БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ  СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов
АЗАРИЯ III, или АМАРИЯ II

АЗАРИЯ III, или АМАРИЯ II

АЗАРИЯ III, или АМАРИЯ II (ок. 790 г. до Р. X.), двадцатый первосвященник, сын и преемник Седекии (по летописи иудейской), или Судей (по Иосифу Флавию). Летопись иудейская называет его Иоилем, а Иосиф Флавий Иулием. По родословным видно, что он назывался еще Амарию, как говорится в первой книге Паралипоменон (1 Пар. 6:11) и первой книге Ездры (Езд. 7:3). Его первосвященство замечательно по тем знаменитым событиям, которые Господь благоволил произвести, чтобы напомнить народу своему о своих благодеяниях, о правде и об уважении служителей алтаря. Бог, видимо, покровительствовал Осии во всех его предприятиях. Его победы и блеск завоеваний покрыли надолго славою его имя. Но блестящее его положение возбудило в нем гордость и тщеславие. Царю иудейскому в это время недоставало советов мудрого Захарии, в которых он теперь имел нужду более, нежели когда-нибудь; пред лицом всего народа, слепо повинующегося его воле, он забыл, что и царь должен, как самый последний из его подданных, повиноваться Господу, что и для него существуют законы и что нарушение их покрывает его тем большим позором, чем славнее его имя. Вошедши однажды в храм Господа, Осия перешел преграду, отделяющую места верных от места священников, взял кадильницу и решился воскурить фимиам пред Господом. Азария, свидетель такого дерзкого поступка, совершенного пред лицом собравшегося народа и 80 священников, громко высказавших свое неудовольствие, без боязни приступил и сказал царю, что царь, кто бы он ни был, не имеет права воскурять фимиам пред лицом Господа, что это право принадлежит исключительно сынам Аарона, что, несмотря на свое царское достоинство, он не священник, не первосвященник. «Итак, — прибавил он, — «выйди из святилища, ибо ты поступил беззаконно, и не [будет] тебе это в честь у Господа Бога» (2 Пар. 26:18). Смелость этих слов, показавшаяся оскорбительною для монарха, и притом ложный стыд унизиться, уступив такому настоянию, заставили Осию упорствовать, а намерение священников отнять кадильницу возбудило в нем сильный гнев. Во время такого неслыханного в израильской истории беспорядка рука Господня, видимо, поразила преступного царя и тем положила конец соблазну. В храме, в том самом месте, где совершено преступление, у подножия алтаря кадильного, царь поражен был страшною проказою. И это наказание совершилось вдруг пред лицом первосвященника и священников. Осия, почувствовав страшную болезнь, поразившую его, тотчас вышел из храма и тем показал, что он сознает и справедливость наказания и то, как было велико его преступление.