БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов |
Гюстав Доре. Ездра читает народу Закон Божий
Но этот язык священных книг уже не был языком народным. Во время плена,
а потом через сношения с халдеями, иудеи приняли и язык халдейский, довольно
близкий к их отечественному по своему духу. Эта причина и заставила их
переменить древние изображения букв своего языка на халдейские, более употребительные
и более удобные для письма. После этого времени священные книги у иудеев
являются писанными уже похалдейски. Но в недавнее время открыто у самаритян
Пятикнижие Моисеево, написанное древними еврейскими буквами, сходными с
буквами, находящимися на медалях и памятниках древних. Это открытие важно
в том отношении, что оно доказывает подлинность священных книг и что после
этого всякий добросовестный человек должен согласиться, что книги, если
они и исправлены Ездрой, достойны внимания, потому что совершенно согласны
с книгами самаритянскими, которых учитель Закона не мог исправлять. Чтобы
понять историческую важность Пятикнижия самаритянского, мы должны коротко
рассказать историю самого народа, у которого оно сохранилось. Для этого
возвратимся к царствованию Соломона и вспомним, что в наказание его за
преступления Иеровоам отделил десять колен от царства Иудейского и образовал
из них особенное царство Израильское, столицей которого через несколько
времени сделалась Самария. Израильтяне уже не приносили своих жертв в храме
Иерусалимском и не принимали книг священных, появлявшихся после Давида
и Соломона. После, когда эти десять колен были отведены в Ниневию, Ассарадон,
царь ассирийский перевел в Самарию куфеян и заселил ими землю Израильскую.
Этот народ, ассирийского происхождения, принял название самаритян, смешал
почитание единого истинного Бога с поклонением идолам и получил от Ассара-дона,
израильского священника, научившего их почитанию истинного Бога и соблюдению
Закона Моисеева. Но посланный израильтянин не мог передать своим слушателям
ничего другого, кроме книг законодателя иудейского, потому что других книг
он и сам не принимал. Итак, и самаритяне должны были принять только одно
Пятикнижие Моисеево. Они наследовали от своих прежних жителей всю ненависть
к Иудейскому царству, и эта ненависть особенно увеличилась тогда, когда
иудеи отказали самаритянам позволить принять участие в постройке нового
храма. Эта-то вражда и воспрепятствовала им переменить еврейские буквы
на халдейские, по примеру иудеев и их учителя. Итак, Пятикнижие самаритянское
есть свидетельство самое сильное подлинности книг иудейского законодателя
и неопровержимое доказательство того, что Ездра не переделал, а только
исправил священные книги Ветхого Завета. Но обратимся к истории учителя
Закона. Вообще, думают, что Ездра в первый раз прибыл в Иерусалим с Зоровавелем;
потом он опять ездил ко двору царя персидского, чтобы исходатайствовать
у него позволения продолжать постройку храма; в свое отечество Ездра возвратился
в седьмом году царствования Артаксеркса Долгорукого. Последний согласился
на просьбу Ездры, дал ему разные преимущества, позволил взять в Иерусалим
все золото и серебро, которые он соберет от добровольного приношения народа,
согласился отправить в Иудею тех евреев, которые еще жили в царстве Вавилонском,
запретил своим начальникам налагать какие-либо подати или контрибуции на
служителей Господних, к какому бы классу они не принадлежали. «Ты же, Ездра,
— сказано в повелении Артаксеркса, — по премудрости Бога твоего, которая
в руке твоей, поставь правителей и судей, чтоб они суди/ш весь народ за
рекою, — всех знающих законы Бога твоего, а кто не знает, тех учите. Кто
же не будет исполнять закон Бога твоего и закон царя, над тем немедленно
пусть производят суд, на смерть ли, или на изгнание, или на денежную пеню,
или на заключение в темницу» (Езд. 7:25—26). Получив такую власть, новый
правитель пошел в Иерусалим с иудеями, которые решились сопутствовать ему,
и вскоре достиг берегов реки Ауи, или Евии. Здесь Ездра увидел, что у них
недостает еще левитов, тотчас назначил послов и разослал их по разным местам,
даже до горы Касфии, чтобы собрать здесь живущих и предложить им соединиться
с ним для возвращения во град Давидов. Предложение было принято с радостью,
и к Ездре собралось до 220 человек нафинимов, которые сделаны были служителями
храма, потому что они происходили из рода Давидова. «И провозгласил я там
пост у реки Агавы, — говорит Ездра, — чтобы смириться нам пред лицем Бога
нашего, просить у Него благополучного пути для себя и для детей наших и
для всего имущества нашего, так как мне стыдно было просить у царя войска
и всадников для охранения нашего от врага на пути, ибо мы, говоря с царем,
сказали: рука Бога нашего для всех прибегающих к Нему есть благодеющая,
а на всех оставляющих Его — могущество Его и гнев Его!» (Езд. 8:21—22).
