БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ  СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов
ЕЛЕНА (2)

ЕЛЕНА (2)

ЕЛЕНА (2) , царица адиавенская, жена Монобаза, царя этого народа. Тронутый одним жестоким поступком с этой принцессой, высокие достоинства которой равнялись красоте ее, Монобаз женился на ней, хотя она была ему сестрой. Нравы восточные позволяют подобный поступок. Царь от этого брака имел много детей, между прочими Изата, который за свою добродетель заслужил особенное уважение матери. На мудрую Елену произвело сильное впечатление христианство, которое получило от неба силу возвышать души к самым благородным чувствованиям, и царица адиавенская оставила заблуждения идолопоклонства. Свет был пред ней, и она воспользовалась им. Хотя решительно ничего нельзя сказать о тех свидетельствах, где говорится, что эта царица приняла христианскую веру, впрочем, можно думать с основательностью, что она знала и уважала Спасителя. Орозий, историк первых веков христианства, говорит, что Елена была христианкой. Но Иосиф Флавий, приводя из жизни Елены и сына ее Изата некоторые похвальные поступки, делает их иудеями. Касательно достоверности этого свидетельства надобно заметить, что всем известно, что Флавий довольно неприязненно смотрел на христианство, хотя в других отношениях заслуживает полное доверие. В самом деле, нужно иметь столь же твердый дух, как дух Елены, которая имела силу отказаться от веры своих детей, своих отцов и своего народа, по недостаточности этой религии, чтобы понять и оценить этот поступок. Но что такое были тогдашние иудеи? Народ, погрязший в грубых суевериях и презираемый всеми образованными нациями. Иерусалим по справедливости великий город, но изнеженность, низость и беспорядок во всем уже давно царствовали в нем. Обычаи Закона, древле Божественного, давно уже вышли из употребления и считались заблуждением. Могла ли Елена удивляться этому выродившемуся народу Моисея? Любовь к подданным заставила Елену употребить все свое влияние на мужа, чтобы он избрал своим преемником Изата, которому она всегда отдавала преимущество, хотя он и был младшим. Слабый царь не мог противиться, и Изат объявлен был наследником престола адиавенского. Но при смерти отца Изата не было. Елена, чтобы предупредить смуты, поспешила собрать лучших граждан своего царства. «Вы, без сомнения, не знаете, — говорила она им, — что покойный царь, мой господин, назначил Изата себе преемником, чего он совершенно достоин. Поэтому и объявляю об этом. Я не знаю, — продолжала царица, — принца более способного носить венец и царствовать в сердцах своих подданных, кроме Изата». Собрание рукоплескало словам мудрой царицы и, по-восточному жестокому обычаю, хотело умертвить троих братьев, чтобы обеспечить власть будущего царя. Но кроткая Елена не хотела проливать крови. Милосердие ее особенно обнаружилось во время голода, бывшего в царствование Клавдия, когда в Иерусалиме вымерло множество народа. Она, подкрепляемая своим сыном, заготовила большое количество хлеба в Александрии и рыбы на острове Кипр и оказала бедным большую помощь. Были и другие примеры, которые распространили славу о милосердии этой царицы по всему Востоку. Во время пребывания своего в Иерусалиме Елена в трех стадиях от стен построила три пирамиды, которые она и назначила своей гробницей. По возвращении своем в Адиа-вену кроткая царица скончалась вскоре после смерти своего сына Изата. Престол его наследовал Моно-баз, брат его. Новый царь совершил погребение брата в Иерусалиме. Во времена Евсевия еще видели эти пирамиды.