БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов
ЕВОДИЙ
ЕВОДИЙ (42 г. от Р. X.), родом иудей, как можно видеть из свидетельства
Иосифа Флавия. Он, вероятно, принадлежал к числу тех обращенных антиохийских
иудеев, из которых в начале состояла церковь в этом городе. Апостол Петр
в 42 г. от P. X. основал церковь Антиохийскую, потом, отходя в Рим, решился
возложить бремя правления паствой на св. Еводия, которого и наименовал
своим преемником. Вот мнение самое вероятное об этом епископе. Но некоторые
из писателей церковных не согласны с этим; они думают, что св. Игнатий
и св. Еводий были епископами в одно и то же время; первый возведен был
в этот сан апостолом Петром, а другой Павлом. Так думает Бароний, то же
видим и в постановлениях апостольских (lib. VII, с. 46), и у Боснаджи.
Но эти писатели не согласны в том, что заставило апостолов поставить в
одно и то же время двух епископов. Бароний думает, что разность между учениками
проповедников, между иудеями и язычниками, заставила их поставить двух
епископов по своему избранию. Но Боснаджи отвергает это предположение,
думая, что подобная мера послужила бы скорее к разделению церкви, чем к
водворению в ней мира и спокойствия. Некоторые из писателей утверждают,
что апостол Петр, оставляя Антиохию, возвел на епископскую кафедру св.
Игнатия, а не Еводия. Так думает и Иоанн Златоуст (Homil. in. Ign.), Ориген
(Homil. VI in Luc.), св. Афанасий (De Synodo, p. 922), Феодорит (Dial.
I) и др. Но вот каким образом Кетлер поясняет свидетельства святых отцов.
Апостол Петр, говорит он, отходя из Антиохии, назначил себе преемником
Еводия и после него св. Игнатия. Думают, что апостол Петр поставил св.
Игнатия епископом Антиохийским; но могут также предполагать, что он был
вторым или третьим епископом этого города, после апостола Петра или Еводия.
Маней, говоря об этих противоречащих свидетельствах, отдает предпочтение
изъяснению Кетлера, а непосредственное преемство св. Еводия доказывается
словами Евсевия (Hist, lib., Ill, 26); Еводий, говорит он, был первым епископом
Антиохии, а св. Игнатий вторым; и словами блаженного Иеронима, который
свидетельствует, что св. Игнатий был третьим епископом после Петра. Казалось
бы, все эти споры должны прекратиться 12-м письмом св. Игнатия к антиохийскому
народу, где он говорит: вспомните Еводия, вашего святого брата, который
первый после апостолов управлял вашей церковью; но ученые отвергают подлинность
этого письма. Еводий скончался мученической смертью. Бароний смерть его
относит к царствованию Веспасиана или Тита, когда на христиан антиохийских
воздвигнуто было гонение. Иосиф Флавий об этом говорит так: во время пребывания
императора Веспасина в Антиохии народ собрался в театре. Некто Антиох,
иудей, по ненависти к своему отцу и другим своим соотечественникам, вдруг
поднялся из толпы и начал обвинять иудеев и своего отца в том, что они
ночью хотят поджечь город. Некоторые из обвиняемых были тотчас же умерщвлены
в театре, а другие, по научению Антиоха, были принесены в жертву идолам,
чтобы не могли принять участия в заговоре, в котором их обвиняли. Антиохийцы,
исповедующие христианскую веру, по большей части разбежались или были умерщвлены.
Между последними надобно полагать и Еводия, который таким образом получил
мученический венец.