗЕКИЯ

ЕЗЕКИЯ

(723 г. до Р. X.), царь иудейский, сын Ахаза и Авии,

наследовал престол своего отца на двадцать пятом году жизни, в третий год

царствования Озии, царя израильского. В продолжение 29 лет своего царствования

Езекия был одним из храбрых и добродетельных государей, которые когда-либо

являлись на престоле Давида. С первых дней своего царствования он оставил

путь, которым шел отец его, и обратился к Господу, забытому по уклонению

к ложным богам. Идолопоклонство было не только преступлением против Бога,

но и величайшей политической ошибкой, потому что оно разрывало то единство,

которым связаны были от самого начала все колена иудейского народа. Таким

образом, вновь восстановить служение истинному Богу, которое вытеснено

было богослужениями других народов, было делом благочестия и политической

необходимости. Ахаз затворил храм Всевышнего; народ вслед за царем приносил

жертвы на высотах и в священных рощах уродливым вымыслам своего воображения;

священники и левиты были увлечены общим течением; Иегова остался без истинных

поклонников. Взошедши на престол, новый царь собрал священников, рассеянных

по всему пространству его царства, и советовал им очиститься и очистить

от нечистоты дом Бога отцов их и выкинуть нечистоту из святилища. Потом

он перечислил преступления их отцов, которые отступили от правды, сотворили

лукавое перед Богом, оставили Его совершенно и забыли Его завет, храм затворили,

светильники погасили, и фимиам уже больше не курился перед лицом Бога Израилева,

и всесожжения не приносились. И за эти преступления «И был гнев Господа

на Иудею и на Иерусалим, и Он отдал их на позор, на опустошение и на посмеяние,

как вы видите глазами вашими. И вот, пали отцы наши от меча, а сыновья

наши и дочери наши и жены наши за это в плену [в земле не своей] доныне».

Потом благочестивый царь советовал исполнять волю Божию и исправлять свое

служение с благоговением (2 Пар. 29:8—9). Слова ревностного ко благочестию

повелителя с энтузиазмом приняты были народом, который так долго оставался

под тяжестью нечестия. Священники и левиты очистились сами, очистили храм

и все, что необходимо при богослужении. После этого, по предписанию Закона,

принесена была с большим торжеством жертва. Радость и счастье просияли

в глазах народа; для него возобновились дни благополучного и мирного царствования

Соломона: царь и народ были полны радости. Но для принесения жертв, которые

иногда были многочисленны, число священников было недостаточно; поэтому

благочестивый Езекия избрал несколько левитов и приказал им помогать священникам

при исполнении этой обязанности. Несмотря на эту меру, число служителей

храма было довольно незначительно; поэтому и принуждены были отменить празднование

Пасхи; и уже на седьмом году царствования Езекии этот праздник был совершен

со всем своим великолепием. Соединивши детей Иуды и Вениамина, Езекия послал

послов и к другим коленам, приглашая и их, по древнему обыкновению, прийти

и есть опресноки в Иерусалим. Предложение было принято. Израильтяне, поражаемые

страшными ударами правосудия небесного, разорением Самарии, пленом своих

соотечественников, чувствовали необходимость обратиться к служению отцов

своих. В Иерусалим собралось множество народа из колен Ефремова, Манассиина

и Завулонова. Даже иноплеменники, поселившиеся в Самарии, присоединились

к детям Исаака, Иакова и Авраама. Стечение народа было так велико, что

этот праздник при Езекии был так же блистателен, как и при Соломоне. Дом

Божий убран был самым великолепным образом; иудеи вместо 7 дней, назначенных

Законом, продолжили праздник до 14 дней. Замечательно, что прозелиты, во

множестве собравшиеся на этот праздник, ели опресноки без очищения, что

требовал Закон Моисеев. Время для этих очищений было упущено, и Всеблагий

принял с любовью этих новых детей, которые пришли к Нему в простоте сердца.

Но служение Иегове не было восстановлено во всей силе. Надобно было уничтожить

все, что только напоминало о идолопоклонстве народу, который сделался слишком

чувственным и склонным к чуждым богам. И Езекия обратил все свое внимание

на этот предмет. По его приказанию уничтожены были все идолы и священные

рощи в коленах Иудином и Вениаминовом. Даже медный змей, который приказано

было Моисеем хранить в память чудесного избавления израильтян в пустыне,

и этот змей, сделавшись предметом суеверного поклонения, был уничтожен.

Народ, сбежавшийся праздновать Пасху, ревностно подражал царю. Возвратившись

домой, иудеи начали истреблять идолов, алтари и все, что относилось к прежнему

суеверию. Эта ревность была лучшим доказательством, что древнее единство

между коленами начинало восстанавливаться. Но новые жители царства Израильского,

не зная законов и смешивая самые грубые и унизительные заблуждения с предписаниями

Моисеевыми, не могли так скоро вступить в единение с народом Божиим. Для

этого нужно было время и продолжительный мир. Но Бог поражал несчастьем

самого Иуду, и те дни, которые оставались еще для него, были ознаменованы

борьбой лютой и кровавой. Езекия долго наслаждался плодами своих благочестивых

трудов. Но и его Бог посетил. Еще в царствование Ахаза филистимляне, вечные

враги иудеев, овладели многими городами царства Иудейского; но мужественный

Езекия выгнал врагов из незаконного наследия и заставил их скрываться в

своих крепостях. В это время цари ассирийские решились овладеть берегами

Средиземного моря. Феглаф-Фалассар разрушил Дамаск, Салманассар разрушил

царство Израильское. Во время Езекии в Ниневии царствовал Сеннахирим. Царь

иудейский чувствовал себя довольно сильным и отказал в подданстве могущественному

соседу. Оскорбленный таким отказом, царь ассирийский нагрянул на Иудею

с многочисленным войском и начал покорять все города, лежащие ему на пути.

