БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов |
Андрей Петрович Сапожников. Даниил во рву со львами
Утром, на другой день, князь Ариох привел его к царю. Навуходоносор,
обращаясь к Даниилу, спросил, поможет ли он вспомнить ему сон и изъяснить
его? Пророк отвечал: «Знание тайны, о которой ты спрашиваешь, принадлежит
только одному Богу, Который благоволил открыть тебе, царь, что будет в
последние дни. Вот твой сон: ты видел огромную и страшную статую. Голова
ее была золотая, руки, грудь и плечи серебряные, чрево и стегна медные,
голени железные, ноги частью железные, а частью глиняные. Потом вдруг сам
собою отторгнулся от горы камень, ударился об эту статую и разрушил ее;
металлы уничтожились, а камень возрос в великую гору и покрыл собой всю
землю. Это твой сон; вот изъяснение его: золотая голова — это ты, царь
царей, которому повинуются народы, полевые звери и птицы небесные, которому
Всемогущий вручил власть, силу и могущество. После тебя явится другое царство,
слабейшее твоего, — это серебряные части тела; потом восстанет царство,
которое распространит свое господство по всей земле, — это медь. Четвертое
царство будет так твердо, как железо, и покорит всю землю; но и оно ослабнет,
как показывают ноги, частью железные, а частью глиняные. Во дни его явится
еще царство, которое поглотит в себе все царства, не разрушится никогда
и будет существовать вечно». Царь, изумленный такой мудростью, встал и
поклонился юному пророку, осыпал его почестями и богатством и трем его
товарищам поручил важные государственные должности. Первое из этих царств,
бесспорно, есть царство Халдейское, или Вавилонское. Все толковники согласны
также и в том, что под вторым царством надо разуметь царство Персидское,
которое образовалось из халдеев, мидян и персов под властью Кира; под третьим
разумеют Греческое, основанное Александром Великим, покорившим Азию. Под
четвертым царством одни разумеют царство Александра Македонского при его
наследниках (при Селевкидах и Лагах), а другие — Римское; последнее мнение
принято. Несправедливо думают те, которые говорят, что пророк хотел под
образом двух ног статуи представить два различных царства. Кроме того,
что обе ноги из одного металла, ясно говорится, что обе обозначают одно
царство — железное. В самом деле, Рим во времена республики был силен и
несокрушим, как железо. Вся Греция, Африка, Италия, Галлия, Испания были
под его игом. Никто не мог противиться ему, никто не избежал его власти.
Римская республика, сделавшись империей при Августе, сияла еще своей славой;
но при его преемниках, которые изображаются ногами частью железными, частью
скудельными, древнее мужество стало исчезать. После этого уже не подлежит
сомнению, что камень, который отторгся сам собою от горы, возрос в гору,
покрыл всю землю и разрушил статую, означает Мессию, царство Которого никогда
не будет разрушено, подчинит своей власти все царства земли и будет существовать
вечно. Это пророчество имеет связь с видением четырех животных, о котором
скажем после. В последний год своего царствования Навуходоносор опять видел
страшный сон. Ему представилось дерево необыкновенной величины, которое
украшено было листьями и плодами; все звери земные и птицы небесные питались
от него и находили убежище под его тенью. Вдруг, по гласу ангела, ветви
его были обрублены, и остался один только ствол с корнями, но и он был
окован цепями и пробыл в этом состоянии семь лет. Напрасно мудрецы вавилонские
пытались изъяснить это видение. Даниил, который был тогда начальником магов,
астрологов и гадателей, опять предстал перед царем. Лицо его было помрачено
унынием и горестью; царь старался ободрить своего мудрого советника. Пророк
сказал: «Царь! Ты будешь исключен из общества человеческого и в продолжение
семи лет будешь жить между животными, находиться под открытым небом и,
как вол, питаться травой. По скончании этого времени, когда ты узнаешь,
что Всемогущий держит в своей деснице и народы, и царей, получишь исцеление».
Пророк советовал царю загладить преступления милостью и добрыми делами.
Вскоре за предсказанием последовало и исполнение его (см. Навуходоносор).
