БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ  СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов
АХАЗ

АХАЗ

АХАЗ (737 г. до Р. X.), сын и преемник Иоафама, царь иудейский. Он взошел на престол двадцати пяти лет от роду. Наследовав престол своего отца, Ахаз не наследовал его благочестия. Все роды идолопоклонства, которые существовали у народов, покоренных иудеями при вступлении на обетованную землю, бьши восстановлены во всей их грубости. Он провел даже своего сына сквозь огонь в честь Молоху. Во время его царствования Расин, царь сирийский, и Факей, царь израильский, объявили ему войну. Бог хотел только наказать порочного Ахаза, а не уничтожить дом Давидов; поэтому повелел пророку Исайи сказать Ахазу: «Наблюдай и будь спокоен; не страшись и да не унывает сердце твое от двух концов этих дымящихся головней... Это не состоится и не сбудется» (Ис. 7:4, 7). Вслед за тем пророк, в доказательство того, что дом Давидов не будет истреблен, произнес свое славное пророчество о Мессии, который должен был произойти из дома Давидова и родиться от Девы. Расин и Факей отложили свое предприятие до другого, более благоприятного времени. В следующем году они снова вступили в союз между собою и соединенными силами вторглись в Иудею. Войско их разделено было на три корпуса: первый находился под начальством Расина, другим командовал царь израильский, а третьим Зехрий, израильтянин из колена Ефремова. Ободренный удалением Расина, Ахаз дал сражение Факею и потерпел жестокое поражение: сто двадцать тысяч иудеев пали на месте; Зехрий убил Масию, наследника иудейского престола, Езри-кама, начальника царского дома, и Елкину, царского наместника; около двухсот тысяч иудеев всякого пола, возраста и состояния увели в плен. Около того же времени идумеяне напали на Иудею и разграбили ее, а филистимляне завоевали Вефсамис, Аиалон, Гадироф и Сокхоф и укрепились в них. В таких крайних обстоятельствах Ахаз решился просить помощи у ассирийского царя Феглаф-Фалассара и для лучшего успеха приготовил ему богатейшие подарки, истощив царскую казну и сокровища храма. Феглаф-Фалассар видел в этом союзе благоприятный случай подчинить своему владычеству Сирию и Палестину и потому, без всякого отлагательства, принял предложение иудейского царя, подступил к Дамаску, взял его и разорил, а жителей переселил в Кирену; Расин был убит.
Потом ассирийский царь подступил к Иерусалиму, под тем предлогом, чтобы оказать ему помощь, а на самом деле, чтобы взять богатую контрибуцию. Ахаз хотел подарками умилостивить того, кто сделался его повелителем; по недостатку других средств, он решился употребить для этой цели всю медь, из которой сделан был алтарь всесожжения, построенный Соломоном, а вместо него построить другой, простейший, по образцу алтаря, виденного им в Дамаске, куда он прибыл к ассирийскому монарху. Поэтому Ахаз послал модель этого алтаря первосвященнику Урии, с повелением поставить его во храме на место прежнего, который приказал продать. Эти несчастья не только не исправили Ахаза, но, казалось, еще более умножили его нечестие; глубоко пофязши в него, он стал поклоняться богам дамасским и оскорбил имя Иеговы. По его повелению храм был затворен, священные сосуды вынесены, в Иерусалиме и других городах воздвигнуты алтари ложным богам и курился фимиам. Такое преступное злоупотребление властью не осталось без наказания; нападения врагов, несчастья и позор — все соединилось, все стремилось к унижению Ахаза, сделавшегося предметом насмешек для соседних народов. Смерть его была так же бесчестна, как и жизнь. Он умер в Иерусалиме, но не удостоен чести быть погребенным в гробнице царей. После него вступил на престол сын его Езекия.