БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ  СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов
АВЕЛЬ и КАИН

АВЕЛЬ и КАИН

АВЕЛЬ и КАИН (5507-5506 гг. до Р. X.). Священное Писание не показывает определенно времени рождения этих двух сыновей Адама. Мы знаем только, что они родились уже после изгнания наших прародителей из рая; в противном случае они были бы непричастны первородному греху. Священное Писание ясно говорит, что первому человеку было сто тридцать лет, когда родился Сиф; но Сиф должен был заменить Авеля, убитого Каином. Итак, между изгнанием из рая и рождением Сифа надобно поместить столь плачевную историю Каина и Авеля, историю, в которой видно первое развитие страстей человеческих и первые горькие плоды первоначального греха. Некоторые комментаторы почитают Авеля близнецом Каину, другие считают его моложе годом, пятнадцатью, тридцатью и проч. Но, оставив эти предположения в стороне, мы должны сказать, что Каин занимался земледелием, а Авель скотоводством. В одно время оба брата принесли жертву Господу; Каин принес плоды от своих трудов, а Авель то, что было лучшего в его стадах. Бог, Который смотрит только на сердце приносящего, принял жертву Авеля и засвидетельствовал свое благоволение видимым знаком. Небесный огонь, говорят иудейские писатели, пожрал приношения Авеля, не коснувшись жертвы Каина. Этого было достаточно, чтобы воспламенить в сердце последнего страшную ненависть к своему кроткому брату. И ненависть эта возросла еще более оттого, как говорят толкователи, что вместе с неприятием Богом жертвы Каин терял права первородства, то есть преимущества, по которому из его колена должен был произойти Спаситель. Подчиняясь гибельной страсти, Каин решил отомстить своему брату. Тщетно Господь внушал ему эти высокие слова: «Почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица ? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт. 4:6—7). Ничто не могло успокоить его. Голос совести долго еще боролся с жаждой мести, но наконец должен был уступить неистовой страсти. Тогда Каин вызвал своего брата в поле и убил его. Скольких слез стоили нашим прародителям эти бездушные останки! Теперь они узнали всю тяжесть греха, который чрез них вошел в мир. Но слезы, проливаемые над бездушными останками милого сына, умилостивили оскорбленное правосудие Божие. Оплакивая смерть своего сына, прародители оплакивали свое падение, свой грех, который, перешедши в их потомство, мог породить такое страшное преступление. После братоубийства Каин старается бежать даже самого себя, но страшный голос останавливает его: «Где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему? И сказал [Господь]: что ты сделал ? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле. И сказал Каин Господу [Богу]: наказание мое больше, нежели снести можно; вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня. И сказал ему Господь [Бог]: за то всякому, кто убьет Каина, отметится всемеро» (Быт. 4:9—15), показывая тем, что никто не имеет права мстить и самоуправствовать; одному только правосудию принадлежит право наказания. Господь положил на Каине знак, чтобы никто не мог убить его.

АВЕЛЬ и КАИН
Андрей Петрович Сапожников. Авель и Каин. Братоубийство

Какой это был знак — был ли это знак физический, или мучения совести, отражаясь на лице, показывали в Каине человека преступного, — для нас неизвестно. Да, впрочем, нет большой важности и знать это. Священный писатель, упоминая об этом, хотел показать только, что месть запрещена человеку. Имя Авеля осталось в Священной истории и в религиозных верованиях образцом справедливости. Везде его жертва приводится в пример как чистая и нескверная и вспоминается при жертвоприношении христианском. Сам Спаситель называет его справедливым. Не такова память о его брате — Каине; с именем братоубийцы соединяется понятие о человеке несправедливом и злом. Вот как изображает Каина Иосиф Флавий. По его словам, он был человек высокомерный и жестокий, безнравственный и несправедливый, оскверненный всеми пороками. Ему-то историк иудейский приписывает изобретение мер и весов, от него идет право собственности, потому что место своего жительства он отделил границами и через это сделал его своею собственностью. Святые отцы, говоря о первых двух сыновьях Адама, представляют одного символом человека злого, который преследует и торжествует, а другого символом человека справедливого, гонимого и не получающего на земле награды за свою добродетель. Убийство Авеля Каином полагается обыкновенно около 129 г. от сотворения мира, за год до рождения Сифа, который дарован был для утешения наших прародителей. Каин, отделившись от отца, долгое время блуждал по диким местам первобытного мира и наконец поселился на востоке от Эдема, и имел многочисленное семейство. Священная история молчит о месте и времени его смерти. Во II в. христианской эры появились еретики, которые питали к Каину большое уважение и назывались каинитами. Они были также названы иудаитами, потому что уважали и почитали Иуду — предателя, так же как и Каина. По понятию этих еретиков, совершенство состояло в познании всех пороков, так что один рассказ об их распутстве заставляет содрогнуться сердце человеческое. Женщина по имени Квинтилия славная бесстыдством своих дел и слов, присоединилась к ереси каинитов и имела большое число последователей в Африке. Говорят, что на основании предсказаний этой распутной женщины Тертуллиан написал свой славный трактат «De Baptismo». Имя Авеля дало также начало секте еретиков, которые появились в Африке в царствование Онория и Аркадия под именем абелитов или авелонитов. Абелиты осуждали брак, потому что, говорили они, Авель не был женат. От Каина и Сифа произошли народы совершенно отдельные, различные по образу жизни и по своим нравам. Потомки Сифа вели по преимуществу пастушескую жизнь; из них, по намерению Божию, впоследствии должен был образоваться народ израильский; а дети Каина занялись преимущественно искусствами и промышленностью. Каин имел много сыновей: но нам известно только одно имя — Эпох. Спустя несколько лет убийца Авеля, желая соединить вокруг себя свое многочисленное потомство, построил город, которому дал имя своего первородного сына. Энох был отцом Гаидада, Гаидад родил Малелеила, Малелеил родил Мафусала, Мафусал родил Ламеха. Последний стал первым многоженцем; его жен звали Ада и Цилла. Однажды он приходит к ним и говорит: «Ада и Цилла! послушайте голоса моего; жены Ламеховы! внимайте словам моим: я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне; если за Каина отметится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро» (Быт. 4:23—24). Эти слова произвели тысячи споров между толкователями; некоторые утверждали, что Ламех убил Каина; другие в этих словах Ламеха к своим женам видели только начало взаимной защиты. Его дети были: Иовил, отец скотопиталей, которого принимали за Палеса греков; Иувал, его брат, изобретатель многих музыкальных инструментов, принимаемый за Аполлона; Фовел, из которого сделали Вулкана, потому что он ковал железо; и Ноема, его сестра, которую смешивали с Венерою, потому что ее имя значит «прелестная». Касательно потомства Каинова Священное Писание ограничивается более общими известиями; оно не показывает нам, когда родился такой-то и когда умер, сколько времени жил и какое имел потомство. А под конец и совершенно его теряет из виду, сосредоточивая свое внимание на избранном племени Божием.