Тогда Езекия, страшась могущества своего врага, решился купить мир и отправил

к нему послов. Сеннахирим потребовал от него 300 талантов серебра и 30

талантов золота. Чтобы собрать такую огромную сумму, принуждены были прибегнуть

к сокровищам храма и даже взять некоторые из его украшений. Но это святотатство

не помогло иудеям. Враг отправил на Иерусалим огромное войско. Тогда Езекия

увидел, что ему не остается другой помощи, кроме храбрости своего народа

и Бога брани, и из этого он увидел, что цель честолюбивого врага была взять

Иерусалим; поэтому царь иудейский начал думать о защите. Собрав старейшин

и воинские чины на совет, Езекия предложил им на рассмотрение защиту столицы.

По совещании решили зарыть все ручьи и водопроводы, находившиеся в окрестностях

города, чтобы лишить врага воды, потом поправить стены, обновить башни,

господствовавшие над крепостью, и исправить крепость, находившуюся в городе

Давидовом. Таким образом, Иерусалим приготовился к долгой и мужественной

осаде. Царь, собрав народ, просил его крепиться и не бояться ассирийского

царя; если на его стороне превосходство силы физической, то на их стороне

защита Господа Бога Израилева, Который будет помогать им в брани и спасет

их от врага. Сеннахирим услышал об этих приготовлениях к защите, находясь

при осаде Лахиса. Досадуя на то, что ему хотят преградить путь, царь ассирийский

отправил в Иерусалим послов, чтобы устрашить народ угрозами. Посланные,

прибывши к городу, остановились у водопровода Верхнего пруда, лежавшего

по дороге к полю Фулонову, и осведомились о царе. Потом они отправились

в город и грозили народу силой своего государя, указывая ему на бессилие

его собственное. Но угрозы посланных не произвели никакого влияния на жителей

столицы; и они без успеха отправились назад к царю своему, который, овладев

Лахисом, осадил Ловуа. Сеннахирим поклялся отомстить иудеям самым страшным

образом. Но нечаянное появление ефиопской армии заставило его отказаться

от этого намерения. Впрочем, перед своим отступлением он послал к Езе-кии

письмо, наполненное угрозами против него, хулой на Бога Израилева, в котором

царь языческий Всемогущего сравнивал с другими ложными божествами. Благочестивый

Езекия поражен был оскорблением имени Иеговы. Он тотчас с пророком Исайей

явился во храм и просил Бога, чтобы Он показал свое могущество, дабы весь

мир узнал, что Он есть истинный Бог и нет бога кроме Его. Пророк подкрепил

мужество верных израильтян и обещал, что надежда их на Всемогущего не останется

тщетной. И точно, в ночь Бог послал ангела смерти, который умертвил ассириян

до 400 тысяч. Сеннахирим, устрашенный таким несчастьем, бросился в бегство,

оставив на месте все, и затворился в стенах Ниневии. Это славное освобождение

напомнило радостным израильтянам чудеса прежних времен и пробудило в них

еще большую любовь к закону и к возвеличению славы Предвечного. К этому-то

времени надобно отнести болезнь Езекии, которая замечательна по тому чуду,

которое совершил Исайя. В первые дни болезни пророк пришел к царю и сказал

ему, чтобы он распорядился по своему дому и своим престолом, потому что

смерть его близка. Но больной Езекия обратился с пламенной молитвой к Богу,

Который услышал его молитву; пророк опять явился во дворец и отменил свой

прежний приговор. В удостоверение Езекии, что он выздоровеет, Исайя возвратил

солнечную тень на 10 степеней (градусов широты). Три дня спустя царь, согласно

с пророчеством пророка, выздоровел и явился во храм для возблагодарения

виновника его здравия, услышавшего его слезную молитву. Спустя немного

времени Евильмеродах, царь вавилонский, прислал в Иудею послов с богатыми

дарами для поздравления Езекии с выздоровлением. Царь иудейский, восхищенный

таким лестным для него вниманием могущественного государя, спешил показать

послам все свои богатства, все редкие произведения, сделанные из золота

и серебра, все драгоценности храма и двора своего. Но это гордое тщеславие

вскоре было обличено. Исайя явился пред царя и сказал ему: «Вот придут

дни, и взято будет все, что в доме твоем, и что собрали отцы твои до сего

дня, в Вавилон; ничего не останется, говорит Господь. Из сынов твоих, которые

произойдут от тебя, которых ты родишь, возьмут, и будут они евнухами во

дворце царя Вавилонского» (4 Цар. 20:17—18). И в самом деле, этот поступок

показывает как тщеславие царя, так и большое неблагоразумие. Показать такие

богатства не значит ли возбудить жадность могущественных тиранов Востока?

Царь с покорностью выслушал определение Иеговы. Езекия умер на пятьдесят

четвертом году своей жизни, оставив о себе память как о государе благочестивом,

умном и храбром. Во время своего правления Езекия установил порядок в финансах

и по другим отраслям управления. Иудея обязана ему множеством зданий, особенно

столица видела счастливые следствия мудрости и храбрости. Имя этого царя

в священных книгах всегда упоминается с уважением.