И Бог услышал молитву рабов своих; они спокойно прибыли в Иерусалим. Первые
дни, по прибытии в отечество, Ездра посвятил внесению во храм золота и
серебра и всего, что собрано было им, и объявил приказание персидского
царя соседним правителям. После такой предосторожности учитель приступил
к уничтожению тех злоупотреблений, какие вкрались в народ иудейский во
время его плена, но которые не могли быть терпимы по освобождении. Вопреки
Закону Моисееву, народ и самые жрецы вступали в брак с иноплеменницами,
и таким образом племя святое смешалось с народами отверженными. Когда донесли
Ездре об этих страшных пороках, ревностный учитель растерзал свою одежду,
пал на землю и обратился со слезами к Богу, чтобы он умилостивился над
грешниками. Все, боящиеся гнева Бога Израилева, столпились во храме вокруг
плачущего начальника и вместе с ним оплакивали с сокрушением сердца те
преступления, за которые они уже терпели такое страшное наказание. «Боже
мой! — говорил сокрушенный печалью Ездра, — стыжусь и боюсь поднять лице
мое к Тебе, Боже мой, потому что беззакония наши стали выше головы, и вина
наша возросла до небес. Со дней отцов наших мы в великой вине до сего дня,
и за беззакония наши преданы были мы, цари наши, священники наши, в руки
царей иноземных, под меч, в плен и на разграбление и на посрамление, как
это и ныне. И вот, по малом времени, даровано нам помилование от Господа
Бога нашего, и Он оставил у нас несколько уцелевших и дал нам утвердиться
на месте святыни Его, и просветил глаза наши Бог наш, и дал нам ожить немного
в рабстве нашем. Мы — рабы, но и в рабстве нашем не оставил нас Бог наш.
И склонил Он к нам милость царей Персидских, чтоб они дали нам ожить, воздвигнуть
дом Бога нашего и восстановить его из развалин его, и дали нам ограждение
в Иудее и в Иерусалиме. И ныне, что скажем мы, Боже наш, после этого? Ибо
мы отступили от заповедей Твоих» (Езд. 9:6—10). Народ с ужасом и раскаянием
слушал ту молитву, и, когда Ездра кончил, знаменитейшие из граждан тотчас
же развелись с иностранными женами, и оставили даже детей, прижитых с ними.
Тогда учитель поднялся со своего места и обязал клятвой священников и левитов
исполнять предписания Закона. Потом он обнародовал приказание, чтобы все
иудеи в продолжение трех дней собрались в Иерусалим, в противном случае
грозил лишить имения или отлучить от сонмища. Весь народ собрался в город
и обещался беспрекословно исполнять то, что предпишет ему Ездра. Но так
как это собрание должно было продлиться довольно долгое время, в продолжение
которого многочисленная толпа оставалась бы без убежища, то решились лучше
избрать известных людей и разослать их по городам для отобрания чужестранных
жен. Не прошло и года, как эта трудная, но благодетельная мера приведена
была в исполнение. Ни малейший ропот не поднялся против распоряжений правителя.
Народ безмолвно повиновался, зная превосходство законов отцов их; а его
преступная неверность, столько раз наказанная, сделала его послушным. После
того, как Неемия назначен был правителем страны Иудейской, Ездра не занимался
более политическими делами, но обратил свое внимание на исправление народа.
«Научай свободно тех, кто имеет нужду в учении», — сказал ему Артаксеркс
Долгорукий, и маститый старец посвятил последние дни своей жизни исполнению
этой обязанности; знающий ли, или необразованный приходил к нему учиться
своим обязанностям, никто не был отвергаем и всякий получил совет мудрый
и достойный старца. Ни одно дитя не было отринуто им. Смотря на эту мудрость,
которая давала свои наставления соразмерно молодым силам, можно было видеть,
как он хорошо понимал и то, что впоследствии подтвердил Спаситель: «Не
запрещайте детям приходить ко Мне». Эти благочестивые дела занимали знаменитого
Ездру до конца его жизни. При его преемниках мы видим его участником в
главных праздниках; особенно при освещении стен иерусалимских, он является
нам в преддверии храма с Книгой Закона, который изъясняет столпившемуся
вокруг него народу. Нравственное могущественное влияние, приобретенное
старцем его мудрыми делами, он сохранял до конца своей жизни. Иосиф Флавий
говорит, что этот великий человек, окруженный славой, умер в преклонных
летах, с великолепием погребен в Иерусалиме. Другие думают, что он умер
в Персии на 120-м году своей жизни, во время второго путешествия, которое
предпринимал к Артаксерксу, и говорят, что гробница его существовала в
Самуге. Даже и арабы, которые думают, что она находится у них, благоговеют
перед этим мужем. Под его именем известны четыре книги, из которых первые
две признаны каноническими, а последние апокрифическими. В первой рассказывается
об освобождении иудеев Киром из плена и о происшествиях, случившихся с
евреями по возвращении их в отчизну до 19-го года царствования Артаксеркса
Долгорукого. Вторая есть книга Неемии, имя которого носит; она заключает
в себе почти тридцатилетний цикл, охватывающий время от прибытия его в
Иудею до его смерти. Третья начинается описанием великолепной Пасхи в царствование
Иосии; потом описывает смерть этого государя и историю его преемников до
разрушения Иерусалима; освобождение иудеев Киром из плена и противодействие
врагов при постройке храма; наконец, говорится о знаменитой загадке трех
телохранителей Дария, о том, что сильнее на земле, в которой победа осталась
за Зоровавелем. Четвертая книга, известная также под именем Ездры, не признается
канонической. Содержание этой книги составляет самый трудный предмет для
всех толковников. На ней утверждал свои мнения Вигилянций, которому бл.
Иероним отвечал следующим образом: «Ти, Vigilans, dormis, et dormiens scribis,
et proponis mihi librum apocryphum qui, sub nomine Esdrae, a te et a tui
similibus legitur» (Contr. Vigilant).