БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ  СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов
АНАНИЯ, МИСАИЛ, АЗАРИЯ,

АНАНИЯ, МИСАИЛ, АЗАРИЯ,

АНАНИЯ, МИСАИЛ, АЗАРИЯ, три молодых иудейских князя, которые с Даниилом были избраны из пленных иудеев для воспитания при дворе Навуходоносора и приготовлены на службу этому государю. Начальник евнухов, смотревший за царским домом, дал им халдейские имена: Анания был назван Сидрахом, Мисаил Мисахом, а Азария Авденаго. Подобно своему знаменитому товарищу Даниилу, молодые израильтяне сделали быстрые успехи в науках и словесности и далеко опередили других молодых людей, назначенных к тому же поприщу; подобно ему, они показали редкий пример добродетели самой строгой в недре развращенного двора, и ничто не могло заставить их нарушить заповедь Господню не есть мяса и не пить вина со стола царя-идолопоклонника. После трехлетнего испытания и постоянного занятия науками Навуходоносор, прельщенный их мудростью и познаниями, взял их на службу к себе. Но это еще было началом тех высоких милостей, которыми осыпали их впоследствии. Даниил, вознесенный на верх почестей и занявший одну из высших должностей в империи вследствие благодарности ассирийского монарха, не забыл добродетельных мужей, которые помогали ему своими молитвами в изъяснении знаменитого сна, представлявшего статую, состоявшую из многих металлов; по его совету царь поставил их смотрителями дел в Вавилоне. Постоянное счастье на земле есть удел человека злого; путь доброго усеян тернием. Добродетель трех юных отроков была слишком блестяща, чтобы не подвергнуться тяжкому испытанию. Тщеславный своим могуществом, обольщенный ласкательством, гордый монарх, по возвращении из последней страшной экспедиции в Иудею, возымел и исполнил безумное намерение воздвигнуть на поле Деире, невдалеке от Вавилона, золотую статую, которая имела около 60 локтей высоты и 6 локтей ширины. Сатрапы, сановники, военачальники, правители и все начальники народа были призваны для открытия этого чудовищного символа нечестия с повелением пасть на землю в знак обожания, в то время, лишь только услышат музыку. Раскаленная печь должна была пожрать тех, кто воспротивится воле деспота. Между тем как рабская толпа преклонила колена пред статуей, три человека стояли прямо и с презрением смотрели на это унизительное зрелище! Даниил, вероятно, находился в отсутствии. Их заметили и не замедлили донести об этом непослушании царю, который, исполненный гнева, призвал их к себе и приказал им непременно поклониться идолу под опасением быть сожженными живыми. Тщетные угрозы; мужественные юноши едва благоволили отвечать ему: «Нужно ли дать тебе ответ об этом? Знай, о царь, что наш Бог силен исхитить нас из среды пламени и освободить из твоих рук; если не такова Его воля, мы не сопротивлялись бы. Нет, мы никогда не станем поклоняться вашим богам, не согнем чела пред твоею статуей». Гордый монарх побледнел от гнева при этих словах. «Пусть бросят этих мятежников, сковав цепями, в раскаленную печь, жар которой должен быть возвышен в семь крат против обыкновенного». Действительно, жар увеличился до такой степени, что сами исполнители зверского повеления царя пали мертвыми. Но что значат самые разрушительные стихии для тех, кому покровительствует всемогущая десница Всевышнего? Невидимая рука разорвала цепи юных мучеников, и их увидели ходящими в печи и поющими славу Бога крепкого. Тогда Азария, возвысив голос, произносит трогательную молитву к престолу Предвечного: он благословляет руку Божественного правосудия, которая отяготела на его народе за преступления его, призывает небесное милосердие во имя трех великих патриархов, получивших обетование о размножении их семени, как звезды на тверди, как песок морской, умоляет Господа принять его и его товарищей в жертву за грех несправедливости Израиля; наконец, призывает небесное мщение на врагов имени Иеговы. Между тем не переставали в печь бросать сгораемые вещества, как-то: смолу, паклю и пр., так что огонь возвысился до такой степени, что стены лопнули и пламя взвилось до 49 локтей вышины. Взрыв был так силен, что поразил смертью тех, кто находился вблизи. В это-то время покровительство Божие, доселе невидимое, явилось глазам всех: ангел сошел в эту ужасную темницу и принес в пламя, которое как бы из благоговения удалилось от него, струю воздуха приятного и свежего. Кто изобразит божественный восторг, которым были объяты эти друзья неба? Кто представит их горячие порывы? Кто достойно повторит слова той величественной песни хвалы, которую они воспели? Небеса, земля, море и все вы, неисчисленные существа, населяющие безмерное пространство, присоедините свой голос к голосу трех отроков еврейских в горящей печи, чтобы восхвалить Предвечного и прославить Его величие во веки веков. Навуходоносор, пораженный удивлением при виде этого чуда, встает и говорит чиновникам своего двора: «Не трех ли отроков мы бросили в горящую печь?» — «Да государь!» — «Что же это значит, что я вижу четырех ходящих свободно, как бы нисколько невредимых? Один из них подобен князю небесному!» В то же время, приблизившись, он видит рабов Божиих, радостно выходящих из печи, как из места прохлады; все глаза были устремлены на них, и нельзя было не смотреть; пламя не коснулось даже волоса на их головах, и даже запах огня не пристал к их одежде. В порыве своего удивления царь отдает торжественную честь Богу Сидраха, Мисаха и Авденаго, Который послал Своего ангела для спасения Своих верных рабов, и официально объявляет всем в своем царстве об удивительном чуде, которого был сам свидетелем; в то же время издает повеление, которым запрещается под смертной казнью хулить Бога еврейского, Бога силы и спасения. Анания, Мисаил и Азария были поставлены правителями вавилонской провинции; но история не говорит ничего более о них (см. Даниил). Предание, сохранившееся в церкви, свидетельствует, что три святых отрока были обезглавлены Камбизом. Память их празднуется 17 декабря.