К царствованию Евильмеродаха надобно отнести две истории о Виле и Драконе,
заключающиеся в 14-й главе книги пророка Даниила. Идол Вил, божество халдейское,
был в большом уважении в Вавилоне. Но почитание его обходилось довольно
дорого. В храме для него каждый день ставили двенадцать мер самой чистой
пшеничной муки, шесть больших чаш вина и сорок овец, и все это пропадало
в следующую ночь. Даниил как верный подданный счел необходимым открыть
обман жрецов, которых было при храме около ста человек. Пророк знал, что
жрецы подземным ходом приходят в храм и уносят с собой все. Поэтому, по
его совету, царь запечатал храм свой печатью, а Даниил посыпал пол храма
золой. На следующее утро Даниил, пришедши в храм вместе с царем, указал
на следы жрецов и их жен и детей, оставшиеся на полу храма. Царь, разгневанный
таким грубым обманом жрецов, осудил их на смерть, отдал идола Даниилу,
а храм повелел разрушить. Но не один Вил был предметом поклонения вавилонян.
Они питали огромного дракона, которому воздавали божеские почести. Приглашенный
царем поклониться этому божеству, Даниил обещал убить змея без оружия,
если позволит царь. Последний согласился. Тогда пророк сделал смесь из
смолы, волос и жира и дал ее змею, который в то же время издох. Такое публичное
неуважение к богам взволновало вавилонян: они с угрозами требовали, чтобы
царь повелел бросить иудея в ров, в котором воспитывались семь львов. Даниил
оставался семь дней между этими животными, а последним во все это время
не давали пищи. Бог не оставил своего верного раба: пророк Аввакум, восхищенный
ангелом из Иудеи, принес ему обед, приготовленный им для жнецов. Проникнутый
благодарностью, Даниил в пламенной молитве возблагодарил Всеблагого Бога,
не оставляющего своих верных рабов и посещающего их во время напастей.
По прошествии семи дней царь пришел ко рву пожалеть о Данииле. Каково же
было изумление его, когда он увидел человека Божия, сидящим между лютыми
зверями, совершенно невредимым. В негодовании он приказал бросить в ров
врагов пророка, которые тотчас были растерзаны. В первый год царствования
Валтасара, сына и преемника Евильмеродаха, Даниил видел во сне четырех
животных, выходивших из моря от четырех сторон света. Первый зверь похож
был на львицу; ему даны были крылья, которые скоро были оторваны; тогда
зверь встал на ноги подобно человеку, и дано ему было сердце человеческое.
Второй зверь был похож на медведицу; рот его был вооружен тройным рядом
зубов; ему говорили: «встань, ешь мяса много!» (Дан. 7:5).
Третий походил на леопарда; он имел четыре крыла и четыре головы, и
ему дана была власть. Наконец, явился четвертый, ужасный и страшный, совершенно
отличный от трех первых; он одарен был необыкновенной силой: зубы и когти
его были железные; этот зверь пожирал все, что ни попадалось ему, остатки
попирал ногами. Голова его имела десять рогов, из которых три упали пред
малым рогом, выросшим между ними; последний имел глаза, подобные человеческим,
и уста, произносившие гордые слова. Этот рог, сделавшись таким же большим,
как и другие, вступил в брань со святыми и одержал верх; тогда Ветхий днями
явился на огненном престоле, окруженный тьмами небесных сил, и правда восторжествовала.
