БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ  СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов
АЛЕКСАНДР ИОАННЕЙ

АЛЕКСАНДР ИОАННЕЙ

АЛЕКСАНДР ИОАННЕЙ (105 г. до Р. X.), пятьдесят второй первосвященник и царь иудейский, был сыном Иоанна Гиркана и внуком Симона Маккавея. В детстве он был гоним своим отцом; Иосиф Флавий рассказывает, будто бы однажды Бог явился во сне Гиркану и повелел, чтобы наследником его был Александр Иоанней, третий его сын; первосвященник до такой степени был опечален этим низвращением естественного порядка, что стал опасаться за жизнь двух старших сыновей, на которых Александр с сего времени стал смотреть неприязненно; он отправил Александра в Галилею и долгое время не хотел видеть его. Надобно заметить, что опасения его отчасти оправдались: не прошел еще год царствования Аристовула, Антигон был уже убит; после смерти отца Александр подвергнулся преследованиям Аристовула и посажен был в темницу, где, вероятно, и кончил бы жизнь свою, если бы брат жил долее. После смерти этого государя царица Александра освободила юного пленника, избрала его себе супругом и провозгласила царем иудейским. В первый год своего царствования Александр умертвил одного из своих братьев, возмутившегося против него, а другого, жившего уединенно и не принимавшего никакого участия в политических делах, возвысил и осыпал почестями. Утвердившись на престоле, Александр занялся делами правительственными и продолжал со славою начинания своих предшественников. Первым делом его было утверждение независимости Иудеи от соседственных народов. Прежде всего он направил свое оружие на города, находившиеся при море, и большую часть из них покорил. Птоломаида и Газа защищались отчаянно; некто Зоил, тиран крепости Стратон, известной впоследствии под именем приморской Кесарии, также мужественно сопротивлялся, но все их усилия не могли противостоять победоносному оружию Александра Иоаннея. Цари сирийские, занятые своими внутренними несогласиями, не могли подать помощи Птоломаиде, которая, видя, что более нет возможности устоять при помощи собственных сил, просила помощи у Птоломея Лафира, изгнанного своею матерью Клеопатрою из Египта и бежавшего на остров Кипр. Птолемей был рад случаю отправиться в Сирию. С тремя тысячами воинов он вышел на берег в Сикании, на виду у Птоломаиды, которая, вследствие неожиданного приезда, заперла ворота, боясь за свою независимость. Узнав о прибытии Птолемея, Зоил и жители Газы послали послов и просили оказать помощь против Александра, опустошавшего их поля. Александр, не желая ставить свою судьбу на удачу сражения, снял осаду, возвратился в Иудею и стал вести переговоры с Птолемеем, предлагая ему 400 талантов серебра, если он умертвит Зоила и возвратит ему земли, похищенные последним. Птолемей с охотой согласился и уже схватил Зоила, когда узнал, что Александр обманывает его и тайно ведет переговоры с Клеопатрой, царицею Египетской. Он тотчас оставил Птоломаиду и, поручив осаду одному из своих военачальников, вступил в Галилею и покорил многие города, между прочими Асох, которым овладел в день субботний; десять тысяч пленных и богатая добыча были плодом этой победы. Между тем Александр собрал 50 тысяч войска, а согласно другим историкам, 80 тысяч. Птоломей, после нападения на Сепфорию, где потерпел большой урон, перешел Иордан в виду иудейской армии и решился дать сражение при Асофе, недалеко от берегов этой реки. Сначала победа была на стороне Александра; но Филостефан, полководец Птоломея, возобновил сражение и обратил в бегство иудеев. Тридцать тысяч человек легло на поле сражения (по свидетельству Тимогена, 50 тысяч), не считая пленных после победы. Птоломей стал опустошать страну. Рассказывают, что однажды, войдя в деревню, он приказал своим воинам умертвить множество жен и детей и окровавленные члены бросить в котел, наполненный горячею водою. Этим варварским поступком он хотел показать народу, что его воины питаются человеческим мясом, и внушить страх к своему имени. Между тем Клеопатра явилась в Сирию, предводительствуя значительною армией. При этом известии Александр поспешил в лагерь египетский и просил царицу о помощи, на которую та охотно согласилась. Некоторые из окружавших царицу советовали завладеть Иудеей; но иудей Елкий, один из лучших и верных ее полководцев, представил ей, как было бы несправедливо ограбить государя-союзника и притом несчастного. Кроме того, подобный поступок был противен правилам политики, потому что он мог вооружить против царицы всех иудеев, живших в Египте. Этот благоразумный совет был принят, и Клеопатра заключила союз с Александром в городе Скифополе. Освободившись от Птоломея, Александр начал военные действия. После шестимесячной осады он взял Гадару, в Келесирии, потом Амаф, одну из лучших крепостей на берегах Иордана, где Феодор, сын Зенона, царь филадельфийский, скрыл свои богатства; но через некоторое время Феодор напал «нечаянно» на Александра, убил 10 тысяч человек, отнял всю добычу и припасы. Но, несмотря на эту потерю, царь иудейский взял Рафию и Анфедон на берегах Средиземного моря, после чего решился покорить Газу и наказать ее за союз с Птолемеем. Осада продолжалась целый год и едва ли кончилась бы, если бы Лизимах, один из жителей Газы, завидуя своему брату Аполлодору, управлявшему работами по защите крепости, не отворил ворот Александру. Большая часть жителей сожгла себя со своими богатствами, чтобы не попасть под власть победителя; оставшиеся были умерщвлены, и Газа была разрушена до основания. После этой победы Александр возвратился в Иерусалим, на праздник