БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов |
Андрей Петрович Сапожников. Авель и Каин. Братоубийство
Какой это был знак — был ли это знак физический, или мучения совести,
отражаясь на лице, показывали в Каине человека преступного, — для нас неизвестно.
Да, впрочем, нет большой важности и знать это. Священный писатель, упоминая
об этом, хотел показать только, что месть запрещена человеку. Имя Авеля
осталось в Священной истории и в религиозных верованиях образцом справедливости.
Везде его жертва приводится в пример как чистая и нескверная и вспоминается
при жертвоприношении христианском. Сам Спаситель называет его справедливым.
Не такова память о его брате — Каине; с именем братоубийцы соединяется
понятие о человеке несправедливом и злом. Вот как изображает Каина Иосиф
Флавий. По его словам, он был человек высокомерный и жестокий, безнравственный
и несправедливый, оскверненный всеми пороками. Ему-то историк иудейский
приписывает изобретение мер и весов, от него идет право собственности,
потому что место своего жительства он отделил границами и через это сделал
его своею собственностью. Святые отцы, говоря о первых двух сыновьях Адама,
представляют одного символом человека злого, который преследует и торжествует,
а другого символом человека справедливого, гонимого и не получающего на
земле награды за свою добродетель. Убийство Авеля Каином полагается обыкновенно
около 129 г. от сотворения мира, за год до рождения Сифа, который дарован
был для утешения наших прародителей. Каин, отделившись от отца, долгое
время блуждал по диким местам первобытного мира и наконец поселился на
востоке от Эдема, и имел многочисленное семейство. Священная история молчит
о месте и времени его смерти. Во II в. христианской эры появились еретики,
которые питали к Каину большое уважение и назывались каинитами. Они были
также названы иудаитами, потому что уважали и почитали Иуду — предателя,
так же как и Каина. По понятию этих еретиков, совершенство состояло в познании
всех пороков, так что один рассказ об их распутстве заставляет содрогнуться
сердце человеческое. Женщина по имени Квинтилия славная бесстыдством своих
дел и слов, присоединилась к ереси каинитов и имела большое число последователей
в Африке. Говорят, что на основании предсказаний этой распутной женщины
Тертуллиан написал свой славный трактат «De Baptismo». Имя Авеля дало также
начало секте еретиков, которые появились в Африке в царствование Онория
и Аркадия под именем абелитов или авелонитов. Абелиты осуждали брак, потому
что, говорили они, Авель не был женат. От Каина и Сифа произошли народы
совершенно отдельные, различные по образу жизни и по своим нравам. Потомки
Сифа вели по преимуществу пастушескую жизнь; из них, по намерению Божию,
впоследствии должен был образоваться народ израильский; а дети Каина занялись
преимущественно искусствами и промышленностью. Каин имел много сыновей:
но нам известно только одно имя — Эпох. Спустя несколько лет убийца Авеля,
желая соединить вокруг себя свое многочисленное потомство, построил город,
которому дал имя своего первородного сына. Энох был отцом Гаидада, Гаидад
родил Малелеила, Малелеил родил Мафусала, Мафусал родил Ламеха. Последний
стал первым многоженцем; его жен звали Ада и Цилла. Однажды он приходит
к ним и говорит: «Ада и Цилла! послушайте голоса моего; жены Ламеховы!
внимайте словам моим: я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне; если
за Каина отметится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро» (Быт.
4:23—24). Эти слова произвели тысячи споров между толкователями; некоторые
утверждали, что Ламех убил Каина; другие в этих словах Ламеха к своим женам
видели только начало взаимной защиты. Его дети были: Иовил, отец скотопиталей,
которого принимали за Палеса греков; Иувал, его брат, изобретатель многих
музыкальных инструментов, принимаемый за Аполлона; Фовел, из которого сделали
Вулкана, потому что он ковал железо; и Ноема, его сестра, которую смешивали
с Венерою, потому что ее имя значит «прелестная». Касательно потомства
Каинова Священное Писание ограничивается более общими известиями; оно не
показывает нам, когда родился такой-то и когда умер, сколько времени жил
и какое имел потомство. А под конец и совершенно его теряет из виду, сосредоточивая
свое внимание на избранном племени Божием.