БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов |
, сын Сафата, ученик и преемник Илии в пророческом служении,
родился в Авелмауле, недалеко от Иордана. Некоторые географы относят этот
город к колену Рувимо-ву, а другие к Манассиину. Думают, что он стоял перед
Иорданом в 10 милях от Скифополя. Сафат, отец Елисея, был человеком богатым,
особенно пастбищами и стадами. И когда Илия, по воле Божией, пришел открыть
Елисею его предназначение, он застал его на поле, которое он пахал двумя
волами отца своего. Здесь-то, при плуге, Елисей получил помазание и достоинство
пророка; Илия излил на него свой дух и приготовил его таким образом к прохождению
этого служения. Великое достоинство, которое Елисей так нечаянно получил,
нисколько не изменило его. Новый служитель Божий прежде всего обратился
с просьбой к Илие, чтобы он позволил ему отлучиться к отцу и матери. Для
него как будто недостаточно было благословения великого пророка Израилева,
и он хотел еще получить благословение своих родителей, прежде нежели оставить
дом их. Исполнив эту благочестивую обязанность, Елисей последовал за своим
учителем и был впоследствии в совершенном его распоряжении. Между тем новый
пророк, прежде разлучения со своими полями, которые он с такой любовью
возделывал, решился исполнить священную обязанность. Он взял отцовских
волов, заклал их и принес в жертву Богу, потом на дровах из плуга своего
испек их и раздал народу. После этого он с твердостью вступил в свое высокое
и трудное служение, исполненное тревог и лишений. В самом деле, пророки
обязаны были являться к царям и возвещать им волю Божию, а часто и грозный
суд правосудного Иеговы, когда они преступали закон; и властители нередко
умерщвляли вдохновенных посланников, которые имели смелость обличать разврат
их двора и возвещать им о наказании, которое заслужили за свои преступления.
Елисей знал это; но не боялся ничего и смело последовал за Илией на Кармил.
Пока Илия был на земле, Елисей постоянно был с ним. Оба они вместе погружались
в созерцание тайн Всемогущего, вместе молились, вместе путешествовали по
стране. Чудная жизнь Елисея начинается с того времени, как учитель его
был взят на небо. Получив от взятого на небо пророка милот, которая упала
к нему сверху, милот, которая была знаком, что дух Илии остался в его ученике,
Елисей пошел к Иордану, который ему надобно было перейти. Но волны препятствовали,
и человек Божий ударил по водам ризой своего учителя, но успеха не было.
Потом, помолившись, он ударил в другой раз, и вода остановилась, волны
расступились и открыли чудотворцу путь по дну реки, как во дни Иисуса Навина.
Это чудо показало всем, что Елисей — преемник Илии. Пророки иерихонские
встретили его как своего господина и с этих пор смотрели на него с благоговением.
Когда новый пророк пришел в Иерихон, жители его вышли к нему навстречу
и сказали, что жилища их народа хороши, как он это и сам может видеть,
но воды их очень дурны и земля неплодна. Елисей, надеясь на милость Божию,
приказал принести новый водонос и положить в него соль. Жители города тотчас
исполнили его волю и принесли все, что он приказал. Тогда пророк соль,
находящуюся в водоносе, всыпал в источник, и чрез это сделал воду годной
для питья. При входе в Вефиль служитель Божий встречен был толпой детей,
которые со смехом кричали ему: «Иди, плешивый! иди, плешивый!» Эти непристойные
шутки продолжались бы долго, если бы из соседнего леса не вышли две медведицы
и не растерзали детей, проклятых пророком. Это страшное наказание показывает,
что всякое священное лицо и всякий старец должен быть уважаем всеми без
исключения. Цари иудейский, израильский и идумейский заключили союз между
собой и начали войну против царя моавитского. Во время похода союзная армия
зашла в дикую и пустынную страну, в которой не было травы и где, кажется,
ни одна капля воды не орошала почвы. Чтобы иметь успех в войне с моавитянами,
надобно было выбраться из этой страны. Но все усилия людей и животных остались
тщетными. Лагерь израильский умирал от жажды. Тогда Елисей, к которому
цари обратились с просьбой, явился среди истомленной армии и сотворил чудо;
в этой бесплодной и сухой пустыне вдруг начал бить источник воды чистой.
