БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ  СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов
АСА

АСА

АСА , сын Авии, третий царь иудейский, взошел на престол около 944 г. до Р. X., двадцати пяти лет от роду. Оба его предшественника, будучи сами ревностными идолопоклонниками, совратили с правого пути и все свое царство; беспорядок глубоко пустил корни в жизнь народную, проник во все сословия от двора до хижины. Разврат быстро распространился в царстве Иудейском, когда Иеровоам сделался царем израильским. Наконец Господь, умилосердясь над беззаконным городом Иерусалимом, помянув благочестие раба своего Давида, дал ему царя добродетельного, готового восстановить истинное служение и славу имени Иеговы. Аса, ясно видя, что Бог поразил свой народ бедствиями за нечестие его отца и деда, смирился пред Его небесным правосудием. Воодушевленный святою ревностью, укрепленный молитвой, он решился уничтожить идолопоклонство, не оставив даже малейших признаков нечестивого служения. Чтобы показать пример народу, царь начал эту трудную реформу со своего семейства. Его бабка Мааха, имевшая такую власть над сердцем своего супруга, казалось, была сильной защитой нечестия при дворе. Преданная идолопоклонству с юных лет, она посвятила рощу и алтарь богу Приапу (под этим именем надобно разуметь божество, почитаемое соседними народами; оно изображало такие же страсти, символом которых был идол того же имени у греков и римлян); среди священной рощи находилась пещера, в которой поставлен был идол этого бога. Сюда-то собирались все его поклонники и совершали свои нечестивые таинства. Царица Мааха была начальницей в этих беззаконных празднествах. Аса, не страшась ее гнева, приказал зарыть пещеру и разбить идола, сжечь его остатки и бросить пепел в Кедрон. После этого уничтожил нечестивое служение, распространившееся в Иерусалиме, и изгнал из города всех людей подозрительной нравственности. Многие из потомков Иуды обратились к истинному Богу и благословляли употребившего во благо власть царя; возобновились времена Давида, в которые народ, защищаемый десницей Вышнего, наслаждался тишиной и благоденствием. Восстановив религию, новый царь решился обезопасить себя от нападения соседственных царей, и особенно царя израильского; со времени разделения оба царства всегда неприязненно смотрели друг на друга, хотя и не всегда были в открытой войне. Аса обратился к верному и преданному народу с просьбой о защите государства. «Вы видите, — говорил он, — какими благами осыпает нас Господь, когда мы верны Ему; когда же отступаем от Него, тогда Он посылает на нас войну со всеми ее бедствиями. Мы теперь наслаждаемся спокойствием; позаботимся же об укреплении наших стен и башен, дабы можно было отразить врага». Народ, полный доверия к своему царю, с ревностью принялся за работу, и через некоторое время царство Иудейское было в грозном положении. В это время Аса набрал армию, которая состояла из двухсот тысяч потомков Иуды и двухсот восьмидесяти тысяч храбрых потомков Вениамина. Лишь только царь иудейский закончил эти страшные приготовления, как вдруг напал на Иудею Замврий, царь ефиопский (вероятно, царь арабский, владевший страной, лежащей на севере Чермного моря), с миллионом войска и тремястами колесниц, и остановился в долине Сифе, в Маресе, в колене Иудином. Аса без страха вышел навстречу страшному врагу. Здесь пред лицом неприятеля он обратился с молитвой к Богу. «Господи сил, — говорил он, — Ты, Который покровительствуешь слабым, уничижаешь всякую гордость и могущество человеческое, призри на свой народ и воодушеви его мужеством, дабы победа, одержанная Иудой, прославила имя Твое». После этой молитвы он дал знак к сражению; иудеи бросились на врага с необыкновенным мужеством. Сражение продолжалось недолго: ряды ефиоплян расстроились от стремительного натиска иудеев, и войско Замврия, пораженное гневом Господним, обратилось в бегство. Царь иудейский преследовал врага без отдыха, и когда повелитель ефиоплян прибыл к Герару, крепость в его владениях, то увидел, что едва только несколько человек спаслось от меча иудейского. Царь арабский, или ефиопский, затворился в этом городе, который, впрочем, будучи не в силах сопротивляться, вместе с окрестными городами, в которых собраны были сокровища Замврия, подпал власти победителя. Царь иудейский возвратился в Иерусалим с богатой добычей и многочисленными стадами верблюдов и другого скота. Под стенами Иерусалима Аса встречен был пророком Азарием, сыном Ададовым, который сказал ему: «Господь с вами, когда вы с Ним; и если будете искать Его, Он будет найден вами; если же оставите Его, Он оставит вас. Многие дни Израиль будет без Бога истинного, и без священника учащего, и без закона; но когда он обратится в тесноте своей к Господу Богу Израилеву и взыщет Его, Он даст им найти Себя. В те времена не будет мира ни выходящему, ни входящему, ибо великие