БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ  СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов
АНИЕН

АНИЕН

АНИЕН (62 г. от Р. X.), называемый Ананиею иудеями и коптами, то есть природными жителями Египта, был первым епископом Александрийским, после св. Марка, от 62 до 85 г. В жизнеописаниях св. Марка находится полный рассказ о случае, приведшем св. Аниена к истинной вере. Аниен сначала был башмачником; св. Марк, прибыв в Александрию, просил его починить обувь, которая попортилась от трудного пути; Аниен исполнил волю проповедника, принял его в свой дом, был наставлен в истинах Евангелия и получил позже крещение со всем своим домом и многими другими лицами, присутствовавшими при наставлениях, которые св. Марк произносил обыкновенно у него. Число христиан в Александрии умножилось удивительным образом, и в короткое время в ней образовалась столь же значительная церковь, по числу и благочестию верных, как была в это время церковь Иерусалимская (Euseb. lib. 2, cap. XVI), благодаря ревности св. Марка и его новых учеников, которые, лишь только сами просветились светом Евангелия, тотчас сделались в свою очередь учителями и распространителями его истин. Вот удивительное действие Христова закона, которое одно доказывает его божественное начало. Поэтому-то евангелист принужден был разделить город на многие церкви, или округа, чтобы верующие каждого из этих округов соединялись в двух назначенных местах к одному из священников, которых он дал им для объяснения Слова Божия и совершения таинств. В особенности Аниен сделал столь большие успехи в познании евангельских истин и в добродетельной жизни, что св. Марк поставил его епископом для управления Александрийской церковью во время своего отсутствия. Евсевий (Lib. II, cap. XX1V) полагает начало епископства св. Аниена во время консульства Мария Цельса и Азиния Галла, в тридцатом году царствования Нерона, что соответствует 62 г. христианской эры. Он почитает Аниена первым епископом Александрийским; Евтихий, один из его преемников, следует мнению Евсевия (Chron. orig., p. 110. Tillemont, Hist, eccl., torn II, p. 103, nol. 16, p. 555). Из этого видно, что св. Марка почитали более апостолом, нежели епископом, назначенным главным образом для одной церкви. Несмотря на то, Александрийский престол всегда назывался седалищем св. Марка, потому что он был основателем его. Аниен управлял Александрийскою церковью 22 года, следуя Евсевию, 4 года при жизни Марка и 18 лет после его смерти, откуда, без сомнения, произошло различие мнений разных писателей, из которых одни дают преемнику св. Марка 22 года, а другие только 18 лет епископства. Думают, что Аниен умер в воскресенье 26 ноября 85 г. Св. Епифаний замечает, что в его время в Александрии находилась церковь во имя Аниена. Некоторые полагали, что в Венеции находится тело св. Аниена, которое было перенесено сюда с телом евангелиста Марка; но это мнение основывается только на сомнительном рассказе писателя XIV в. по имени Петра деи Натали.