Кущей. Во время его отсутствия фирисеи, влиянию которых он не хотел подчиниться, успели оклеветать царя и сделать ненавистным народу. Все было приготовлено к возмущению, и в первый день праздника, когда Александр в качестве первосвященника, по обыкновению, хотел принести жертву, собравшиеся в храм с пальмовыми и лимонными ветвями, на которых находились плоды, стали бросать в него лимоны, крича, что его мать была пленницей и потому он недостоин приступать к алтарю Господню. Раздраженный первосвященник смыл свое оскорбление в крови шести тысяч дерзких иудеев; потом отделил деревянною стеною алтарь и святилище от прочих частей храма и составил для себя стражу из писидийских и киликийских воинов. Потушив бунт, Александр опять открыл военные действия. Он победил арабов, аммонитян, моавитян, принудил их платить дань, покорил и разрушил Амаф пред глазами Феодора, который не мог противостоять ему; но во время похода против Овида, царя арабского, был заперт в дефилее, близ Гадары, и потерпел большой урон. Возвратившись в Иерусалим, он нашел народ еще более прежнего вооруженным против себя. Иудея в продолжение шести лет была театром междоусобной кровопролитной войны, в которой погибло более пятидесяти тысяч жителей. Несмотря на то, ненависть народа к царю, казалось, возрастала вместе с числом жертв; однажды Александр спросил собравшийся народ, что он должен ему сделать, чтобы снискать любовь его; «умереть», — был единодушный ответ. Чтобы свергнуть с престола ненавистного царя, иудеи обратились с просьбой о помощи к Димитрию Энкеру, царю сирийскому, который вступил в Иудею с тремя тысячами конницы и сорока тысячами пехоты. Александр ожидал его с двадцатью тысячами саддукеев и шестью тысячами наемных воинов. По свидетельству Иосифа Флавия, который был ревностный фарисей и потому не много в этом деле заслуживает доверия, царь иудейский потерпел столь страшное поражение, что принужден был скрыться в горах, где шесть тысяч иудеев, сжалившись над его несчастьем, присоединились к нему. Но апокрифическая книга, известная под именем Четвертой Маккавейской, говорит, напротив, что Александр преследовал царя сирийского до самой Антиохии, осаждал его целый год в этом городе и наконец победил в кровопролитном сражении.
Это вероятнее, потому что с сего времени ничего не известно об Антиохе. Междоусобная война приняла самый жестокий характер. По свидетельству историков, Александр после Вифомского сражения привел в Иерусалим и приказал распять во время пира, данного друзьями, около восьмисот пленных; недовольный этим, он приказал умертвить пред глазами умирающих их жен и детей. По этому случаю ему дано было прозвание Фракида, то есть жестокого, как фракиец. Около шести тысяч иудеев бежали из Иерусалима и скрылись в горах, чтобы не подвергнуться жестокости своего царя. Наконец спокойствие начало было мало-помалу водворяться в царстве Иудейском, как вдруг услышали о нападении Антиоха Дионисия, недавнего владетеля царства Дамасского. Чтобы предотвратить эту новую опасность, Александр построил деревянную стену от Иоппии до Антипатриды; но Антиох разрушил эту защиту огнем, вторгнулся в Иудею и погиб в сражении в Аравии, куда перенес войну. Жители Дамаска избрали себе царем Арета. Новый царь осадил Александра в Адиде, в долине Сефела, и выиграл у него сражение. Александр предложил Арету мир и осадил Ессу, где Ленон, князь филадельфийский, скрыл свои сокровища. Дион, Голана, Селевкия, крепости Гамала подпали под его власть. После трехлетнего отсутствия Александр возвратился в Иерусалим. Иудеи, гордые блистательными победами своего царя, приняли его с восторгом. Вскоре многие города Сирии, Маалы, Идумеи, Финикии, города Иоппия, Газа, Азот, Самария, Кармил, Пелла, Скифополь подчинились его власти. Спустя некоторое время по возвращении своем, он впал в болезнь, от неумеренного употребления вина, в продолжении трех лет страдал четырехдневной лихорадкой, которая, впрочем, не препятствовала ему заниматься военными делами. Он умер при осаде крепости Рагавы, по ту сторону Иордана, в стране Герасенианской, на сорок девятом году своей жизни, после 27-летнего царствования. Александра, его супруга, видя его умирающим, была в отчаянии. Два сына, которых она имела, были молоды и не могли быть на престоле; притом она страшилась ненависти фарисеев. В этой крайности Александр советовал ей скрыть смерть его до окончания осады, а после, возвратившись в Иерусалим, уступить требованиям фарисеев и допустить их к правлению; царица должна была собрать фарисеев в свой дворец, объявить им последнюю волю своего супруга и сказать, что будет всегда поступать по их советам. Александр не обманулся; такое предложение льстило гордости фарисейской. Александр, против которого они вооружили часть Иудеи, после своей смерти был провозглашен великим человеком и удостоился великолепнейшего погребения. Александр вручил своей супруге кормило правления, с правом избрать наследника из двух сыновей, когда они придут в возраст. Иосиф говорит, что этот государь был по природе добр и великодушен; но его жестокие поступки настолько противоречат этому свидетельству, что заставляют нас не верить ему; конечно, нельзя отвергать, что его жизнь, полная тревог и бурь, часто требовала от него мужества и твердости; но все это еще далеко от великодушия. После него секта фарисеев сделалась внутренним злом и для государства, и для религии и немало споспешествовала упадку фамилии Асмонеев. После смерти Маккавеев все, и люди и обстоятельства, видимо, приготовляли Иудею к чужеземному владычеству, столько раз предсказанному пророками.