БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов
АКИЛА и ПРИСКИЛЛА
АКИЛА и ПРИСКИЛЛА . История этих двух апостольских учеников,
которые и сами ревностно занимались распространением христианской веры,
заключается почти вся в Деяниях апостольских и в посланиях апостола Павла.
Акила, родом иудей, из Понта, вместе с Прискиллою, своею женою, жил в Риме,
и здесь-то они оба муж и жена, сделались ревностными христианами, когда
указ Клавдия изгнал из столицы всех иудеев. Вследствие такого повеления
Акила и Прискилла оставили Рим и поселились в Коринфе около 51 г. от Р.
X. В следующий год св. апостол Павел, продолжая свое апостольское путешествие,
посетил Афины и со славою распространял свет учения Христова. Из Афин апостол
прибыл в Коринф; здесь Акила и Прискилла предложили ему свое гостеприимство,
и св. апостол Павел принял его с тем большею охотою, что и ученики и апостол
были делателями палаток. Дом их вскоре сделался местом собрания всех, кто
слушал проповеди апостола в Коринфской синагоге; иудеи и язычники приходили
к апостолу толпами даже в дом, чтобы в этих частных и домашних беседах
лучше понять высокое учение веры Христовой. Акила и Прискилла постоянно
были при проповеднике и оказали ему большую пользу. Успехи апостола возбудили
против него зависть неверующих иудеев; они даже воздвигли на него гонение
столь сильное, что заставили проповедника оставить город. Акила и Прискилла
с опасностью для своей собственной жизни услужили св. Павлу и даже сопутствовали
ему в его бегстве. Оба они остались в Ефесе, а апостол продолжал свое путешествие
по Кесарии, Антиохии и по окрестным странам. Они здесь жили так же, как
в Коринфе, принимали у себя всех истинно верующих и оказывали радушное
гостеприимство всем странникам. Дом их сделался домашнею церковью, как
об этом свидетельствует апостол Павел в некоторых местах своих посланий
(Рим. 18; и 1 Кор. 16); их учение и великодушие обратили Аполлоса, знаменитого
сотрудника апостольского. Этот человек, упоминаемый в Священном Писании,
пришел в Ефес из Александрии в 34 г., и хотя был крещен только крещением
Иоанна, однако с жаром и силою противился иудеям, защищая учение Иисуса
Христа. Акила и Прискилла, видя, что Аполлосу для совершенного просвещения
недоставало только крещения, решились сами это исполнить. Аполлос из Ефеса
отправился в Коринф для утверждения церкви, основанной апостолом Павлом.
Вскоре апостол Павел возвратился в Ефес. Акила опять предложил свой дом
и себя к его услугам. Апостол принял его предложение и остановился у него.
Акила и Прискилла, вероятно после смерти Клавдия, опять возвратились в
Рим. Это видно из Послания апостола Павла к Римлянам; здесь он приветствует
их с любовью и говорит о том, чем обязан им он и юная церковь. Далее Священное
Писание ничего не говорит об этой благочестивой чете; впрочем, надобно
думать, что в 65 г. они уже были в Ефесе, потому что апостол Павел, находясь
в другой раз в узах в Риме, свидетельствовал им чрез Тимофея свою любовь.
Мнения о смерти их различны; одни думают, что они скончались мирно в Ефесе
или где-либо в его окрестностях; другие же утверждают, что они приняли
мученический венец в Риме, где будто бы в первых веках находилась церковь
во имя Акилы и Прискиллы. Память их празднуется церковью 14 июля.