Страшный зверь был убит; три другие зверя лишены власти, «и продолжение
жизни дано им только на время и на срок» (Дан. 7:12). Власть же дана Сыну
Человеческому, который будет царствовать над всеми народами, а царству
Его не будет конца. Ангел изъяснил устрашенному Даниилу это сновидение
следующим образом. Четыре животных означают четыре царства. Последнее из
них будет могущественнее прочих; оно распространится по всей земле, попрет
ее ногами и обратит в прах. Десять рогов означают десять царей; после них
восстанет еще царь, который изображается малым рогом; он восторжествует
над тремя царями, будет хулить Бога и презирать избранных, которые будут
отданы ему на время, два времени и полвремени. Но когда произойдет Суд,
власть от нечестивого царя будет отнята и святые будут царствовать во веки
веков. Предмет этого видения есть тот же, как и пророчество о статуе, состоявшей
из разных металлов. Большая часть толковников согласны, что под четырьмя
зверями надобно разуметь четыре царства: Ассирийское, Персидское, Греческое
и Римское. Различие состоит в том, что первое пророчество простирается
только до пришествия Мессии и основания христианства, а второе объемлет
собой все века. Оно указывает на новые государства, образовавшиеся на развалинах
Римской империи, и между ними на власть, враждебную Христу, которая будет
уничтожена в день Великого Суда. Толкователи отчасти несогласны, кого надобно
разуметь под четвертым зверем. Некоторые из учителей думают, что надобно
разуметь Антиоха Епифана, изображаемого малым рогом, и заключают, что это
животное означает наследников Александра Великого (Лагов в Египте и Селевкидов
в Сирии). Но вообще думают, что здесь надобно разуметь Римскую империю,
а под десятью рогами десять варварских царей, разделивших ее. Более всего
несогласны в том, кого надобно понимать под малым рогом. Одни разумеют
Веспасиана, другие — Домициана, третьи — Юлиана Богоотступника, некоторые
— Магомета, а большая часть — Антихриста. Другое видение имел Даниил в
третий год царствования Валтасара. Пророк находился в Сузах, в стране Еламской,
на берегах реки Улая. Ему явился овен, который, размахивая двумя рогами
на запад, север и юг и торжествуя везде, где не встретил сопротивления,
приобрел большую власть. Вдруг с необыкновенной быстротой прибежал козел
с одним рогом, сразился с овном, поверг его на землю и победил. После,
когда козел достигнул высшей степени силы, рог его сломился, а на месте
его выросли четыре других рога по четырем сторонам света. Один из этих
рогов был небольшой, но возрос до огромной величины, восстал против сил
неба, с которого свергнул много звезд, постоянно нападал на жертвы, осквернял
святилище, попирал истину и успевал во всех предприятиях. Тогда святые
воскликнули: «Доколе продолжится это насилие? Доколе силы неба и святилище
будут в унижении?» — и получили в ответ: «Через две тысячи триста дней
святилище очистится». Таково видение Даниила; вот и изъяснение, которое
дал ему ангел (Гавриил). Овен с двумя рогами означает царство мидян и персов;
козел — царя греческого — Александра, победившего Дария; четыре рога означают
четыре государства, образовавшиеся из обширной империи македонского завоевателя
(Сирия, Египет, Фракия и Македония); малый рог изображает царя нечестивого,
который утвердится на престоле более хитростью, нежели силой, и произведет
опустошения, воздвигнет брань со святыми и умертвит многих, но и сам будет
уничтожен без помощи руки человеческой (под ним разумеют Антиоха). Эти
два пророчества Данииловы исполнились отчасти при жизни самого пророка.
Развратные наследники Навуходоносора довели до падения свое царство. Мидяне,
соединившись с персами, под предводительством Кира, осадили Вавилон. Валтасар,
вместо того чтобы подумать о защите города, отправился на пир. Во время
оргии, сопровождавшейся кощунством над священными сосудами, вынесенными
Навуходоносором из храма Иерусалимского, вдруг невидимая рука написала
на стене слова: мене, мене, текел, упарсин. Удивленный этим необыкновенным
явлением, царь повелел волхвам изъяснить значение таинственных слов. Но
мудрецы вавилонские не могли ничего сделать; тоща по приглашению царицы-матери
предстал пред царем Даниил. Валтасар обещал осыпать его почестями и богатством,
если он изъяснит эти слова. Пророк отказался от даров и сказал: «Царь!