волнения будут у всех жителей земель» (2 Пар. 15:2—5). Между тем Господь еще прежде предвозвестил иудеям плен вавилонский и разрушение Иерусалима, чтобы дополнить меру наказаний за их преступления. По возвращении в святой город Аса с новой ревностью стал подвизаться на пути благочестия. Чтобы предотвратить те бедствия, которыми пророки угрожали царству Иудейскому, царь созвал своих подданных в Иерусалим для празднования Пятидесятницы и возобновил торжественную клятву остаться верным закону Господню до конца жизни. Многие потомки Ефрема, Симеона и Манассии, привлеченные молвой о славе и благочестии Асы, сделались добровольно его подданными; они пришли в Иерусалим к этому торжественному празднику и вместе со своими братьями славили благодеяния Божий и чудеса синайские. Аса перенес во святилище алтарь всесожжения, устроенный Соломоном и доселе стоявший в преддверии храма. Во время праздника он принес в жертву Господу 700 волов и 7000 овец — трофеи победы над ефиоплянами; золото, серебро и другие драгоценности отданы были храму; этим Аса хотел показать, что победа всецело принадлежит Богу Израилеву, а не его собственным силам. В конце праздника царь предстал пред своим народом и напомнил ему все благодеяния Божий, оказанные Господом во время освобождения израильтян из Египта и пребывания их на земле обетованной Аврааму, Исааку и Иакову. «Вы знаете, — говорил он, — какой страшной казнью угрожает Господь за идолопоклонство; итак, если какой-нибудь муж или жена не поклоняется Господу Богу Израилеву, то смертью да умрет». Народ принял этот закон с криками радости и поклялся в присутствии Господа быть верным Ему; клятва эта была произнесена потом во всех городах царства Иудейского. Аса восстановил во многих местах колена Ефремова, завоеванных им впоследствии, поклонение истинному Богу и во всей силе закон Моисея; оставил только те высоты, на которых приносились жертвы истинному Богу, впрочем, только из снисхождения к привычке народа; поэтому Священное Писание не вменяет ему этого в вину, хотя эти высоты часто были соблазном. Лишь только Аса начал наслаждаться плодами своих трудов, как возгорелась новая война. Вааса нечаянно напал на границы царства Иудейского и овладел Рамою. Эта крепость, находившаяся в колене Вениаминовом, недалеко от Иерусалима, была весьма важна в военном отношении. Отсюда Вааса мог действовать на все пункты страны своего врага, не опасаясь сам ничего; поэтому, овладев ею, употребил все усилия к укреплению ее и трудился над этим день и ночь. Аса, устрашенный грозным положением своего врага, потерял надежду на помощь Божию и употребил все меры, чтобы принудить врага к отступлению. Для этой цели он собрал все свои сокровища и предложил их Венададу, царю сирийскому, жившему в Дамаске, обещая уступить ему все те завоевания, которые он сделает в царстве Израильском, напоминая ему о союзе своих отцов и прося помощи против Ваасы. Венадад вступил в союз с Асою и овладел многими важными местами в царстве Израильском. Вааса был принужден оставить свои завоевания в Иудее и идти для отражения царя сирийского. Аса поспешил разрушить укрепления Рамы и воздвигнуть две новые крепости, Гаваю и Масфу, в колене Вениаминовом; он радовался, что так дешево отделался от опасного врага. Но в это время Господь изъявил ему свой гнев за союз с царем языческим и послал пророка Ананию объявить наказание за такое преступление. «Так как ты понадеялся на царя Сирийского, — говорил ему посланник Божий, — и не уповал на Господа Бога твоего, потому и спаслось войско царя Сирийского от руки твоей. Не были ли Ефиопляне и Ливияне с силою большею и с колесницами и всадниками весьма многочисленными? Но как ты уповал на Господа, то Он предал их в руку твою, ибо очи Господа обозревают всю землю, чтобы поддерживать тех, чье сердце вполне предано Ему. Безрассудно ты поступил теперь. За то отныне будут у тебя войны» (2 Пар. 16:7—9). Благородная смелость этих слов до того раздражила царя, что он приказал бросить пророка в темницу и в слепом гневе умертвил многих из своих подданных, осмелившихся порицать такой дерзкий поступок с человеком Божиим. Так одно преступление влечет за собою другое. Но слова пророка сбылись. Аса уже не наслаждался спокойствием: сначала его беспокоил царь израильский; Аса употреблял все усилия, чтобы остановить беспокойного соседа, и все напрасно. Потом, на 39-м году своего царствования, он жестоко стал страдать подагрой. Последнее наказание обратило его на путь добродетели и очистило его веру в Бога Израилева. Впрочем, сначала он прибегнул не с молитвой к Богу, но к средствам медицинским; но скоро убедился в ненадежности этих средств и тогда уже всю надежду возложил на Небо. Наконец, напутствуемый своими добродетелями и упованием, отошел к Господу, на 4-м году царствования и 66-м году своей жизни. Народ воздал умершему великолепное погребение. Он погребен в гробнице Давида.