БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов
АВИМЕЛЕХ (3)
АВИМЕЛЕХ (3) , побочный сын Гедеона, честолюбивый и жестокий тиран,
которого Бог употребил орудием для наказания израильтян, впавших в нечестие
после смерти Гедеона. Не успел еще этот великий человек закрыть глаза,
как неверный народ возвратился к своему привычному неповиновению, предался
снова поклонению Ваалу и показал самую черную неблагодарность к семейству
Гедеона, который освободил их от врагов. Авимелех, побочный сын Гедеона,
имевший жену из Сихема, захотел наследовать власть отца. Предвидя, что
намерение встретит препятствие, он старался сначала снискать себе приверженцев
в городе Сихеме, где родственники его жены имели большой вес. Действительно,
посредством их он приобрел любовь жителей этого города и получил семьдесят
сиклей серебра (около 30 р. серебром) из общественной казны. С этой суммой
Авимелех набрал себе шайку бродяг и отправился с ними в Ефру, в дом своего
отца. Здесь находились его семьдесят братьев, законных сыновей Гедеона.
Авимелех захватил их и обезглавил на одном камне, исключая Иоафана, самого
младшего, который успел спастись бегством. Когда сихемляне и жители города
Мелло собрались под дубом Сихемским, где обыкновенно происходили общественные
собрания, для избрания царем Авимелеха, Иоафан, зная об этом собрании,
вышел из своего убежища и предстал пред собранием на горе Гаризин. Здесь,
стоя пред народом, он громким голосом произнес следующий аполог: «Однажды
деревья собрались, чтобы избрать себе царя, и сказали маслине: будь нашим
царем! Маслина отвечала: могу ли я оставить мой сок и мое масло, которые
употребляются в храме Божием и в домах человеческих, чтобы стать выше деревьев?
Деревья обратились к смокве: иди царствуй над нами! Смоква отвечала: могу
ли я оставить мою сладость, мои отборные плоды, чтобы возвыситься над деревьями?
Тогда деревья обратились к виноградной лозе: иди и управляй нами! Виноградная
лоза отвечала: могу ли я оставить мое вино, которое радует Бога и людей,
чтобы стать выше деревьев? Наконец, все деревья сказали терновнику: иди
и царствуй над нами! Терновник отвечал: если вы меня избираете царем, то
поспешите и укройтесь под моею тенью, если не хотите, чтобы огонь вышел
из терновника и пожрал кедры ливанские!» После этого аполога, который есть
древнейший пример восточного красноречия, всегда исполненного иносказаний,
Иоафан прибавил: «Теперь вы видите, хорошо ли сделали, избрав Авимелеха
царем, так ли должно обходиться с семейством Гедеона и признали ли вы услуги
того, который сражался за вас и подвергал свою жизнь стольким опасностям,
спасая вас от рук мадианитян. Хорошо ли вы сделали, восстав на дом моего
отца, убив семьдесят сынов его на одном камне и сделав сына его служанки
своим царем. Если вы с домом Гедеона поступили так, как должно, то пусть
Авимелех будет вашим счастьем, а вы счастьем его. Но если вы сделали дурно,
то пусть огонь Авимелеха пожрет жителей Сихема и Мелло, пусть огонь жителей
Сихема и Мелло пожрет Авимелеха». Сказав эти слова, он бежал в Виру и скрылся
в горах близ Иерусалима, страшась гнева Авимелеха — своего брата. Авимелех
царствовал без сопротивления, и царствование его было спокойно три года.
Но в это время произошел раздор между ним и жителями Сихема, которые стали
презирать и упрекать его в убийстве братьев. Город взволновался, чернь
вооружилась против царя и богатейших граждан, находившихся на стороне царя.
Авимелех и его приверженцы были изгнаны из города, и, чтобы воспрепятствовать
его возвращению, учреждена была стража в ущельях гор и во всех проходах.
Гаал, сын Аведа, присоединился к возмутившемуся народу со всеми своими
братьями, и с сего времени волнение приняло характер угрожающий. Праздники
и суеверные обряды в храме Ваала поддерживали волнение умов. Частые нападения
опустошали соседние поля и огорчали Авимелеха, который, лишь только узнал
о соединении Гаала с мятежниками, решился идти к Сихему и взять его приступом.
Но город был бдительно охраняем, и только после больших усилий ему удалось
подступить к стенам. Наконец после битвы, продолжавшейся целый день, он
овладел им, истребил всех жителей, город разрушил совершенно и на развалинах
его посеял соль. Между тем крепость держалась еще, наполненная многочисленною
толпою мужчин, жен и детей, которые, видя страшную месть тирана, искали
ободрения в мерзких жертвоприношениях Ваалу. Но ничто не могло остановить
гнев Авимелеха. Он собрал вокруг крепости огромное количество хвороста
и зажег. Тысячи мужчин и женщин погибли в этом пожаре. После взятия крепости
Авимелех пошел к городу Фивис, который находился в трех милях от Сихема
и также был в союзе с мятежниками. Завладевши этим городом, победитель
хотел сжечь башню, в которой укрылось множество мужнин и женщин; в это
время одна женщина бросила в него обломком жернова и раздробила ему череп.
Авимелех, чувствуя, что ранен смертельно, и не желая погибнуть от руки
женщины, приказал своему оруженосцу умертвить себя. Таким образом, Авимелех
получил «награду» за свое честолюбие и свои преступления, сихемляне также
были наказаны за то, что содействовали его намерениям, точно так, как предсказал
Иоафан.