Бог возвеличил твоего отца Навуходоносора, облек его могуществом, славой
и честью. Но когда возгордилось его сердце, тогда Всемогущий лишил его
престола, славы и чести и изгнал из общества человеческого! Ты, сын его,
знал все это, но не смирился, кощунствовал, не прославил Бога истинного;
поэтому Правосудный измерил твое царство и положил ему конец (мене), ты
взвешен на весах и найден очень легким (текел), разделено царство твое
и дано мидянам и персам (упарсин)». Несмотря на такой страшный приговор,
Даниил получил все, что было обещано. Его облекли в порфиру, повесили на
шею ему золотую цепь и посадили на третьем месте после царя. Между тем
пророчество исполнялось со страшной быстротой. В ту же ночь персы, при
невероятных усилиях, отвели русло Евфрата, вторглись в Вавилон, осадили
дворец и убили царя со всеми окружавшими его. Киру наследовал дядя его,
Дарий, или Киаксар, как говорит Ксенофонт; он присоединил Ассирию к царству
Персидскому. Даниил остался верен новому своему повелителю, последовал
за ним в Сузы, где и был назначен одним из правителей: его надзору поручено
было 120 областей. Но сатрапы стали завидовать такому быстрому возвышению
иностранца и искали случая обвинить его перед царем. Враги пророка советовали
царю издать указ, которым бы запрещалось всем подданным приносить молитву
кому-нибудь, кроме царя. Они знали, что Даниил преступит это повеление.
Пророк имел обыкновение всякий день в своей комнате молиться своему Богу,
преклонять колена, повергаться на землю, обращаясь лицом в ту сторону,
где находился святой град. Дарию тотчас донесли, что Даниил преступил его
волю и поэтому должен быть брошен в львиный ров. Это обстоятельство огорчило
царя; он перестал принимать пишу, лишился сна и делал все, чтобы спасти
Даниила, которого весьма любил; но уже нельзя было отменить приговор. Итак,
пророка бросили в ров ко львам, и вход в него запечатали царской печатью.
В следующий день, утром, царь приблизился ко рву и стал звать пророка голосом,
прерывающимся от печали: «Даниил, раб Всемогущего, мог ли твой Бог избавить
тебя от челюстей львов?» Пророк отвечал: «Царь, живи вечно! Бог, которому
я служу, послал ангела, укротившего ярость зверей». Царь с радостью вывел
из рва раба Божия и повелел бросить туда обвинителей, которые тотчас были
растерзаны, и издал указ, чтобы все почитали Бога Даниилова. После этого
пророк был в большом уважении и при дворе Дария. В первый год царствования
Кира Бог открыл Даниилу в удивительно точных выражениях время пришествия
Иисуса Христа и обстоятельства Его смерти. Во время молитвы, в которой
пророк оплакивал грехи свои и своего народа и молил милосердного Бога сжалиться
над несчастьями избранного народа, вдруг явился ему ангел и сказал: «В
начале моления твоего вышло слово, и я пришел возвестить его тебе, ибо
ты муж желаний; итак вникни в слово и уразумей видение. Семьдесят седмин
определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было
преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена
была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый
святых. Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении
Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится
народ и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена. И по истечении
шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город
и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его
будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения» (Дан. 9:23—26).
В продолжение плена, особенно в конце плена, Даниил по порядку видел в
разные времена и под разными символами судьбу четырех царств, под владычеством
которых должны были находиться израильтяне. Все эти царства обозначены
отличительными их характерами. По порядку хронологическому на первом плане
стоит империя Александра Великого. За ним следует новое государство, гораздо
меньшее и ослабленное разделением. Между царями этого государства ясно
обозначены в пророчестве четыре: Антипатр, Птоломей, Селевк и Антигон;
пророк видел войны, коварства, непрочные союзы, гордость и честолюбие царей
сирийских, гордость и разврат Антиоха Епифана — страшного врага народа
Божия, кратковременность его царствования и небесную казнь, поразившую
его. Наконец пророк видел, как бы между этими царями, начало царства Сына
Человеческого; это царство, по учению отцов и учителей церкви, есть царство
Иисуса Христа; оно называется еще царством святых Божиих. Все народы войдут
в состав этого великого, мирного царства и будут вечно наслаждаться им.