Служитель Божий, увидев Иорама, сказал ему: «что мне и тебе? пойди к пророкам
отца твоего и к пророкам матери твоей. И сказал ему царь Израильский: нет,
потому что Господь созвал сюда трех царей сих, чтобы предать их в руку
Моава. И сказал Елисей: жив Господь Саваоф, пред Которым я стою! Если бы
я не почитал Иосафата, царя Иудейского, то не взглянул бы на тебя и не
видел бы тебя» (4 Цар. 3:13—14). Потом пророк приказал привести певца,
который пением возбуждал храбрость и вливал радость в сердца воинов. В
то время, когда певец играл на арфе, дух Господень сошел на сына Сафатова,
который приказал провести рвы, потому что, по его словам, израильтяне ни
увидят ветра, ни дождя, как этот ров наполнится водой, и они и скоты их
будут пить ее. И в самом деле, на следующую ночь рвы наполнились водой,
и армия утолила свою жажду. Потом человек Божий предсказал союзным монархам,
что Господь предаст в их руки моавитян, что они разрушат их города и разорят
их страну. В это время пришла вдова одного из сынов пророческих и жаловались
Енисею, что ее умерший муж остался должным одному заимодавцу; она по своей
бедности не могла с ним расплатиться, поэтому заимодавец хочет взять у
нее детей в рабство. Пророк спросил у этой женщины, что она имеет дома.
Почти ничего, отвечала она, кроме небольшого количества масла. Тогда Елисей
велел ей идти домой, взять у своих соседей пустые сосуды и в них разлить
этот елей. Вдова исполнила, что ей приказал служитель Божий, и при помощи
своих детей собрала от соседей пустые сосуды, и пока мальчики приносили
их один за другим, мать их наливала туда понемногу елея, который был у
нее. Наконец, когда во все сосуды было положено по капле елея и не осталось
ни одного пустого, все они вдруг наполнились елеем чудным образом. Увидевши
такое странное явление, бедная женщина тотчас бросилась к Елисею и сказала
ему об этом чуде. Пророк велел ей идти и продать этот елей и заплатить
долг своего мужа и предсказал ей, что от остатка этих денег она и дети
ее буду жить. В другое время ученик Илии в Сунаме, в городе колена Манассиина,
был у одной богатой женщины, которая обладала большими землями и стадами.
Но эта сунамитянка считала свою участь хуже участи бедной, потому что у
нее не было детей. Елисей предсказал ей, что печаль ее скоро прекратится,
не пройдет и года, как она родит сына. Это пророчество наполнило радостью
сердце женщины, и эта радость не имела границ, когда слова служителя Господня
исполнились и когда она сделалась матерью сына. Отрок подрастал и крепнул
в силах, напутствуемый благословением пророка. Раз, пришедши к отцу своему
на ниву, отрок вдруг вскричал: «Голова болит! Голова болит!» Отец приказал
его нести тотчас к матери, которая, получивши дитя свое, положила его к
себе на колени и держала его таким образом до полудня. Ни пламенные обеты
матери, ни ее молитвы, ни слезы, ничто не помогло. Дитя умерло. Можно себе
представить горесть несчастной матери! Она желала, чтобы утроба ее лучше
никогда не знала этого счастья и чтобы сосцы ее никогда не питали сына;
потом, в своем отчаянном состоянии, она схватила своего бездыханного сына,
вошла в горницу, которая назначена была у них для Елисея, и положила труп
на постель пророка; а сама, с верным рабом, отправилась искать человека
Божия по дороге в Кармил, место, где он любил молиться и беседовать с Господом.
Пришедши на гору, сунамитянка встретила пророка, бросилась к нему в ноги
и, обнимая колена, умоляла его возвратить ей сына. Гиезий, раб Елисея,
хотел было оттолкнуть плачущую женщину, но пророк сказал ему: «Оставь ее,
сердце ее полно печали, она лишилась сына». Между тем отчаянная мать лежала
на земле и со слезами говорила пророку, что она у него просила сына и он
не должен обманывать несчастной матери. Елисей прежде себя послал в Сунам
раба своего и научил, что ему надобно делать, чтобы возвратить жизнь умершему.
