БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ  СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов
АВЕНИР

АВЕНИР

АВЕНИР , сын Пира, из колена Вениаминова, родственник Саула. Он был военачальником царя израильского и отличался между прочими воинами своею неустрашимостью. После несчастной кончины Саула Авенир посадил на царство Иевосфея и хотел решить дело о престолонаследии оружием. Предводительствуя войском, закаленным в боях, Авенир выступил против Давида. Сначала думали решить спор, избрав с той и другой стороны по двенадцати воинов. Но эти двадцать четыре храбрых воина пали все до одного, и, следовательно, битва осталась нерешенною. Иоав, военачальник Давида, решился дать общее сражение, удержал за собою поле битвы и бросился преследовать приверженцев Иевосфея. Асаил, один из братьев Иоава, который был быстрее серны, нагнал Авенира. «И оглянулся Авенир назад и сказал: ты ли это, Асаил? Тот сказал: я. И сказал ему Авенир: уклонись направо или налево, и выбери себе одного из отроков, и возьми себе его вооружение. Но Асаил не захотел отстать от него. И повторил Авенир еще, говоря Асаилу: отстань от меня, чтоб я не поверг тебя на землю; тогда с каким лиием явлюсь я к Иоаву, брату твоему?» (2 Цар. 2:20— 22). Асаил презрел его великодушие и был убит Авениром. Но и после этой победы долго опустошительная война продолжалась. Наконец Авенир, недовольный Иевосфеем и видя, что он рано или поздно падет, явился к Давиду, чтоб отдаться и покорить ему мятежные племена. Царь принял храброго воина с отверстыми объятиями и обходился с ним и со всею его свитою очень почтительно. «Я пришел, — сказал ему Авенир, — соединить всех детей Израиля, и ты будешь царствовать над двенадцатью коленами». Спустя некоторое время после того, как Авенир вступил в службу Давида, Иоав возвратился, обремененный добычею, которую отнял у разбойников, опустошавших страну. «Зачем отпустил ты Авенира? — сказал он дерзко царю. — Разве ты не видишь, что он приходил к тебе высмотреть состояние твоих сил?» Сказав эти слова, он вышел и, не уведомив Давида, послал послов к Авениру, прося его возвратиться в Хеврон.
Авенир, ничего не подозревая, возвратился, а Иоав, остановив его во вратах города, отвел в сторону, как будто для разговора, и поразил кинжалом, в то время когда несчастный всего менее ожидал этого. Предлогом к такому беззаконному убийству была смерть Асаила, но надобно думать, что сюда примешивалось и честолюбие. Иоав, всесильный у Давида, который не мог обойтись без него, боялся соперничества человека, храбрости и благоразумию которого удивлялись во всем царстве. Лишь только царь был уведомлен об этом преступлении, как вскричал с негодованием: «Невинен я и царство мое вовек пред Господом в крови Авенира, сына Нирова; пусть падет она на голову Иоава и на весь дом отца его; пусть никогда не остается дом Иоава без семеноточивого, или прокаженного, или опирающегося на посох, или падающего от меча, или нуждающегося в хлебе» (2 Цар. 3:28—29). Потом приказал приготовить великолепные похороны и сам шел за его гробом. Во время плача всех присутствовавших он произнес эти высокие слова: «Ты не умер смертью Навала; твои руки и ноги никогда не были отягчены цепями, но ты пал, подобно тем, которые сделались жертвою великого преступления; будем плакать, ибо храбрейший из нас мертв». Этот день был днем печали для всего Израиля, а царь возненавидел сына Саруина, который сократил его жизнь горечью (см. Давид, Иевосфей, Иоав).