Бог явно показал Даниилу, что этот Сын Человеческий исполнит дело, предназначенное
Ему, то есть искупит род человеческий. В то время когда пророк размышлял
о плене вавилонском и семидесяти годах, определенных судом Божиим, когда
он молился об освобождении своих соотечественников, ему вдруг открываются
величайшие тайны. Пророк видит другое число лет и другое освобождение,
гораздо важнейшее прежнего. Вместо семидесяти лет, предназначенных Иеремиею,
пророк видит семьдесят седмин, начиная от указа, данного Артаксерксом Долгоруким
о возобновлении храма в двадцатый год его царствования. В конце этих седмин
«покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония,
и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк,
и помазан был Святый святых». В конце шестидесяти девяти седмин Христос
явится учителям Закона и умрет позорной смертью, принося себя в жертву
для исполнения намерений Божиих. Для этого назначена одна, последняя седмина,
во время которой союз с Богом будет восстановлен, жертвы и жертвоприношения
уничтожатся. После сего пророк видит ужас и волнение, мерзость запустения
ю храме, уничтожение политической самостоятельности народа как последнее
наказание неблагодарного. Эти седмины, обращенные в года, сообразно с употреблением
в Священном Писании, взятые от второго года царствования Ар-тарксеркса
до последней седмины, исполненной таинств, во время которой Христос был
принесен в жертву и своей смертью упразднил преобразовательные жертвы законные,
составляют 490 лет. Ученые прибегают к различным способам, стараясь верно
определить число лет. Это вычисление просто и незапутанно. Оно не только
не затемняет историю персидских царей, но еще более проясняет ее. Различие
может состоять только в нескольких годах, которые по отношению к числу
490 весьма незначительны. Поэтому и споры не имеют пользы, тем более что
Богу угодно было разрешить недоумение самым ясным и разительным образом.
Остается указать только на одно обстоятельство. Пророк Даниил открыл нам
новую тайну. Иаков, возвещая падение политической самостоятельности своего
потомства, не сказал, что причиной этого будет смерть ожидаемого народами
Искупителя; но Даниил явно говорит, что уничтожение царства Иудейского
будет следствием смерти Христа и неблагодарности к Нему избранного народа.
Вот славное пророчество о семидесяти седминах. Оно дано было тогда, когда
пророчество Иеремии о семидесятилетнем плене приближалось к концу. Кир,
совершенно утвердившись в Вавилоне, обратил внимание на пленных иудеев.
Он призвал к себе Даниила и с удивлением спрашивал его об их религии, обычаях
и происхождении. Пророк сказал ему, что иудеи были пленены вследствие нарушения
союза с Богом; но в то же время прибавил, что время их освобождения приблизилось
и освободителем их будет Кир. Пророк, чтобы убедить царя, показал ему пророчество
Исайи, в котором он назван по имени почти за 200 лет до своего рождения.
Знаменитый завоеватель, благоговея перед путями Промысла, чувствуя на себе
руку Божию, в первый год своего царствования издал указ, которым позволялось
иудеям возвратиться в свое отечество, восстановить Иерусалим и храм, и
вместе с тем повелевалось возвратить им золотые и серебряные сосуды, взятые
Навуходоносором из Иерусалимского храма. В третий год царствования Кира
пророк имел видение на берегах Тифа. Ему предстал ангел в образе человека;
от его голоса, который походил на голоса множества людей, устрашенные спутники
Даниила обратились в бегство; сам пророк пал от ужаса на землю. Ангел ободрил
его и сказал, что молитвы его услышаны, что он послан к нему возвестить
тайну, что ему противился князь царства Персидского в продолжение 21 дня,
доколе Михаил, первый из князей небесных, не пришел к нему на помощь. Потом
ангел рассказал преемство царей персидских, царствование Александра, падение
и разделение его государства, вражду египетских и сирийских царей, наконец,
изобразил перед ним мрачную картину царствования неумолимого врага иудеев
Антиоха Епифана с такой обстоятельностью, ясностью и отчетливостью, что
многие полагали, что это пророчество было написано после событий. Обратим
особенное внимание на пророчество о пришествии Антихриста, о кончине мира,
будущем воскресении мертвых и вечной славе святых. «И восстанет в то время
Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время
тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени;
но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными
в книге. И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной,
другие на вечное поругание и посрамление. И разумные будут сиять, как светила
на тверди, и обратившие многих к правде — как звезды, вовеки, навсегда.
А ты, Даниил, сокрой слова сии и запечатай книгу сию до последнего времени;
многие прочитают ее, и умножится ведение» (Дан. 12:1—4). После пророк увидел
двух ангелов, из которых один спросил: «Доколе будет продолжаться это страшное
гонение, о котором другой рассказывал», а второй отвечал: «Оно продолжится
время, два времени и полвремени (это же число указано и в Откровении, 11:2),
пока не исполнится число святых». Даниил спросил, что будет после. Ангел
отвечал, что многие будут избраны, очищены и испытаны огнем; что нечестивые
пойдут по своему пути, но наученные образумятся. Это продолжится 1290 дней;
счастлив тот, кто доживет до 1290-го дня! Это было последнее видение Даниила.
