БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов
АВГАРЬ
АВГАРЬ , царь едесский. Рассказ о жизни и деяниях этого царя
мы заимствуем у историков восточных и главным образом от армян. Если бы
мы ограничились свидетельством одних историков греческих и латинских, мало
имевших сведений о делах, происходивших в Азии, не сведущих ни в языке,
ни в нравах азиатов, то могли бы даже отвергать существование этого могущественного
государя, усмирившего обширную Персидскую монархию и царство Армянское.
Авгарь, сын Арзама, который, захватив престол брата своего Тиграна, был
утвержден императором Августом в Армении, родился за несколько лет до Спасителя
мира. Его мудрость, доброта и другие добродетели дали ему имя Авакаир,
что по-армянски значит «человек по преимуществу», которое греки странным
образом обезобразили под именем Авкаир или Ав-гарь. Древние народные предания
прославляют его красоту, мужественный вид и чудеса храбрости и неустрашимости,
показанные еще в юношеском возрасте. Он еще в детстве лишился своего отца
Арзама, оставившего его владетелем Месопотамии и четырех Армении. Военные
дела Авгаря начались жестоким отпором Ироду, желавшему принудить Авгаря
поставить его статую в храмах Едесского царства близ статуи Августа. Поражение
царя иудейского привлекло к нему внимание римского императора, который
думал, что эта блестящая победа подаст мысль о возмущении против Рима и
о приобретении совершенной независимости. Авгарь, опасаясь пришествия римских
войск, понял, что должен отправиться в Рим и дать отчет императору в своем
поведении. В Риме он был три года. Здесь он возобновил союз с империей
и возвратился в свое отечество с честью и уважением. По прибытии в Низиб
царь едесский начал полезные работы: воздвигнул великолепные здания и построил
в Месопотамии город Авгарьзат. Потом перенес свою столицу в Едессу, которую
восстановил и укрепил. Смерть Арзавира, царя персидского, бросила семя
раздора между тремя его сыновьями, из которых каждый присваивал себе право
наследства. Авгарь избран был судьей в этом деле и принял сторону старшего
сына, Артака. Суд его добровольно был принят всеми партиями, и спокойствие
восстановилось в Персии. Между тем завистливые царедворцы римского двора
чернили поведение Авгаря перед императором Тиберием (Тиверием), представляя
его князем беспокойным и честолюбивым, который с намерением производил
раздоры в Персии, чтобы отделить ее от Римской империи. Ирод Антипатр вознес
на него другое, равно несправедливое обвинение. Для оправдания себя Авгарь
посылал своего поверенного Ананию к полководцу Марину, находившемуся тогда
в Палестине. По возвращении из Иерусалима Анания рассказал ему все, что
слышал о Мессии, который проходил Иудею, делая добро. Рассказ о Его чудесах
удивил царя, который увидел в Нем Сына Божия. Эти чудеса, говорил он, не
во власти человека; власть воскрешать мертвых принадлежит только одному
Божеству. Около этого времени царь поражен был ужасной болезнью. Врачи
без успеха истощили все свое искусство. Наконец царь решился обратиться
к Мессии, в надежде получить от Него исцеление, и написал к Нему следующее
письмо: «Авгарь, сын Арзама, князь едесский, Иисусу-Спасителю и благодетелю,
недавно появившемуся в Иерусалимской стране, приветствие! Я слышал о Тебе
и о исцелениях, производимых Твоими руками, без всякого лекарства; говорят,
что Ты даешь слух глухим, зрение слепым, заставляешь ходить хромых, изгоняешь
злых духов, даруешь здоровье расслабленным и воскрешаешь мертвых. Узнав
об этом, я подумал, что Ты или Бог, сошедший с неба, или Сын Божий, почему
и прошу Тебя прийти и исцелить меня от болезни, которой давно страдаю.
Я узнал также, что иудеи ненавидят и преследуют Тебя. Мой город хотя небольшой,
однако ж довольно удобен и может быть достаточным для нас обоих!» Податели
письма нашли Иисуса Христа в Иерусалиме, что показывают евангелисты, говоря,
что «некоторые язычники искали Его». Иисус Христос, получив это письмо,
не пошел в Едессу, но написал Авгарю следующий ответ: «Блаженны те, которые
не видят и веруют в Меня. Ибо обо Мне написано, что те, которые видят,
не веруют в Меня, а те, которые не видя веруют в Меня, и получают жизнь.
Ты просил Меня прийти к тебе; но Мне должно исполнить то, для чего Я послан.
По исполнении же Я отойду к Пославшему Меня и пошлю к тебе одного из Моих
учеников, чтобы он исцелил твою болезнь и дал жизнь тебе и всем находящимся
с тобой». Авгарь получил это письмо от Анании, который в то же время вручил
ему образ Спасителя, сохраняемый в Едессе и доселе. По вознесении Иисуса
Христа Фома, один из двенадцати апостолов, послал Фаддея, одного из семидесяти
двух учеников, в город Едессу для исцеления и просвещения Авгаря. Фаддей
остановился в доме Товии, князя иудейского, говорят, происходившего из
фамилии Пагратидов, сохранявшего закон Моисеев среди язычников и обращенного
впоследствии ко Христу. Скоро весть о нем распространилась во всем городе,
и лишь только Авгарь узнал о нем, то сказал: «Это тот, о котором мне писал
Иисус». Он просил его к себе, и когда Фаддей вошел в дом, лицо его показалось
лучезарным Авгарю, который, встав со своего трона, пал ниц и сказал: «Если
ты ученик блаженного Иисуса, то можешь ли исцелить меня?» Фаддей отвечал:
«Если ты веруешь во Иисуса, Сына Божия, то твоя молитва будет услышана».
Авгарь сказал ему: «Верую в Него и Его Отца и посему-то хочу идти с войском
для истребления иудеев, распявших Его». Тогда Фаддей просветил его и весь
город; потом, возложив на него руки, исцелил его, так же как и Авдию, одного
из вельможей двора. Авгарь и весь город уверовали в Иисуса Христа. Врата
храмов были заперты, и идолы ниспровержены. Авгарь умер, благословляемый
своим народом, достигнув глубокой старости. Эти свидетельства взяты нами
у Моисея Хоренского, древнейшего из армянских историков. Вслед за приведенными
нами письмами он сообщает нам другое письмо к императору Тиберию, в котором
Авгарь жалуется на нечестивый поступок иудеев. Тиберий отвечал ему, что
он хочет наказать их, но смерть помешала исполнению его намерения. Первое
по времени свидетельство об Авгаре находим у Евсевия. Он извлек эту историю
из публичных архивов города Едессы. Св. Ефрем, Никифор, Прокопий, Евагрин,
Кедрин, св. Феодор Студит, Бароний, Паги и Тиллемон почитают эти письма
подлинными. Вся церковь Армянская, а вместе с нею и Греко-Российская наша
православная церковь с уважением хранят это предание, которое показывает
новое доказательство милосердия Спасителя; греки с благоговением сохраняли
в Константинопольской библиотеке, до взятия Константинополя турками, сирийский
оригинал этих писем.