БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ  СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов
АКИЛА и ПРИСКИЛЛА

АКИЛА и ПРИСКИЛЛА

АКИЛА и ПРИСКИЛЛА . История этих двух апостольских учеников, которые и сами ревностно занимались распространением христианской веры, заключается почти вся в Деяниях апостольских и в посланиях апостола Павла. Акила, родом иудей, из Понта, вместе с Прискиллою, своею женою, жил в Риме, и здесь-то они оба муж и жена, сделались ревностными христианами, когда указ Клавдия изгнал из столицы всех иудеев. Вследствие такого повеления Акила и Прискилла оставили Рим и поселились в Коринфе около 51 г. от Р. X. В следующий год св. апостол Павел, продолжая свое апостольское путешествие, посетил Афины и со славою распространял свет учения Христова. Из Афин апостол прибыл в Коринф; здесь Акила и Прискилла предложили ему свое гостеприимство, и св. апостол Павел принял его с тем большею охотою, что и ученики и апостол были делателями палаток. Дом их вскоре сделался местом собрания всех, кто слушал проповеди апостола в Коринфской синагоге; иудеи и язычники приходили к апостолу толпами даже в дом, чтобы в этих частных и домашних беседах лучше понять высокое учение веры Христовой. Акила и Прискилла постоянно были при проповеднике и оказали ему большую пользу. Успехи апостола возбудили против него зависть неверующих иудеев; они даже воздвигли на него гонение столь сильное, что заставили проповедника оставить город. Акила и Прискилла с опасностью для своей собственной жизни услужили св. Павлу и даже сопутствовали ему в его бегстве. Оба они остались в Ефесе, а апостол продолжал свое путешествие по Кесарии, Антиохии и по окрестным странам. Они здесь жили так же, как в Коринфе, принимали у себя всех истинно верующих и оказывали радушное гостеприимство всем странникам. Дом их сделался домашнею церковью, как об этом свидетельствует апостол Павел в некоторых местах своих посланий (Рим. 18; и 1 Кор. 16); их учение и великодушие обратили Аполлоса, знаменитого сотрудника апостольского. Этот человек, упоминаемый в Священном Писании, пришел в Ефес из Александрии в 34 г., и хотя был крещен только крещением Иоанна, однако с жаром и силою противился иудеям, защищая учение Иисуса Христа. Акила и Прискилла, видя, что Аполлосу для совершенного просвещения недоставало только крещения, решились сами это исполнить. Аполлос из Ефеса отправился в Коринф для утверждения церкви, основанной апостолом Павлом. Вскоре апостол Павел возвратился в Ефес. Акила опять предложил свой дом и себя к его услугам. Апостол принял его предложение и остановился у него. Акила и Прискилла, вероятно после смерти Клавдия, опять возвратились в Рим. Это видно из Послания апостола Павла к Римлянам; здесь он приветствует их с любовью и говорит о том, чем обязан им он и юная церковь. Далее Священное Писание ничего не говорит об этой благочестивой чете; впрочем, надобно думать, что в 65 г. они уже были в Ефесе, потому что апостол Павел, находясь в другой раз в узах в Риме, свидетельствовал им чрез Тимофея свою любовь. Мнения о смерти их различны; одни думают, что они скончались мирно в Ефесе или где-либо в его окрестностях; другие же утверждают, что они приняли мученический венец в Риме, где будто бы в первых веках находилась церковь во имя Акилы и Прискиллы. Память их празднуется церковью 14 июля.