БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ  СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов
АХИЯ, или АХИМЕЛЕХ, или АВИМЕЛЕХ

АХИЯ, или АХИМЕЛЕХ, или АВИМЕЛЕХ

АХИЯ, или АХИМЕЛЕХ, или АВИМЕЛЕХ

(ок. 1056 г. до Р. X.), девятый

первосвященник иудейский, сын Ахитува, преемник отца своего в первосвяшенническом

служении, которое он отправлял вместе со своим дядей Авиафаром. Ахимелех,

или Ахия, провожал Ковчег Завета в первой войне Саула с филистимлянами.

Когда царь хотел узнать волю Божию относительно преследования неприятеля,

после победы при Гаваоне, то первосвященник не получил откровения; виновником

этого был сын Саула Ионафан, преступивший клятву отца. Впоследствии, когда

скиния была принесена в Кариафиарим, Ахимелех последовал туда же и имел

здесь свой дом. Около этого времени Давид, желая узнать волю Божию относительно

себя и в то же время опасаясь подозрений и преследований Саула, тайно прибыл

в жилище первосвященника; Ахимелех изумился, увидев его одного, без товарищей

и стражи, что более согласовалось бы с его положением. Сын Иессея, не желая

ни открыть первосвященнику свои намерения, ни объявить ему о причине своего

прихода, ни даже упомянуть о преследовании Сауловом, сказал, что он послан

царем с тайными поручениями, и обязал Ахимелеха держать в тайне его появление;

между тем просил его вопросить Господа, одобрит ли Он его намерения. Ахимелех

дал удовлетворительный ответ. Тогда-то будущий царь Израиля, ободренный

счастливым началом своего предприятия, открыл первосвященнику свое затруднительное

положение. Его отъезд был так поспешен и так секретен, что он не имел ни

времени, ни возможности запастись достаточным количеством пищи для себя

и своих спутников, поэтому и просил его дать пять или шесть хлебов. Ахимелех

колебался; он мог дать Давиду только хлебы предложения; но эту священную

пищу он не хотел осквернять; потому что от вкушающих ее требовались большая

чистота и удаление от плотского совокупления. Но Давид обещал приготовиться

к ней законным очищением и прибавил, что они уже несколько дней не имели

сообщения с женами. Тогда Ахимелех решился сделать для зятя своего царя

исключение из общего закона и помочь ему в этом критическом положении,

отдав хлебы предложения. Потом, когда Давид представил, что, не имея оружия,

он может подвергнуться нападению, первосвященник вручил меч Голиафа, хранившийся

в скинии. Видя удалявшегося Давида, он и не подумал, что его гостеприимство

приведет его к погибели. К несчастию, во время разговора Давида с Ахимелехом

присутствовал Доик, сириянин, начальник царских пастухов, человек злой.

Он и не воображал, что первосвященник, исполняя волю Давида, думал угодить

Саулу. Последний был в раздраженном состоянии; он жалел об отъезде своего

сына, беспокоился о распространявшемся могуществе Давида и об убежище,

в котором скрывался последний; в эту минуту явился верный слуга с доказательством

своей верности. Легко можно представить, каким гневом закипел Саул при

этой вести. Выслушав рассказ сириянина, он тотчас дал повеление явиться

к суду первосвященнику и всем священникам, жившим в Номве. Приказание было

исполнено, и толпа левитов явилась к нему и сама не зная зачем; но этот

необыкновенный случай заставил многих беспокоиться, особенно знавших характер

царя. Принужденный отвечать на обвинение в измене, высказанное самим царем

в гневных и грозных выражениях, невинный Ахимелех не смутился; он говорил

смело, что доверял Давиду как царскому зятю, которому дано важное поручение.

Защищение Ахимелеха было справедливо по существу, но слабо по форме. Можно

было видеть, что он говорит по совести, что это самоотвержение и покорность

не были внушены страхом. Но Саул упорствовал в своем предубеждении и осудил

на смерть первосвященника и жрецов, и повелел исполнить свой приговор.

Ни одна рука не протянулась, ни один меч не поднялся на служителей Божиих;

все были неподвижны, и среди глубокого молчания слышался только глухой

ропот негодования на несправедливость суда. Это неповиновение должно было

бы образумить несчастного царя; но Саул был глух к голосу совести и благоразумия

и приказал своему верному Дойку исполнить то, что стража отказалась сделать,

и триста пять левитов пали под ударами его меча. Гнев раздраженного царя

не удовольствовался этим кровопролитием. Он отправил в Номву отряд воинов

и разорил жилища священников. Мужчины, жены и дети — все были преданы мечу.

Один только Авиафар, сын первосвященника Ахимелеха, успел спастись от гнева

Саулова, унес с собою ефуд и бежал к Давиду (см. Саул).