БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ  СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов
АВИМЕЛЕХ (3)

АВИМЕЛЕХ (3)

АВИМЕЛЕХ (3) , побочный сын Гедеона, честолюбивый и жестокий тиран, которого Бог употребил орудием для наказания израильтян, впавших в нечестие после смерти Гедеона. Не успел еще этот великий человек закрыть глаза, как неверный народ возвратился к своему привычному неповиновению, предался снова поклонению Ваалу и показал самую черную неблагодарность к семейству Гедеона, который освободил их от врагов. Авимелех, побочный сын Гедеона, имевший жену из Сихема, захотел наследовать власть отца. Предвидя, что намерение встретит препятствие, он старался сначала снискать себе приверженцев в городе Сихеме, где родственники его жены имели большой вес. Действительно, посредством их он приобрел любовь жителей этого города и получил семьдесят сиклей серебра (около 30 р. серебром) из общественной казны. С этой суммой Авимелех набрал себе шайку бродяг и отправился с ними в Ефру, в дом своего отца. Здесь находились его семьдесят братьев, законных сыновей Гедеона. Авимелех захватил их и обезглавил на одном камне, исключая Иоафана, самого младшего, который успел спастись бегством. Когда сихемляне и жители города Мелло собрались под дубом Сихемским, где обыкновенно происходили общественные собрания, для избрания царем Авимелеха, Иоафан, зная об этом собрании, вышел из своего убежища и предстал пред собранием на горе Гаризин. Здесь, стоя пред народом, он громким голосом произнес следующий аполог: «Однажды деревья собрались, чтобы избрать себе царя, и сказали маслине: будь нашим царем! Маслина отвечала: могу ли я оставить мой сок и мое масло, которые употребляются в храме Божием и в домах человеческих, чтобы стать выше деревьев? Деревья обратились к смокве: иди царствуй над нами! Смоква отвечала: могу ли я оставить мою сладость, мои отборные плоды, чтобы возвыситься над деревьями? Тогда деревья обратились к виноградной лозе: иди и управляй нами! Виноградная лоза отвечала: могу ли я оставить мое вино, которое радует Бога и людей, чтобы стать выше деревьев? Наконец, все деревья сказали терновнику: иди и царствуй над нами! Терновник отвечал: если вы меня избираете царем, то поспешите и укройтесь под моею тенью, если не хотите, чтобы огонь вышел из терновника и пожрал кедры ливанские!» После этого аполога, который есть древнейший пример восточного красноречия, всегда исполненного иносказаний, Иоафан прибавил: «Теперь вы видите, хорошо ли сделали, избрав Авимелеха царем, так ли должно обходиться с семейством Гедеона и признали ли вы услуги того, который сражался за вас и подвергал свою жизнь стольким опасностям, спасая вас от рук мадианитян. Хорошо ли вы сделали, восстав на дом моего отца, убив семьдесят сынов его на одном камне и сделав сына его служанки своим царем. Если вы с домом Гедеона поступили так, как должно, то пусть Авимелех будет вашим счастьем, а вы счастьем его. Но если вы сделали дурно, то пусть огонь Авимелеха пожрет жителей Сихема и Мелло, пусть огонь жителей Сихема и Мелло пожрет Авимелеха». Сказав эти слова, он бежал в Виру и скрылся в горах близ Иерусалима, страшась гнева Авимелеха — своего брата. Авимелех царствовал без сопротивления, и царствование его было спокойно три года. Но в это время произошел раздор между ним и жителями Сихема, которые стали презирать и упрекать его в убийстве братьев. Город взволновался, чернь вооружилась против царя и богатейших граждан, находившихся на стороне царя. Авимелех и его приверженцы были изгнаны из города, и, чтобы воспрепятствовать его возвращению, учреждена была стража в ущельях гор и во всех проходах. Гаал, сын Аведа, присоединился к возмутившемуся народу со всеми своими братьями, и с сего времени волнение приняло характер угрожающий. Праздники и суеверные обряды в храме Ваала поддерживали волнение умов. Частые нападения опустошали соседние поля и огорчали Авимелеха, который, лишь только узнал о соединении Гаала с мятежниками, решился идти к Сихему и взять его приступом. Но город был бдительно охраняем, и только после больших усилий ему удалось подступить к стенам. Наконец после битвы, продолжавшейся целый день, он овладел им, истребил всех жителей, город разрушил совершенно и на развалинах его посеял соль. Между тем крепость держалась еще, наполненная многочисленною толпою мужчин, жен и детей, которые, видя страшную месть тирана, искали ободрения в мерзких жертвоприношениях Ваалу. Но ничто не могло остановить гнев Авимелеха. Он собрал вокруг крепости огромное количество хвороста и зажег. Тысячи мужчин и женщин погибли в этом пожаре. После взятия крепости Авимелех пошел к городу Фивис, который находился в трех милях от Сихема и также был в союзе с мятежниками. Завладевши этим городом, победитель хотел сжечь башню, в которой укрылось множество мужнин и женщин; в это время одна женщина бросила в него обломком жернова и раздробила ему череп. Авимелех, чувствуя, что ранен смертельно, и не желая погибнуть от руки женщины, приказал своему оруженосцу умертвить себя. Таким образом, Авимелех получил «награду» за свое честолюбие и свои преступления, сихемляне также были наказаны за то, что содействовали его намерениям, точно так, как предсказал Иоафан.