БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов
АВДИЙ (2)
АВДИЙ (2) , один из двенадцати малых пророков. Священное Писание
не говорит нам ничего ни о его жизни, ни о его смерти, ни о времени, когда
он жил, ни об отечестве. Все, что мы находим о нем у писателей, сохранивших
для нас предания иудеев, столь темно, неопределенно, что нельзя ни на что
положиться с уверенностью. Бл. Иероним смешал этого пророка с Авдием, домостроителем
Ахава, который сохранился чистым среди развращенного двора и скрыл сто
пророков от Иезавели. Он думает, что Авдий родился в Ифамаре в колене Ефремовой,
и рассказывает, что его могила находилась в Севасте, или Самарии Палестинской,
и между прочим сообщает, что св. апостол Павел посетил фоб пророка вместе
с фобами Елисея и Иоанна Крестителя и совершил при нем множество чудес.
Все это основано на догадках. Непроницаемый мрак покрывает и рождение и
смерть пророка. Что касается времени, когда он пророчествовал, то его также
трудно определить. Полагают, что Авдий пророчествовал во времена Ахаза
и Езекии, царей иудейских; но кажется гораздо вероятнее предположить, что
он жил после разрушения Иерусалима и был современником Иеремеи, которому
подражает в образе изложения. И сами пророчества доказывают это предположение.
Они направлены против Идумеи и угрожают ей совершенным разрушением. Враги
нападут на потомков Исава, как разбойники, отнимут у них все, чем они владеют,
проникнут в места самые сокровенные, даже изгонят самих идумеян из их отечества.
Эти несчастия, в наказание за их разбойничество, будут причинены теми же,
которые были их союзниками, питались их столом; пророк упрекает дом Исава
в убийствах и жестокостях с иудеями, когда Иуда был поражен, когда иноплеменники
покорили его города и разрушали Иерусалим. «Ты был, — говорит пророк, —
как один из них. Не следовало бы тебе злорадно смотреть на день брата твоего,
на день отчуждения его; не следовало бы радоваться о сынах Иуды в день
гибели их и расширять рот в день бедствия. Не следовало бы тебе входить
в ворота народа Моего в день несчастья его и даже смотреть на злополучие
его в день погибели его, ни касаться имущества его в день бедствия его,
ни стоять на перекрестках для убивания бежавших его, ни выдавать уцелевших
из него в день бедствия. Ибо близок день Господень на все народы: как ты
поступал, так поступлено будет и с тобою; воздаяние твое обратится на голову
твою. Ибо, как вы пили на святой горе Моей, так все народы всегда будут
пить, будут пить, проглотят и будут, как бы их не было» (Авд. 1:11—16).
Кроме наказания, которое претерпят идумеи от халдеев, пророк предсказывает,
что и сам Иуда, возвратившись в отечество, заплатит за причиненные ему
обиды. Иерусалим будет восстановлен во славе, «а на горе Сионе будет спасение,
и будет она святынею»; Иаков, в свою очередь, станет господствовать над
теми, которые повелевали им; «и дом Иакова получит во владение наследие
свое. И дом Иакова будет огнем, и дом Иосифа — пламенем, а дом Исавов —
соломою: зажгут его, и истребят его, и никого не останется из дома Исава»
(Авд. 1:17—18). Из этих пророчеств надобно заключать, что Авдий жил в колене
Иудином и пророчествовал между взятием Иерусалима и опустошением Идумеи
Навуходоносором. Не надобно удивляться, видя пророка в колене Иудином после
разрушения Сиона; известно, что здесь жили Иеремия и Аввакум во время пленения
вавилонского. Немногие строки, оставленные нам Авдием, исполнены высоких
мыслей и блестят искрами роскошного и пламенного воображения. Посему бл.
Иероним говорит об этом пророке: «Propheta parvus supputatione versuum,
non sensuum».