БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ  СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов
АЗАРИЯ IV, или САРЕЯ I, или ИОАКИМ II

АЗАРИЯ IV, или САРЕЯ I, или ИОАКИМ II

АЗАРИЯ IV, или САРЕЯ I, или ИОАКИМ II (ок. 602 г. до Р. X.), двадцать седьмой первосвященник иудейский, сын и преемник Хелкии II, упоминается в книгах первой Пара-липоменон (1 Пар. 6:13) и первой Ездры (Езд. 7:1). Иудейская летопись относит его первосвященническое служение к царствованию Иоакима и Седекии. Он составляет, кажется, одно лицо с Иоакимом, сыном Хелкии, о котором говорится в книге пророка Варуха и который проходил первосвященническое служение в пятый год царствования Седекии (Вар. 1:7). Иосиф Флавий не упоминает о нем. Также вероятно, он составляет одно лицо с Азариею, сыном Хелкии, упоминаемым в первой книге Паралипоменон (гл. 9), а этот Азария, сын Хелкии составляет одно лицо с Сераией, сыном Хелкии, упоминаемым в книге Неемии (11:11). Правда, что в тексте девятой главы первой книги Паралипоменон читаем: «А из священников: Иедаия, Иоиарив, Иахин, и Азария, сын Хелкии, сын Мешуллама, сын Садока, сын Мераиофа, сын Ахитува, начальствующий в доме Божием» (10—11), что заставило думать, будто Азария был современником Иедаии, Иоиарива и Иахина, и начальник дома Божия после плена, следовательно, отличен от Азария, первосвященника до пленения. Но в книге Неемии читаем: «Из священников: Иедаия, сын Иоиарива, Иахин, Сераия, сын Хелкии, сын Мешумама, сын Садока, сын Мераиофа, сын Ахшпува, начальствующий в доме Божием» (11:10—11), откуда видно что не Иедаия и Иоиарив, но Иедаия, сын Иоиарива, возвратился из плена, и надобно предполагать, что вместо Иедаия, и Иоиарив, и Иахин, и Азария, сын Хелкии, и пр., должно читать: Иедаия, сын Иоиарива, сын Иахина, сын Азарии, сын Хелкии, и пр., начальствующий в доме Божием, то есть что этот Иедаия был начальник дома Божия после падения и правнук первосвященника Азарии, жившего до пленения. Действительно, из того же места видно, что Иедаия долженствовал быть современником Иисуса, сына Иоседекова, первосвященника, жившего после возвращения из плена, а последний также был правнук первосвященника Азарии, жившего до пленения. Таким образом, надобно предполагать, что Азария IV имел двух сыновей, из которых один был Сераия, отец Иоседека и дед первосвященника Иисуса, а другой Иахин, отец Иоиарива и дед Иедаия, начальника дома Божия после возвращения из плена (см. Хелкия II). Первосвященство его не отмечено в Священном Писании никакой особенной чертою.