БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов
АВВАКУМ
АВВАКУМ , восьмой из пророков меньших по порядку священных книг.
Положительно ничего не известно ни о его отечестве, ни о времени, в которое
он жил. Лже-Епифаний рассказывает, что он происходил из колена Симеонова,
из селения Вифсахар, и сообщает о нем многие подробности; но свидетельству
его, как позднего писателя, не надобно вполне доверять. Епифаний говорит,
что Аввакум, видя Навуходоносора, приближающегося к Иерусалиму, и зная,
что этот город не может сопротивляться столь многочисленному войску, бежал
в Астракину в Аравию. Когда Навуходоносор, разрушив святой город, оставил
Иудею, Аввакум возвратился в свое отечество и занялся возделыванием земли.
Однажды, когда пророк нес пищу своим жнецам, вдруг был перенесен в Вавилон
с пищей, которая послужила в пользу Даниила, брошенного в львиный ров.
Аввакум был перенесен обратно в Иудею точно так же, как и в Вавилон. Он
умер за два года до возвращения иудеев из плена. Ему приписывали разные
пророчества, которых нет в его книге, например: пророчества о возвращении
иудеев из плена и о разрушении Сиона народом, пришедшим с запада (римлянами).
Ему приписывали еще Историю о Сусанне, Лиле и Драконе и Историю его чудесного
путешествия в Вавилон, — впрочем, все это так неосновательно, что мы не
беремся даже опровергать. Не останавливаясь более на этих апокрифических
и сомнительных мнениях, поищем лучше в самих пророчествах его указания
на его жизнь и на время, в которое он жил. Пророк жалуется сначала в живых
и горьких выражениях на беспорядки и несправедливости, происходившие в
царстве Иудейском: как Давид в одном из своих псалмов, он глубоко потрясен
при виде благоденствия нечестивых, — но Бог открывает ему, что страшно
накажет за забвение Своего закона наведением на Иудею вавилонян. Эти подробности,
кажется, ясно показывают, что Аввакум пророчествовал до первого нашествия
Навуходоносора на Палестину и исполнял свое призвание около второго или
третьего года царствования Иоакима — царя иудейского, — что согласно с
мнением тех, которые почитают его современником Иеремии, Пророк, упрекнув
потомков Иакова в пороках, которыми они осквернили себя, возвещает им,
что Бог наведет на них халдеев, народ «жестокий и необузданный», у которого
«быстрее барсов кони его и прытче вечерних волков; скачет в разные стороны
конница его; издалека приходят всадники его, прилетают как орел, бросающийся
на добычу» (Авв. 1:6, 8). Его царь восторжествует над царями и тиранами.
Пророк огорчается таким благоденствием нечестивого царя, варварством, с
каким он будет поступать со всеми покоренными народами, и нечестием, по
которому будет поклоняться дереву, камням и почитать себя виновником всех
своих побед. В это время Бог открывает ему будущую участь Навуходоносора:
«Надменный человек, как бродящее вино, не успокаивается, так что расширяет
душу свою как ад, и как смерть он ненасытен, и собирает к себе все народы,
и захватывает себе все племена» (Авв. 2:5). Он будет предан на посмеяние
народов и сделается сам добычей покоренных им. Иоакиму, которого несправедливость
и насилие были предметом скорби и огорчения, пророк объявляет, что его
надежды рушатся: «Камни из стен возопиют и перекладины из дерева будут
отвечать им» (Авв. 2:11). Потом Аввакум говорит о князе, создавшем свой
город в крови и насилии; это Ифовал, царь Тирский, которого пророк означает
таким образом: «Народы трудятся для огня и племена мучат себя напрасно»
(Авв. 2:13). Далее пророк угрожает четвертому царю, обвиняя его: «подаешь
ближнему твоему питье с примесью злобы твоей и делаешь его пьяным, чтобы
видеть срамоту его» (Авв. 2:15); очевидно, что это пророчество относится
к царю египетскому, который своею хитростью и честолюбием подвигнул Седекию
против Навуходоносора и навлек войну на Иудею. «Ты пресытился стыдом вместо
славы; пей же и ты и показывай срамоту, — обратится и к тебе чаша десницы
Господней и посрамление на славу твою» (Авв. 2:16). Аввакум предсказывает
потом рушение идолов, между тем как Господь будет обитать в Своем храме
и земля будет наслаждаться покоем. Исполненный этих высоких мыслей, он
составил хвалебную песнь, в которой молит Бога об освобождении в то время,
когда Ему будет угодно. Эта песнь написана чистым, высоким слогом, исполненным
разительных изображений. Пророк вспоминает здесь в пламенных выражениях
о чудесах, произведенных для израильтян, и признается, что один рассказ
об этих чудесах удивляет и приводит его в трепет. Он надеется, что Господь
позволит посетить в ссылке своих братьев, что Он спасет его от жестокости
халдеев и даст легкость дикой козы, чтобы избегнуть их преследований. Это
и случилось. Он бежал от победителей и возвратился в свое отечество, в
то время когда грабители покинули Иудею. Он был перенесен, как мы уже видели,
ангелом в Вавилон в ров львиный, куда был ввергнут Даниил. По возвращении
в Иудею Аввакум занялся земледелием и умер, как думают, за два года до
возвращения израильтян из плена. Гробницу этого пророка показывали в Киле,
близ Елевтерополя; Созомен рассказывает, что здесь было найдено и тело
его в царствование Феодосия Старшего. В то время, когда христиане оспаривали
у сарацин владение Гробом Христовым, в Иерусалимской епархии основалось
аббатство Премонстранского ордена, которое считало покровителем своим пророка
Аввакума.