Надобно думать, что вскоре пророк умер; ему было уже 83 года, если предположить,
что он уведен в плен на десятом году от рождения. О смерти его ничего не
известно. Лже-Епифаний утверждает, что пророк умер в Вавилоне; ему следует
Бенжамен де Тюдель, который говорит, что в Хузистане, называвшемся прежде
Сузами, ему показывали гробницу Даниила. Другие думают, что пророк возвратился
в Иудею с Ездрою и здесь умер. Иосиф Флавий говорит, что в его время существовала
еще в Екбатане башня, будто бы построенная Даниилом, впоследствии служившая
для погребения царей персидских и мидийских, в которой были погребены останки
великого пророка. Предание, сохранившееся в церкви, говорит, что Даниил
обезглавлен Камбизом. Мудрость пророка Даниила вошла почти в пословицу
даже при жизни его: «Ты мудр, как Даниил», — говорит Иезекииль в насмешку
царю Тирскому (Иез. 28:3). Тот же пророк в другом месте говорит, что только
три человека, Ной, Иов и Даниил, находясь в стране, обреченной на истребление,
спасутся правдой своей (Иез. 14:13—14). Иосиф Флавий говорит, что Бог исполнил
благодатью и возвел на верх славы величайшего из пророков, который при
жизни снискал любовь царей и уважение народа, а по смерти бессмертную славу.
Потом прибавляет: «Книги, написанные им, и теперь находятся у нас, и мы
бережем их, как драгоценный залог, данный Богом; ибо Даниил предсказал
не только пришествие Бога, подобно другим пророкам, но и «яко обозначил
время исполнения своего пророчества». Другие пророки говорят только о предметах
печальных и страшных и навлекают на себя гнев царей и ненависть народа;
Даниил, напротив, почти всегда предсказывал счастье и заслужил, с одной
стороны, любовь, а с другой — доверие народа, потому что пророчества его
исполнились. Но уже одно то, что этот пророк, находясь при дворе вавилонском,
был одним из главных министров трех царей, доказывает лучше всего его мудрость.
Среди переворотов и перемен, потрясавших престол, Даниил, несмотря на ревность
к своей религии, сохранил свое достоинство. Сколько нужно было мудрости,
чтобы сохранить добродетель незапятнанной при деспотическом развращенном
дворе! Находясь на верху почестей и славы, пророк не забывал своего отечества,
как видно из ходатайства его перед Киром об освобождении иудеев из плена.
Пророчества Даниила осязательно ясны. Блаженный Иероним в предисловии к
его книге говорит, что никто не говорил так ясно об Иисусе Христе, как
Даниил. Не менее ясны его пророчества о царях; нет здесь ни символов, ни
загадок, все просто, и смысл везде почти буквальный. На этом основании
ученые иудеи отказывают ему в названии пророка. Причиной полагают: 1) то,
что пророк жил вне Иудеи; 2) что Даниил жил в величии, что, следовательно,
образ жизни его не благоприятствовал самоуглублению и созерцанию; 3) что
Даниил был евнух, а во Второзаконии сказано, что евнух не может быть служителем
Божиим. Впрочем, Абен-Ездра и другие раввины думают, что пророк не был
евнухом, и считают его книгу достойной уважения, хотя и не причисляют к
каноническим. О каноническом достоинстве книги пророка Даниила свидетельствует
Сам Иисус Христос, когда, говоря о разрушении храма, прибавляет: «Итак,
когда увидите мерзость запустения, рененную через пророка Даниила, стоящую
на святом месте» (Мф. 24:15). Более этого свидетельства нам и не нужно.
Вообще все христиане и большая часть иудеев признают книгу пророка Даниила
канонической. Древние приписывали Даниилу изобретение гомантии, или гадания
по кривым линиям (Remb.). Слог пророка Даниила оригинален, но исполнен
фигурами. Память св. пророка Даниила празднуется церковью 17 декабря.