БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов |
Гюстае Доре. Пророк Амос
После пророчеств, относящихся к этим народам, пророк угрожает Израилю
небесным мщением. Он предсказывает ему страшные казни: голод, причиненный
саранчой; междоусобную войну и разделение государства под образом всепожирающего
огня; наконец, истребление мест, освященных суеверием израильтян, и насильственную
смерть всего дома Иеровоамова. Так как Амос пророчествовал в Вефиле, то
Амасия, идольский жрец в Вефиле, видя глубокое впечатление, производимое
им в народе, донес об этом царю и обвинял пред ним пророка в возмущении
народа против верховной власти. Амос принужден был оставить Вефил, предсказав
Амасии, что жена его соблудит во граде, сыновья и дочери падут от меча
и сам он умрет на земле нечистой, вдали от гроба своих отцов. Некоторые
толкователи утверждали, что Амасия, раздраженный его пророчествами, приказал
вырвать ему зубы, чтобы принудить к молчанию; другие полагали, что он мучил
пророка более жестоко и что сын его Озия убил Амоса. В последних двух главах
Амос предсказывает не только окончательное и всецелое пленение израильтян,
но также и те несчастия, которые поразили их после смерти Иеровоама II.
«Ваши праздники, — говорит он, — переменятся в дни печали, и ваши веселые
песни в вопли отчаяния. Вы облечетесь во вретище и острижете волосы. Израиль
зальется слезами, как мать оплакивает единственного сына, и конец его будет
горечь и страдание». Он предсказывает смерть Захарии, нашествие Фула и
Феглаф Фаласара и возвращение из плена. Почти во всех главах Амос выступает
против злых богачей и красноречиво упрекает их в великолепии их домов,
в изысканности их пищи, в роскоши мебели. Сильный не находит от него пощады:
он обвиняет судей в притеснении невинных, в продаже бедных и обращении
их в рабство. Народ он упрекает в злодеяниях, рабстве, пороках, неповиновении
пророкам, суетности противозаконного богослужения и суеверных обрядов,
которыми он, в своем заблуждении, думает воздавать хвалу Господу. По тем
выражениям, по тому глубокому благородному негодованию, с которым пророк
обличает соблазнительную роскошь, так гибельно изменившую нравы народа,
можно думать, что в его время царство Израильское находилось в весьма цветущем
и вместе развращенном состоянии, что оно было исполнено всеми беспорядками,
обыкновенно сопровождающими долговременный мир и благоденствие. Хотя главным
предметом пророчеств Амоса было царство Израильское, однако ж он часто
говорит против Иудеи и соседних народов. Он предсказывает восстановление
дома Давидова в его прежнем величии, власть его над Идумеею и другими народами,
которые некогда были покорны ему. «Пленные, — говорит он, — разорвут наконец
свои цепи; они восстановят свои опустошенные и разрушенные города; насадят
свои виноградники и будут пить вино, разведут сады и соберут плоды». Большая
часть толкователей видели в этом последнем пророчестве предсказание о царстве
Мессии и утверждение Его Церкви. Этим оканчивается пророческое служение
Амоса, продолжение которого в точности неизвестно; неизвестны также ни
год рождения его, ни смерти; все мнения, относящиеся сюда, суть чистые
догадки. Что касается слога, которым написаны пророчества Амоса, то, после
господствовавших мнений бл. Иеронима и Августина, ныне почти всеми критиками
принято, что язык его обилен множеством живых и образных выражений, сравнений,
взятых из жизни сельской и пастушеской, не только не лишающих его красоты
и силы, но еще придающих новую прелесть описаниям и поэзии образов. Память
св. пророка Амоса празднуется церковью 15 июня.