БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ  СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов
АМВРИЙ и ФАМНИЙ

АМВРИЙ и ФАМНИЙ

АМВРИЙ и ФАМНИЙ (918-907 гг. до Р. X.). Амврий, военачальник царя израильского, был возведен на престол войском в конце двадцать седьмого года царствования Асы, царя иудейского. После своего избрания он снял осаду с Геввефона и поспешно бросился к столице, для поражения убийц Илы и утверждения своей власти над народом. Когда он вошел в город, Замврия уже здесь не было (см. Замврий); казалось, что ему следовало только явиться и завладеть венцом. Но народ, не принимавший никакого участия в этом выборе, отказался утвердить его. Против Амврия образовалась многочисленная партия, которая избрала царем израильским Фамния, сына Гиенефова. Таким образом, это несчастное царство, уже обагренное кровью многих царей и сделавшееся игрушкой честолюбивых злодеев, должно было еще переносить ужасы междоусобной войны. Хотя Священное Писание не рассказывает этой борьбы, но невероятно, чтобы два соперника, поддерживаемые один войском, а другой народом, могли царствовать в мире, каждый над избравшею его частью народа; это событие было бы неслыханным в истории человечества. Надобно думать, что они оспаривали друг у друга власть с оружием в руках в продолжение почти четырех лет, которые жил Фамний, ибо не видно, чтобы он отказался от престола. Умер ли он естественной смертью? Пал ли от руки убийцы или в сражении со своим соперником? Неизвестно. О поражении его или, по крайней мере, о малочисленности его партии заставляет думать то, что он не старался об избрании себе преемника, о продолжении борьбы с войском. Как бы то ни было, но после смерти Фамния Амврий остался полным владетелем израильского престола. Этот царь, уже видевший два поколения царей, пораженных рукой Господа и павших один за другим в кровавую могилу, забыл, что сам он был только орудием воли Божией. Тщеславный и гордый, он думал, что возвышением своим обязан только своей смелости и своему счастью. Его возвышение было источником замешательств для царства Израильского; но для честолюбца ничего не значат несчастья государства, если они способствуют его личному торжеству. Достойный наследник Иеровоама и Ваасы, он, подобно своим предшественникам, не удовольствовался покровительством идолопоклонству; но приказал под строжайшими казнями почитать богов чуждых; имя Иеговы было запрещено в царстве Израильском, так что можно сказать, будто он взошел на престол только для того, чтобы наносить оскорбления имени Всевышнего. Доселе он заботился только о том, чтобы утвердить свою власть и положить нечестивые законы, объявленные им в своем государстве. Спустя какое-то время после смерти Фамния Амврий возымел преступное намерение прославиться; купил за два таланта часть горы Сомер и построил город Самарию, сделавшуюся столь славной преступлениями, которых она была театром, и несчастьями, поразившими ее впоследствии. Царь израильский, желавший перенести в нее свой двор, сделал этот город одним из великолепнейших городов в мире, построил в нем дворцы и храмы, блиставшие роскошью. Все искусства Востока споспешествовали его украшению. Самария сделалась соперницей Иерусалима и в то же время средоточием идолопоклонства и разврата. После окончания этого исполинского предприятия Амврий не сделал ничего, что заслуживало бы повествования. Хотя он не более своих предшественников был другом царей иудейских, однако Священное Писание не говорит, чтобы он вел с ними войну. Он упорствовал в идолопоклонстве и нечестии, пока оставался на престоле. Под его властью царство Израильское окончательно забыло закон своих отцов. Амврий умер в Самарии врагом Господа на одиннадцатом году своего царствования и на шестом после смерти Фамния.