БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ  СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов
ЕВОДИЙ

ЕВОДИЙ

ЕВОДИЙ (42 г. от Р. X.), родом иудей, как можно видеть из свидетельства Иосифа Флавия. Он, вероятно, принадлежал к числу тех обращенных антиохийских иудеев, из которых в начале состояла церковь в этом городе. Апостол Петр в 42 г. от P. X. основал церковь Антиохийскую, потом, отходя в Рим, решился возложить бремя правления паствой на св. Еводия, которого и наименовал своим преемником. Вот мнение самое вероятное об этом епископе. Но некоторые из писателей церковных не согласны с этим; они думают, что св. Игнатий и св. Еводий были епископами в одно и то же время; первый возведен был в этот сан апостолом Петром, а другой Павлом. Так думает Бароний, то же видим и в постановлениях апостольских (lib. VII, с. 46), и у Боснаджи. Но эти писатели не согласны в том, что заставило апостолов поставить в одно и то же время двух епископов. Бароний думает, что разность между учениками проповедников, между иудеями и язычниками, заставила их поставить двух епископов по своему избранию. Но Боснаджи отвергает это предположение, думая, что подобная мера послужила бы скорее к разделению церкви, чем к водворению в ней мира и спокойствия. Некоторые из писателей утверждают, что апостол Петр, оставляя Антиохию, возвел на епископскую кафедру св. Игнатия, а не Еводия. Так думает и Иоанн Златоуст (Homil. in. Ign.), Ориген (Homil. VI in Luc.), св. Афанасий (De Synodo, p. 922), Феодорит (Dial. I) и др. Но вот каким образом Кетлер поясняет свидетельства святых отцов. Апостол Петр, говорит он, отходя из Антиохии, назначил себе преемником Еводия и после него св. Игнатия. Думают, что апостол Петр поставил св. Игнатия епископом Антиохийским; но могут также предполагать, что он был вторым или третьим епископом этого города, после апостола Петра или Еводия. Маней, говоря об этих противоречащих свидетельствах, отдает предпочтение изъяснению Кетлера, а непосредственное преемство св. Еводия доказывается словами Евсевия (Hist, lib., Ill, 26); Еводий, говорит он, был первым епископом Антиохии, а св. Игнатий вторым; и словами блаженного Иеронима, который свидетельствует, что св. Игнатий был третьим епископом после Петра. Казалось бы, все эти споры должны прекратиться 12-м письмом св. Игнатия к антиохийскому народу, где он говорит: вспомните Еводия, вашего святого брата, который первый после апостолов управлял вашей церковью; но ученые отвергают подлинность этого письма. Еводий скончался мученической смертью. Бароний смерть его относит к царствованию Веспасиана или Тита, когда на христиан антиохийских воздвигнуто было гонение. Иосиф Флавий об этом говорит так: во время пребывания императора Веспасина в Антиохии народ собрался в театре. Некто Антиох, иудей, по ненависти к своему отцу и другим своим соотечественникам, вдруг поднялся из толпы и начал обвинять иудеев и своего отца в том, что они ночью хотят поджечь город. Некоторые из обвиняемых были тотчас же умерщвлены в театре, а другие, по научению Антиоха, были принесены в жертву идолам, чтобы не могли принять участия в заговоре, в котором их обвиняли. Антиохийцы, исповедующие христианскую веру, по большей части разбежались или были умерщвлены. Между последними надобно полагать и Еводия, который таким образом получил мученический венец.