Но мать никому не верила, кроме самого пророка, и говорила: «Жив Господь
и жива душа твоя! не отстану от тебя». Тогда Елисей сошел с горы и вместе
с матерью пошел вслед за рабом. Между тем попытка Гиезия осталась безуспешной:
отрок не вставал. Тогда пророк вошел в храмину, где лежало мертвое дитя,
простерся над ним, как это сделал Илия с сыном вдовы сарептской, и после
сильной молитвы возвратил мертвому жизнь. Когда отрок встал на ноги, чудотворец
позвал сунамитянку, которая, пришедши к нему и видя сына своего живым,
с радостным сердцем преклонила колена пред своим благодетелем и приняла
своего сына. Во время голода, бывшего в Галгалах, Елисей был там. Один
из детей пророческих, желая приготовить пищу для своих товарищей, набрал
полную одежду диких яблок. Но пища эта была так вредна, что ее никто не
хотел есть. Тогда пророк взял горсть муки, бросил ее в котел, и пища сделалась
вкусной и безвредной. Около того же времени пророк умножил 20 ячменных
хлебов и прокормил ими 100 человек. Нееман, начальник сирийских войск,
был поражен проказой. Долго больной обращался ко врачам своей страны, чтобы
избавиться от жестокой болезни; но искусство не помогло, врачи отказались.
Тогда один израильский мальчик, попавши в плен к сирийцам, был рабом у
жены Неемана; он-то однажды и сказал госпоже своей, что хорошо бы было,
если бы господин его побывал у пророка Божия в Самарии, который очистил
бы его от проказы. Слова эти пересказаны были Нееману; последний повторил
их перед своим царем, прося позволения съездить в Самарию. Царь согласился.
Нееман сел на свою колесницу и отправился к пророку. Но лишь только, прибыв,
остановился перед домом служителя Божия, как встречен был послом от него,
который приказал ему ехать и купаться семь раз в водах Иордана. Эта весть
поразила сильной печалью больного. Нееман надеялся, что Елисей лучше его
встретит, что он возложит на него руки свои, чтобы освободить от болезни.
Не зная силы пророка, сириянин сказал послу, что дамасские реки Авана,
Фарфар больше Иордана, не лучше ли в них идти и купаться, чтобы очиститься.
Но друзья уговорили Неемана исполнить столь легкое приказание пророка;
больной послушался этого мудрого совета и отправился к Иордану. Прибыв
сюда, он купался семь раз в водах этой священной реки, как приказал пророк,
и вышел из воды бодрый и здоровый, как юноша. Освободившись от проказы,
Нееман, в знак благодарности, хотел поднести пророку богатые подарки, но
пророк отказался. Зато раб его не был так бескорыстен. Он тайком сходил
к Нееману и попросил, чтобы он дал ему талант и две одежды. Счастливый
сириянин дал Гиезию два таланта и две богатые одежды; раб, пришедши домой,
скрыл подарки. Но Бог открыл пророку эту проделку раба его. Елисей призвал
к себе Гиезия и, укорив его в жадности к деньгам, сказал, что отныне проказа
Нееманова прейдет к нему и его потомству. И несчастный Гиезий тотчас поражен
был проказой и уже больше не является при пророке. Раз как-то дети пророческие
рубили лес на берегу Иордана, и один из них уронил топор в воду. Елисей,
находившийся тут же, бросил кусок дерева в реку, и топор всплыл наверх.
Дух этого пророка был так высок, что проникал намерения самые сокровенные
других людей. Царь сирийский был в войне с израильтянами. Но во время кампании
он видел, что все его распоряжения, даже самые тайные, знают враги. Сначала
царь думал, что кто-нибудь из его подданных передает эти вести; искал изменника,
но напрасно. Наконец открылось, что причиной этого человек, который никогда
не присутствовал в его советах, человек, который ясно видит все далеко
от него находящееся, что это пророк израильский Елисей. Узнав об этом,
царь отправил отряд солдат в город Дофаим с приказанием схватить пророка.
