БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ  СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов
АВИМЕЛЕХОМ

АВИМЕЛЕХОМ

АВИМЕЛЕХОМ (1040 г. до Р. X.), по имени его отца, десятый первосвященник иудейский; он спасся, против всякого ожидания, от убийства Саулова, в котором погибли священники Номвы (см. Ахимелех). Избежав смерти, Авиафар, разумеется, должен был пристать к стороне Давида и от него ожидать себе защиты. Но сын Иессея находился сам тогда в стесненном положении; его преследовал страшный гнев Саула. Поэтому-то Давид и не мог дать Авиафару ничего, кроме убежища между своими спутниками, да и это благодеяние не могло считаться надежным по тогдашним обстоятельствам нового помазанника Божия. Несмотря на это, Авиафар, будучи убежден, что проклятие неба поразит убийцу левитов, благословение же Божие всегда будет сопутствовать своему избраннику, не колебался возложить на Давида свою надежду, которую последствия не замедлили оправдать. Давид принял сына Авимелехова с радостью. Ему приятно было видеть между своими подданными человека, который по закону должен быть первосвященником. Посему он не колебался возложить на него первосвященство, которое тот наследовал от своего отца. Между тем и Саул, со своей стороны, без сомнения, для того, чтобы довершить свою месть за мнимую неверность Авимелеха, так бесчеловечно умерщвленного им, возложил ту же должность на Садока. Обычай избирать двух первосвященников, которые попеременно каждый год отправляли свое служение, утвердился еще прежде; и так избрание Авиафара с одной стороны и Садока с другой не было бы в строгом смысле противно закону, если бы до самой смерти Саула эти два первосвященника не отправляли вместе своего служения, один в стране Сауловой, другой в Давидовой. Но предсказание, данное Илию, что первосвященство отнимется от его потомства, должно было исполниться буквально, и Садок, без сомнения, был избран Господом для его исполнения (см. Садок). Авиафар, приверженный своему благодетелю, был призван для совершения в третий раз помазания Давида на царство, когда после смерти Саула захотели торжественно совершить этот обряд в Хевроне. С сего времени Садок, присоединившись к Давиду, разделял с Авиафаром первосвященническое служение и исполнял его по древнему обычаю попеременно каждый год. Это время, весьма важное в жизни царя-пророка, было временем, когда, не принуждая своих подданных сражаться друг с другом и не давая взбунтовавшемуся Авессалому возможности отцеубийства, он считал себя обязанным удалиться и показать через то, что с покорностью повергается под карающую руку Провидения, которого его сын был только орудие. Он принял с чувством филистимлян, уроженцев гефских, которые присоединились к его войску, и едва успел выразить им свое удивление и признательность, как увидел приближавшихся левитов под предводительством Садока, несших с собой Ковчег Завета; между тем как Авиафар, облаченный в ефуд, как очередной первосвященник, вел с собою народ, который весь отправился на берега потока Кедрского. Давид был сильно тронут таким поступком народа и первосвященников; уважая святыню, которую первосвященники считали себя обязанными вынести из скинии в это критическое время, он не позволил подвергать ее, как во времена Илия, осквернению если не от иноплеменников, то по крайней мере от своих взбунтовавшихся подданных, приказал левитам возвратить Ковчег Завета в Иерусалим, прося Ахимааса и Ионафана, сыновей первосвященников, уведомлять о всем, что может относиться к его делу. Послушные воле монарха, левиты предприняли обратный путь в город, где их молитвы возвысились за помазанника Божия и откуда они могли, не возбуждая подозрений, уведомлять о принятых решениях и об угрожавших ему опасностях. Таким образом, вскоре после собрания совета, на котором Хусия, одержав верх над изменником Ахитофелом, получил отсрочку исполнению плана, состоявшего в немедленном нападении на Давида, Ахимаас и Ионафан поспешили к царю, чтобы посоветовать ему перейти немедленно Иордан. По разительно ясному покровительству неба, показанному еще их отцам, подозрение не постигло их, они бежали в Ваурим, скрываясь в колодезе от посланцев Авессалома. Давид последовал этому совету, и победа увенчала помазанника Божия. Давид, видя, что после смерти возмутителя колено Иудино, к которому он принадлежал как по своей любви, и по рождению, так долго не присылает ему свидетельства в верности, обратился к первосвященникам, благоразумие которых уже было известно, и через их посредство получил от этого колена залог покорности и послов для удостоверения царя. Если бы менее была известна нетвердость характера большей части людей, то нельзя было бы предположить, чтобы первосвященник, так много обязанный Давиду, вздумал когда-либо изменить ему и нарушить клятву, которую он дал, Однако ж это случилось; не должно ли смотреть на примеры измен, подлостей, несдержанных обещаний, страшной неблагодарности как на уроки, назначенные Провидением для назидания народов и, по несчастию, слишком мало известные или вовсе непонятые? Давид назначил Соломона своим преемником; но Адония, его первенец, утверждал, что он имеет большие права на престол, и не поколебался провозгласить себя царем. Без сомнения, в таких обстоятельствах обязанностью первосвященника, которому эти домогательства были известны, было объявить о них царю и ожидать его повелений; но низкая ли зависть воодушевляла Авиафара против Садока, его брата по достоинству, товарища по доверенности царю, или честолюбие управляло его поведением, только он пристал к стороне возмутившегося сына. В то время, когда Давид, удерживаемый в постели крайнею слабостью, не мог показаться пред народом, он отправился с Иоавом, дворцовыми стражами и левитами на свидание с Адониею, который, будто бы для жертвоприношения и праздника, созвал их сюда с прочими сыновьями Давида, исключая Соломона, и здесь Авиафар провозгласил нового царя. Столь явная измена требовала примерного наказания, между тем Соломон, без сомнения, по настоянию отца, ограничился объявлением первосвященнику своего неудовольствия и неблаговоления. Только уже после смерти Давида упорство Авиафара, по-прежнему приверженного Адонии, показалось заслуживающим более строгого наказания. В самом деле, Соломон не мог сомневаться, что по его совету Адония требовал в супруги Ависагу, сунамитянку, ту молодую девицу, которая была избрана для согревания ослабевших членов состарившегося Давида. Поэтому, когда меч Ваней совершал справедливый суд над сыном Давида, Соломон призвал Авиафара и строго упрекал его в неблагодарности и измене, потом прибавил: «Может быть, я должен был бы осудить тебя на смерть и таким образом наказать за измену; но я помню, что ты носил Ковчег Господень пред моим отцом, которому ты сопутствовал во всех опасностях, итак, ступай, удались в Анафоф и не являйся никогда ни в Иерусалиме, ни при дворе». Так исполнилось предсказание, данное Илию, и колено Елеазара одно с сего времени имело право на первосвященническое достоинство, которое после не было ни передаваемо в другую фамилию, ни разделяемо между двумя первосвященниками, исключая последние времена царства Иудейского.