БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ  СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов
АМОС

АМОС

АМОС , третий из малых пророков по порядку священных книг, пророчествовал в царствование Осии, царя иудейского, и Иеровоама 11, царя израильского. Следовательно, он жил до Иоиля, о котором упоминается только после смерти последнего из этих царей. Амос, несправедливо смешиваемый некоторыми писателями с отцом Исайи, по общепринятому мнению, родился в городе Фекуе, в колене Иудином. Амос занимался скотоводством и земледелием, когда получил призвание к пророческому служению, около 780 г. до Р. X. Не будучи в состоянии противиться этому призванию свыше, он оставил мирную сельскую жизнь и стал пророчествовать в Вефиле, за два года до землетрясения, причинившего такой ужас в Иерусалиме. Первые две главы его пророчеств относятся к Дамаску, филистимлянам, Тиру, Идумее, аммонитянам, моавитянам, Иуде и к десяти коленам израильским. Сила Дамаска исчезнет; филистимляне будут преследуемы и исчезнут; моавитяне и аммонитяне будут разрбиты царями ассирийскими и халдейскими.

АМОС
Гюстае Доре. Пророк Амос

После пророчеств, относящихся к этим народам, пророк угрожает Израилю небесным мщением. Он предсказывает ему страшные казни: голод, причиненный саранчой; междоусобную войну и разделение государства под образом всепожирающего огня; наконец, истребление мест, освященных суеверием израильтян, и насильственную смерть всего дома Иеровоамова. Так как Амос пророчествовал в Вефиле, то Амасия, идольский жрец в Вефиле, видя глубокое впечатление, производимое им в народе, донес об этом царю и обвинял пред ним пророка в возмущении народа против верховной власти. Амос принужден был оставить Вефил, предсказав Амасии, что жена его соблудит во граде, сыновья и дочери падут от меча и сам он умрет на земле нечистой, вдали от гроба своих отцов. Некоторые толкователи утверждали, что Амасия, раздраженный его пророчествами, приказал вырвать ему зубы, чтобы принудить к молчанию; другие полагали, что он мучил пророка более жестоко и что сын его Озия убил Амоса. В последних двух главах Амос предсказывает не только окончательное и всецелое пленение израильтян, но также и те несчастия, которые поразили их после смерти Иеровоама II. «Ваши праздники, — говорит он, — переменятся в дни печали, и ваши веселые песни в вопли отчаяния. Вы облечетесь во вретище и острижете волосы. Израиль зальется слезами, как мать оплакивает единственного сына, и конец его будет горечь и страдание». Он предсказывает смерть Захарии, нашествие Фула и Феглаф Фаласара и возвращение из плена. Почти во всех главах Амос выступает против злых богачей и красноречиво упрекает их в великолепии их домов, в изысканности их пищи, в роскоши мебели. Сильный не находит от него пощады: он обвиняет судей в притеснении невинных, в продаже бедных и обращении их в рабство. Народ он упрекает в злодеяниях, рабстве, пороках, неповиновении пророкам, суетности противозаконного богослужения и суеверных обрядов, которыми он, в своем заблуждении, думает воздавать хвалу Господу. По тем выражениям, по тому глубокому благородному негодованию, с которым пророк обличает соблазнительную роскошь, так гибельно изменившую нравы народа, можно думать, что в его время царство Израильское находилось в весьма цветущем и вместе развращенном состоянии, что оно было исполнено всеми беспорядками, обыкновенно сопровождающими долговременный мир и благоденствие. Хотя главным предметом пророчеств Амоса было царство Израильское, однако ж он часто говорит против Иудеи и соседних народов. Он предсказывает восстановление дома Давидова в его прежнем величии, власть его над Идумеею и другими народами, которые некогда были покорны ему. «Пленные, — говорит он, — разорвут наконец свои цепи; они восстановят свои опустошенные и разрушенные города; насадят свои виноградники и будут пить вино, разведут сады и соберут плоды». Большая часть толкователей видели в этом последнем пророчестве предсказание о царстве Мессии и утверждение Его Церкви. Этим оканчивается пророческое служение Амоса, продолжение которого в точности неизвестно; неизвестны также ни год рождения его, ни смерти; все мнения, относящиеся сюда, суть чистые догадки. Что касается слога, которым написаны пророчества Амоса, то, после господствовавших мнений бл. Иеронима и Августина, ныне почти всеми критиками принято, что язык его обилен множеством живых и образных выражений, сравнений, взятых из жизни сельской и пастушеской, не только не лишающих его красоты и силы, но еще придающих новую прелесть описаниям и поэзии образов. Память св. пророка Амоса празднуется церковью 15 июня.