Но служитель Божий поразил врагов слепотой и отвел их сам в Самарию; когда
они уже находились в самом городе, пророк помолился Господу, чтобы он отверз
очи этим слепым. Прозревшие сирийцы с ужасом увидели себя среди врагов
своих. Увидя толпу врагов, царь израильский предложил пророку избить их;
тогда Елисей сказал ему, что так как не он их пленил, то и не имеет власти
над ними. А вместо смерти он приказал ему накормить врагов и отпустить
к своему господину. Царь исполнил волю пророка с точностью. Спустя несколько
времени Венадад, царь сирийский, осадил Самарию. Воины врага были так бдительны,
что ни одно живое существо не могло выйти из города. В Самарии наступил
ужасный голод, так что одна ослиная голова стоила 50 сиклей серебра, а
четвертая часть меры помета голубиного пять сиклей серебра; даже одна мать
пожрала своего сына. Иорам, царь израильский, видя такое страшное положение
своих подданных, вместе с ними обвинял в несчастиях пророка Елисея, поэтому
и решился убить его. Но служитель Божий, открыв это намерение царя, затворился
в своем доме. Не успел посол царский достигнуть дома Елисеева, как и сам
царь явился и представил пророку печальное положение города. Тогда провидец
отвечал, что завтра в это время мера пшеничной муки будет стоить один сикль
и две меры ячменной будут во вратах Самарии продаваться тоже за один сикль.
Один из военачальников сказал, что если Господь отверзет хляби небесные,
то и тогда не сбудется это пророчество. Пророк сказал на это, что он все
это увидит, но не будет иметь возможности есть. В следующую ночь сирийцы,
гонимые неведомым страхом, сняли осаду и с поспешностью бежали. Слова пророка
исполнились. В лагере врагов израильтяне нашли множество жизненных припасов,
а военачальник, сомневавшийся в истине слов пророка, был задавлен у ворот
Самарии толпой, нахлынувшей туда за хлебом. Во время семилетнего голода
пророк отправился в Дамаск, чтобы возвестить Азаилу волю Божию. Венадад,
царь дамасский, был нездоров; узнав, что Елисей находится в его столице,
послал к нему Азаила, одного из приближенных, спросить, выздоровеет ли
он. Служитель Божий отвечал Азаилу, что господин его поправится, но недолго
будет жить и вскоре умрет. Потом взору пророка представилось будущее, и
после краткого молчания взор его помрачился печалью, и из глаз его покатились
слезы. Азаил спросил, отчего он плачет. Елисей отвечал: «Оттого, что я
знаю, какое наделаешь ты сынам Израипевым зло; крепости их предашь огню,
и юношей их мечом умертвишь, и грудных детей их побьешь, и беременных женщин
у них разрубишь» (4 Цар. 8:12). Азаил не замедлил исполнить это пророчество.
Умертвив Венадада, своего царя, он похитил его власть и оправдал на деле
все, что вдохновенный пророк предсказал. Назначение Елисея уже приближалось
к концу. Пророку оставалось только помазать на царство Ииуя, сына Иосафатова,
внука Намессиева. Болезнь заставила пророка слечь в постель. Иоас, царь
израильский, пришел к больному и, видя, что он близок уже к смерти, воскликнул:
«Отче! Отче! Колесница Израилева и кони его». Тогда больной приказал царю
взять лук и стрелы. Иоас повиновался. Пророк возложил свои руки на руки
царя и, открыв окно к востоку, велел натянуть лук и стрелять. Царь спустил
стрелу. «Эта стрела избавления от Господа, — сказал Елисей, — и стрела
избавления против Сирии, и ты поразишь Сириян в Афеке вконец». Потом пророк
велел Иоасу ударить луком о землю. Царь ударил трижды и остановился. Тогда
служитель Божий с грустью заметил, что напрасно не ударил пять или шесть
раз, тогда бы он поразил Сирию совершенно; теперь же он победит ее только
трижды. После этого Библия нам ничего не говорит о Елисее. Назначение его
было исполнено, и он должен был умереть. Но и после смерти этому пророку
суждено было сотворить еще чудо. Через год после кончины Елисея моавитяне
напали на Самарию и произвели страшное опустошение. Толпа врагов встретила
однажды израильтян, несших мертвого для погребения; при виде вражеского
оружия несущие устрашились и разбежались, бросив мертвого в могилу пророка
Елисея. Труп, прикоснувшись к костям чудотворца, тотчас получил жизнь и
вышел из могилы, славя Бога. Вот что говорит Иисус, сын Сирахов, в своей
похвале Елисею: «И Елисей исполнился духом его (Илиина) и во дни свои не
трепетал пред князем, и никто не превозмог его; ничто не одолело его, и
по успении его пророчествовало тело его. И при жизни своей совершал он
чудеса, и по смерти дивны были дела его» (Сир. 48:12—15). Память святого
пророка Елисея празднуется церковью 14 июня.