БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов
АХАЗ
АХАЗ (737 г. до Р. X.), сын и преемник Иоафама, царь иудейский.
Он взошел на престол двадцати пяти лет от роду. Наследовав престол своего
отца, Ахаз не наследовал его благочестия. Все роды идолопоклонства, которые
существовали у народов, покоренных иудеями при вступлении на обетованную
землю, бьши восстановлены во всей их грубости. Он провел даже своего сына
сквозь огонь в честь Молоху. Во время его царствования Расин, царь сирийский,
и Факей, царь израильский, объявили ему войну. Бог хотел только наказать
порочного Ахаза, а не уничтожить дом Давидов; поэтому повелел пророку Исайи
сказать Ахазу: «Наблюдай и будь спокоен; не страшись и да не унывает сердце
твое от двух концов этих дымящихся головней... Это не состоится и не сбудется»
(Ис. 7:4, 7). Вслед за тем пророк, в доказательство того, что дом Давидов
не будет истреблен, произнес свое славное пророчество о Мессии, который
должен был произойти из дома Давидова и родиться от Девы. Расин и Факей
отложили свое предприятие до другого, более благоприятного времени. В следующем
году они снова вступили в союз между собою и соединенными силами вторглись
в Иудею. Войско их разделено было на три корпуса: первый находился под
начальством Расина, другим командовал царь израильский, а третьим Зехрий,
израильтянин из колена Ефремова. Ободренный удалением Расина, Ахаз дал
сражение Факею и потерпел жестокое поражение: сто двадцать тысяч иудеев
пали на месте; Зехрий убил Масию, наследника иудейского престола, Езри-кама,
начальника царского дома, и Елкину, царского наместника; около двухсот
тысяч иудеев всякого пола, возраста и состояния увели в плен. Около того
же времени идумеяне напали на Иудею и разграбили ее, а филистимляне завоевали
Вефсамис, Аиалон, Гадироф и Сокхоф и укрепились в них. В таких крайних
обстоятельствах Ахаз решился просить помощи у ассирийского царя Феглаф-Фалассара
и для лучшего успеха приготовил ему богатейшие подарки, истощив царскую
казну и сокровища храма. Феглаф-Фалассар видел в этом союзе благоприятный
случай подчинить своему владычеству Сирию и Палестину и потому, без всякого
отлагательства, принял предложение иудейского царя, подступил к Дамаску,
взял его и разорил, а жителей переселил в Кирену; Расин был убит.
Потом ассирийский царь подступил к Иерусалиму, под тем предлогом, чтобы
оказать ему помощь, а на самом деле, чтобы взять богатую контрибуцию. Ахаз
хотел подарками умилостивить того, кто сделался его повелителем; по недостатку
других средств, он решился употребить для этой цели всю медь, из которой
сделан был алтарь всесожжения, построенный Соломоном, а вместо него построить
другой, простейший, по образцу алтаря, виденного им в Дамаске, куда он
прибыл к ассирийскому монарху. Поэтому Ахаз послал модель этого алтаря
первосвященнику Урии, с повелением поставить его во храме на место прежнего,
который приказал продать. Эти несчастья не только не исправили Ахаза, но,
казалось, еще более умножили его нечестие; глубоко пофязши в него, он стал
поклоняться богам дамасским и оскорбил имя Иеговы. По его повелению храм
был затворен, священные сосуды вынесены, в Иерусалиме и других городах
воздвигнуты алтари ложным богам и курился фимиам. Такое преступное злоупотребление
властью не осталось без наказания; нападения врагов, несчастья и позор
— все соединилось, все стремилось к унижению Ахаза, сделавшегося предметом
насмешек для соседних народов. Смерть его была так же бесчестна, как и
жизнь. Он умер в Иерусалиме, но не удостоен чести быть погребенным в гробнице
царей. После него вступил на престол сын его Езекия.