БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ  СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов
АРИСТОВУЛ I

АРИСТОВУЛ I

АРИСТОВУЛ I (107 г. до Р. X.), пятьдесят первый первосвященник и царь иудейский, сын Иоанна Гирка-на и внук Симона Маккавея. За любовь к грекам он был назван Филел-лином. За некоторое время до смерти своего отца Аристовул отличился при осаде Самарии, где показал большую неустрашимость и с помощью своего брата Антигона отразил и обратил в бегство Антиоха Кизического, пришедшего на помощь осажденному городу. В юности он обещал быть достойным преемником Асмонеев. Но скоро показал все свое честолюбие и жестокость. Завещание Иоанна Гиркана вручило кормило правления супруге; впоследствии эта власть должна была перейти к Аристовулу, который был старшим из его детей и вместе с Антигоном разделял всю его любовь. Но Аристовул не захотел подчиниться таким условиям, захватил верховную власть в свои руки, приказал бросить в тюрьму свою мать и умертвил ее голодом; потом арестовал троих своих братьев и держал их пленными до самой своей смерти. Этого было недостаточно для его честолюбия. Доселе Асмонеи, пользуясь неограниченным доверием народа и почти неограниченной властью, управляли наследственно под именем князей, но под влиянием древних властей государства. Аристовул, потому ли, что этот обширный круг власти казался слишком тесным для его честолюбия, или потому, что по гордости не хотел уступить другим азиатским владетелям, отверг эту благородную простоту своих предков и княжество превратил в царство. Произошло ли это с согласия народа? Неизвестно; Иосиф Флавий молчит об этом. Но современный дух иудейского народа, постоянные возмущения против царей, внимательное исследование гибельных происшествий, имевших следствием нашествие римлян, все заставляет думать, что эта перемена была в основе своей делом одной секты, желавшей упрочить таким образом за собою владычество. Писатель четвертой Маккавейской книги говорит, что юный царь очень любил пышность и суетность: он носил на своей голове большую диадему, символ царского могущества, и с презрением смотрел на повязку и кидар, знаки первосвященнического достоинства. Такое поведение открывает нам новую сторону его характера и показывает, сколько он потерял благородства и благочестия Маккавеев. Между тем Аристовул, уморивший свою мать, любил своего брата Антигона и охотно уступил ему часть своей власти. Впрочем, это было, кажется, следствием того, что Аристовул нуждался в мужестве своего брата для поражения внешних врагов; эта мысль подтверждается тем, что один простой донос заставил его забыть чувства природы до такой степени, что он приказал умертвить Антигона. Это было в праздник Кущей; Аристовул по болезни не выходил из дворца; Антигон возвратился из похода, в котором одержал многие победы. Антигон явился в храм в драгоценной одежде в сопровождении вооруженных людей; все жертвы, принесенные им Господу, были за выздоровление его брата. Но ненависть, старавшаяся погубить его, видела только один окружавший его блеск; царю донесли, что его брат хочет завладеть престолом и через некоторое время придет во дворец, чтобы умертвить его. Хотя Аристовул не совсем верил этим доносам, однако принял свои меры: он скрыл воинов в темной галерее, называвшейся Стратоновым проходом, через которую Антигон должен был проходить в комнаты царя, и приказал убить его, если он явится вооруженным. Правда, говорят, что для уверения себя в намерениях брата он просил его приходить без оружия; но царица и некоторые вельможи, ненавидевшие Антигона, обманули посланника и сказали несчастному, что царь, слышавший о его победах, желает видеть его вооруженным. Антигон поспешил исполнить мнимое желание брата и был убит. Иосиф Флавий говорит, что некто Иуда, из секты ессеян, задолго предсказал день смерти Антигона. Скоро Аристовул узнал о невиновности своего брата; преступление, совершенное им для мнимой защиты своей жизни, так опечалило его, что он впал в отчаяние. Болезнь постоянно усиливалась, и он почувствовал приближение смерти: он харкал кровью, и жизнь его истощалась среди страшных мучений. Однажды слуга, неся выхарканную им кровь, упал на том самом месте, где еще видны были следы убийства Антигона. Присутствовавшие вскрикнули от ужаса; Аристовул хотел узнать причину этого испуга; сначала ему не отвечали, но потом уступили угрозам. Тогда он залился слезами и, глубоко вздохнув, сказал: «Великий Боже! Ты справедливо мстишь за кровь брата и матери! Когда разорвешь Ты узы, связывающие мою преступную душу?» В это же время он умер. Царствование его продолжалось только один год. Вообще, думают, что он сам хотел принять начальство в походе против Итуреи, но болезнь заставила его уступить Антигону. Итуреяне были покорены и принуждены принять иудейскую религию. В его царствование связи гражданского управления, скрепленные Маккавеями, снова расслабились, а предрассудки сектантов внесли новые оттенки в религию; уже ясно было видно ее падение, так часто возвещаемое пророками.