БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ  СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов
АВДИЙ (2)

АВДИЙ (2)

АВДИЙ (2) , один из двенадцати малых пророков. Священное Писание не говорит нам ничего ни о его жизни, ни о его смерти, ни о времени, когда он жил, ни об отечестве. Все, что мы находим о нем у писателей, сохранивших для нас предания иудеев, столь темно, неопределенно, что нельзя ни на что положиться с уверенностью. Бл. Иероним смешал этого пророка с Авдием, домостроителем Ахава, который сохранился чистым среди развращенного двора и скрыл сто пророков от Иезавели. Он думает, что Авдий родился в Ифамаре в колене Ефремовой, и рассказывает, что его могила находилась в Севасте, или Самарии Палестинской, и между прочим сообщает, что св. апостол Павел посетил фоб пророка вместе с фобами Елисея и Иоанна Крестителя и совершил при нем множество чудес. Все это основано на догадках. Непроницаемый мрак покрывает и рождение и смерть пророка. Что касается времени, когда он пророчествовал, то его также трудно определить. Полагают, что Авдий пророчествовал во времена Ахаза и Езекии, царей иудейских; но кажется гораздо вероятнее предположить, что он жил после разрушения Иерусалима и был современником Иеремеи, которому подражает в образе изложения. И сами пророчества доказывают это предположение. Они направлены против Идумеи и угрожают ей совершенным разрушением. Враги нападут на потомков Исава, как разбойники, отнимут у них все, чем они владеют, проникнут в места самые сокровенные, даже изгонят самих идумеян из их отечества. Эти несчастия, в наказание за их разбойничество, будут причинены теми же, которые были их союзниками, питались их столом; пророк упрекает дом Исава в убийствах и жестокостях с иудеями, когда Иуда был поражен, когда иноплеменники покорили его города и разрушали Иерусалим. «Ты был, — говорит пророк, — как один из них. Не следовало бы тебе злорадно смотреть на день брата твоего, на день отчуждения его; не следовало бы радоваться о сынах Иуды в день гибели их и расширять рот в день бедствия. Не следовало бы тебе входить в ворота народа Моего в день несчастья его и даже смотреть на злополучие его в день погибели его, ни касаться имущества его в день бедствия его, ни стоять на перекрестках для убивания бежавших его, ни выдавать уцелевших из него в день бедствия. Ибо близок день Господень на все народы: как ты поступал, так поступлено будет и с тобою; воздаяние твое обратится на голову твою. Ибо, как вы пили на святой горе Моей, так все народы всегда будут пить, будут пить, проглотят и будут, как бы их не было» (Авд. 1:11—16). Кроме наказания, которое претерпят идумеи от халдеев, пророк предсказывает, что и сам Иуда, возвратившись в отечество, заплатит за причиненные ему обиды. Иерусалим будет восстановлен во славе, «а на горе Сионе будет спасение, и будет она святынею»; Иаков, в свою очередь, станет господствовать над теми, которые повелевали им; «и дом Иакова получит во владение наследие свое. И дом Иакова будет огнем, и дом Иосифа — пламенем, а дом Исавов — соломою: зажгут его, и истребят его, и никого не останется из дома Исава» (Авд. 1:17—18). Из этих пророчеств надобно заключать, что Авдий жил в колене Иудином и пророчествовал между взятием Иерусалима и опустошением Идумеи Навуходоносором. Не надобно удивляться, видя пророка в колене Иудином после разрушения Сиона; известно, что здесь жили Иеремия и Аввакум во время пленения вавилонского. Немногие строки, оставленные нам Авдием, исполнены высоких мыслей и блестят искрами роскошного и пламенного воображения. Посему бл. Иероним говорит об этом пророке: «Propheta parvus supputatione versuum, non sensuum».