БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов
ЕВИОН
ЕВИОН . Несмотря на все усилия ученых, еще остается нерешенным,
что такое Евион, имя ли собственное или общее, название ли секты или ее
начальника. Евион на еврейском языке значит бедный; по мнению Евсевия и
некоторых других писателей, Евион есть народное название одной их тех сект
иудейских христиан, которые отличались между верными величайшей бедностью.
Впрочем, большая часть писателей церковных со св. Епифанием думают, что
Евион лицо действительно существовавшее, что он был учеником Керинфа, проповедовал
в Азии, на островах Средиземного моря и был даже в Риме. Вот все, что известно
о жизни этого человека, смерть которого неизвестна. Решить, которое из
этих мнений истинно, довольно трудно; может быть, оба они истинны, и слово
Евион есть название секты и ее начальника. Впрочем, историки спорят не
об одном этом. Многие критики думают, что Евион и его секта явились в I
в. от Р. X., около 72 г. и что против них-то евангелист Иоанн вооружается
в Первом своем послании, когда говорит о явлении в мире многих лжепророков
и изображает характер истинного христианина. По мнению других, евиониты
ничем почти не отличались от назореев, секты весьма значительной в это
время, и были только ветвью назореев, от которых отличались некоторыми
незначительными обычаями. Некоторые из писателей думают, и с большой основательностью,
что евиониты есть секта отличная от назореев и что она явилась гораздо
позже. По их мнению, евиониты явились во II в., около 103 г. или позже,
в 119 г., в царствование Адриана, после разрушения Иерусалима. Это мнение
кажется более согласным с тем, что об этом говорят святые отцы. Известно,
какое сильное впечатление произвело разрушение святого города на иудеев,
которые еще питали надежду соединиться на своем родном пепелище. Большая
часть из обратившихся к Евангелию, но по привязанности своей к Закону сохранивших
некоторые иудейские обряды, спешили оставить их, боясь навлечь неудовольствие
римлян, которые своей ненавистью преследовали все, что носило на себе печать
иудейства. Другие, также многочисленные, упорно держались своих национальных
обычаев и привязывались к ним тем больше, чем сильнее была их ненависть
к победителям. Эти-то иудеи и образовали из себя две партии; одна из них
привязалась к древним преданиям больше по слабости, нежели по упорству,
не обязывала язычников следовать им; другая объединила фанатических защитников
Закона, которых преследование раздражало и которые на отступление от обычаев
их отцов смотрели как на преступление. Первые были терпимы церковью, которая
в их привязанности к закону видела больше слабость, нежели намеренное злое
упорство. Они назывались назореями и состояли из обратившихся ко Христу
иудеев; вторые с самого начала были признаны как еретики и отлучены от
церкви; это были евиониты. Число этих еретиков умножилось с чрезвычайной
скоростью. Заиорданская страна и горы Васанские были местами, куда они
по преимуществу собирались и где проводили свои собрания. В слепой привязанности
к славе иудейского народа евиониты выкинули из Священного Писания все,
что сюда относится. Таким образом они сократили канонические писания пророков,
довольно резко отзывавшихся об Иерусалиме и часто называвших его бесчувственным
и неблагодарным. Особенно они страшились Иеремии, Иезекииля, как пророков
плача. С большею снисходительностью они смотрели на Давида и Соломона,
которые далеко распространили славу Иерусалима, впрочем, и то не всегда.
Одно только Пятикнижие они принимали как Слово Божие. Что касается христианства
и его Божественного Основателя, то евиониты сами разногласят. Одни из них
смотрели на Иисуса Христа как на Сына Божия, рожденного от Девы при содействии
Духа Святого, другие же признавали Его простым человеком, воодушевленным
от Бога, но рожденным по закону природы. Но ни те, ни другие не сомневались,
что он был Мессией; но думали, что учение его до нас не дошло во всей чистоте
потому, что, по их понятию, учение Спасителя было искажено первыми учениками
и сохраняется в одном истинном предании. Книги Нового Завета они все отвергали,
исключая Евангелие от Матфея, из которого было выпущено родословие Иисуса
Христа. Особенно они ненавидели апостола Павла как противника закона иудейского.
Кажется, все эти заблуждения иудейского происхождения, но смешаны были
с другими ложными понятиями, родившимися на Востоке. Св. Епифаний обвиняет
их в дуализме. Они думали, что Бог дал власть над всем двум могущественным
существам — Христу и демону; последний имеет власть над миром будущим.
В своих обрядах и обычаях они также отличались от православных. Брак они
считали существенно необходимым для всех. На тело смотрели как на что-то
нечистое и гнушались им. Баню и омовения считали священным таинством и
поэтому предписывали употреблять их как можно чаще. Хотя они допускали
многобрачие, однако нравы их были вообще чисты. Евиониты жили в совершенном
уединении и сносились только со своими братьями, избегая всякого соприкосновения
с иностранцами, как с людьми нечестивыми. Неизвестно, когда эта секта уничтожилась
совершенно; уже в конце III в. заметны были только самые слабые следы ее.