БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ  СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов
АВВАКУМ

АВВАКУМ

АВВАКУМ , восьмой из пророков меньших по порядку священных книг. Положительно ничего не известно ни о его отечестве, ни о времени, в которое он жил. Лже-Епифаний рассказывает, что он происходил из колена Симеонова, из селения Вифсахар, и сообщает о нем многие подробности; но свидетельству его, как позднего писателя, не надобно вполне доверять. Епифаний говорит, что Аввакум, видя Навуходоносора, приближающегося к Иерусалиму, и зная, что этот город не может сопротивляться столь многочисленному войску, бежал в Астракину в Аравию. Когда Навуходоносор, разрушив святой город, оставил Иудею, Аввакум возвратился в свое отечество и занялся возделыванием земли. Однажды, когда пророк нес пищу своим жнецам, вдруг был перенесен в Вавилон с пищей, которая послужила в пользу Даниила, брошенного в львиный ров. Аввакум был перенесен обратно в Иудею точно так же, как и в Вавилон. Он умер за два года до возвращения иудеев из плена. Ему приписывали разные пророчества, которых нет в его книге, например: пророчества о возвращении иудеев из плена и о разрушении Сиона народом, пришедшим с запада (римлянами). Ему приписывали еще Историю о Сусанне, Лиле и Драконе и Историю его чудесного путешествия в Вавилон, — впрочем, все это так неосновательно, что мы не беремся даже опровергать. Не останавливаясь более на этих апокрифических и сомнительных мнениях, поищем лучше в самих пророчествах его указания на его жизнь и на время, в которое он жил. Пророк жалуется сначала в живых и горьких выражениях на беспорядки и несправедливости, происходившие в царстве Иудейском: как Давид в одном из своих псалмов, он глубоко потрясен при виде благоденствия нечестивых, — но Бог открывает ему, что страшно накажет за забвение Своего закона наведением на Иудею вавилонян. Эти подробности, кажется, ясно показывают, что Аввакум пророчествовал до первого нашествия Навуходоносора на Палестину и исполнял свое призвание около второго или третьего года царствования Иоакима — царя иудейского, — что согласно с мнением тех, которые почитают его современником Иеремии, Пророк, упрекнув потомков Иакова в пороках, которыми они осквернили себя, возвещает им, что Бог наведет на них халдеев, народ «жестокий и необузданный», у которого «быстрее барсов кони его и прытче вечерних волков; скачет в разные стороны конница его; издалека приходят всадники его, прилетают как орел, бросающийся на добычу» (Авв. 1:6, 8). Его царь восторжествует над царями и тиранами. Пророк огорчается таким благоденствием нечестивого царя, варварством, с каким он будет поступать со всеми покоренными народами, и нечестием, по которому будет поклоняться дереву, камням и почитать себя виновником всех своих побед. В это время Бог открывает ему будущую участь Навуходоносора: «Надменный человек, как бродящее вино, не успокаивается, так что расширяет душу свою как ад, и как смерть он ненасытен, и собирает к себе все народы, и захватывает себе все племена» (Авв. 2:5). Он будет предан на посмеяние народов и сделается сам добычей покоренных им. Иоакиму, которого несправедливость и насилие были предметом скорби и огорчения, пророк объявляет, что его надежды рушатся: «Камни из стен возопиют и перекладины из дерева будут отвечать им» (Авв. 2:11). Потом Аввакум говорит о князе, создавшем свой город в крови и насилии; это Ифовал, царь Тирский, которого пророк означает таким образом: «Народы трудятся для огня и племена мучат себя напрасно» (Авв. 2:13). Далее пророк угрожает четвертому царю, обвиняя его: «подаешь ближнему твоему питье с примесью злобы твоей и делаешь его пьяным, чтобы видеть срамоту его» (Авв. 2:15); очевидно, что это пророчество относится к царю египетскому, который своею хитростью и честолюбием подвигнул Седекию против Навуходоносора и навлек войну на Иудею. «Ты пресытился стыдом вместо славы; пей же и ты и показывай срамоту, — обратится и к тебе чаша десницы Господней и посрамление на славу твою» (Авв. 2:16). Аввакум предсказывает потом рушение идолов, между тем как Господь будет обитать в Своем храме и земля будет наслаждаться покоем. Исполненный этих высоких мыслей, он составил хвалебную песнь, в которой молит Бога об освобождении в то время, когда Ему будет угодно. Эта песнь написана чистым, высоким слогом, исполненным разительных изображений. Пророк вспоминает здесь в пламенных выражениях о чудесах, произведенных для израильтян, и признается, что один рассказ об этих чудесах удивляет и приводит его в трепет. Он надеется, что Господь позволит посетить в ссылке своих братьев, что Он спасет его от жестокости халдеев и даст легкость дикой козы, чтобы избегнуть их преследований. Это и случилось. Он бежал от победителей и возвратился в свое отечество, в то время когда грабители покинули Иудею. Он был перенесен, как мы уже видели, ангелом в Вавилон в ров львиный, куда был ввергнут Даниил. По возвращении в Иудею Аввакум занялся земледелием и умер, как думают, за два года до возвращения израильтян из плена. Гробницу этого пророка показывали в Киле, близ Елевтерополя; Созомен рассказывает, что здесь было найдено и тело его в царствование Феодосия Старшего. В то время, когда христиане оспаривали у сарацин владение Гробом Христовым, в Иерусалимской епархии основалось аббатство Премонстранского ордена, которое считало покровителем своим пророка Аввакума.