БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов |
(907 г. до Р. X.), восьмой царь израильский. Его
долговременное царствование, подобно царствованию его предшественников,
представляет длинный ряд печальных происшествий. Это время самое замечательное
в истории царства Израильского. Все элементы добра и зла, все, что служит
укреплению и разрушению государств, все это стало проявляться в страшной
дисгармонии. Народное чувство, необузданная склонность к идолопоклонству,
воинственный дух, нравственное расслабление, народная гордость и рабская
покорность язычеству, блистательные победы извне и страшная тирания внутри
— вот благородные качества и недостатки этого народа, организация которого
была ослаблена в самом начале. Сам Ахаав соединял в себе высокие добродетели
и отвратительные пороки. Он сохранил политическую независимость своего
царства, но ослабил религию введением идолослужения. Он выгнал сириян и
несправедливо умертвил Навуфея. Отец Ахаава похитил царскую власть; дети
Ахаава потеряли ее. Амврий, во время двенадцатилетнего правления, утвердил
свою власть и водворил в государстве тишину и благоденствие. В такое время
взошел на престол Ахаав. Первым замечательным его делом был брак с Иезавелью,
дочерью царя сидонского. Брак этот заключен был с чисто политической целью.
Соединяясь с финикиянами. Ахаав хотел образовать с ними оборонительный
союз и против общего врага, сила которого возрастала постоянно: этим врагом
было царство Сирийское, столицей которого был Дамаск. Сирия была покорена
Давидом; но в последние годы царствования Соломона отпала от Иудеи. Виновником
этого возмущения был раб Разон; он завоевал Дамаск и положил основание
новому государству, которое скоро сделалось предметом больших опасений
для соседственных народов. Венадад I, управляя небольшими областями, которые
успел завоевать, провозгласил себя царем всей Средней Азии. Если бы Ахаав
имел больше веры в Бога и больше доверял своему народу, если бы его не
одушевляла злоба против царства Иудейского и если бы эти два неприязненные
царства соединились священным союзом веры и надежды, то он не мог бы страшиться
могущества царя дамасского. Но союз царства Иудейского с Израильским был
опасен для государей последнего. Они употребляли все меры, чтобы уничтожить
в своих подданных чувство этого единства и сделать его совершенно невозможным;
они одобряли отпадение от веры, вводили идолопоклонство, учреждали свои
праздники и народные торжества, лишавшие израильтян необходимости ходить
в Иерусалим на поклонение истинному Богу. В этом случае Иезавель явилась
лучшим орудием. Вместе с собою она принесла в царство Израильское своих
идолов и жрецов, свои праздники и богослужение и отправляла их с большим
великолепием и торжеством. Ахаав оказывал большую ревность к новому богослужению;
он воздвигнул в Самарии храм Ваалу, главному божеству финикийскому, и приставил
к нему жрецов. Заботясь о новой религии, царь Израильский не забывал и
дел политических; он старался доставить своим подданным безопасность от
внешних врагов, набирал войско и строил крепости. Господь, раздраженный
его нечестием и отступлением от истинной религии, хотел, по крайней мере,
наказанием обратить преступного царя и народ на путь истины и поразил все
царство Израильское страшным бедствием. Явившись пророку Илии, жившему
в Галааде, в Фесвии, Бог повелел ему идти и возвестить всему народу и царю,
что за их преступления в продолжение трех лет будет засуха и ни одна капля
ни дождя, ни росы не упадет на землю. Вследствие такого определения Божия
зной попалил все произрастания, источники высохли, и во всей стране распространился
страшный голод. Тогда Ахаав вспомнил грозного пророка и послал искать его
по всем странам; но все поиски были безуспешны. Царь, вместе со своим домоправителем
Авдием, отправился сам искать источники и долины для отыскания пищи и воды
для своих лошадей и мулов, изнуренных голодом и жаждою. На пути они разлучились.
Илия, руководимый Духом Бо-жиим, вышел навстречу благочестивому Авдию и
повелел ему возвестить царю о своем приходе. Лишь только Ахаав увидел человека
Божия, как вскричал: «Это ты развращаешь Израиля!» — «Нет не я, — отвечал
пророк, — но ты и дом твоего отца; ты забыл заповеди Божий и поклонился
Ваалу». Затем пророк повелел Ахааву собрать народ на гору Кармильскую и
привести сюда всех жрецов Ваала, живших на содержании Иезавели; здесь грозный
обличитель, укорив народ в том, что он хромает на обе стороны и не может
выбрать ни богослужения своих отцов, ни служения богам сирийским, обличив
бессилие Ваала, разверз молитвой небеса, свел огонь, а затем и благодатный
дождь. Эта милость должна была произвести благоприятное впечатление на
народ; но Иезавель, узнав о посрамлении и умерщвлении жрецов Ваала, решилась
погубить пророка, который бежал от опасности в пустыню. Между тем Венадад,
стремясь к распространению своих владений, решился покорить и Палестину.
Соединивши свои войска с войсками тридцати двух царей, находившихся от
него в зависимости, он напал на царство Израильское. При виде такого сильного
врага израильтяне бросились в крепости, построенные Ахаавом, и затворились
в них; сирийцы прошли беспрепятственно до самой столицы царства Израильского
— Самарии. Венадад считал уже все оконченным и послал к Ахааву послов,
повелевая ему отдать свои богатства, жен и детей, которые принадлежат ему
по праву победителя. Такое дерзкое предложение оскорбило царя израильского;
после совета со старейшинами он, отпустив послов, стал готовиться к сражению;
народ с радостью принял это решение. Венадад, узнав об этом, приказал окружить
город валом. Тогда пришел к Ахааву пророк и сказал ему: «Так говорит Господь:
видишь ли все это большое полчище? вот, Я сегодня предам его в руку твою,
чтобы ты знал, что Я Господь» (3 Цар. 20:13). По совету пророка Ахаав вышел
против своего врага с 232 воинами. В это время сирийцы отправляли праздник
и не только не удостоили внимания такого малочисленного врага, но даже
Венадад приказал взять их живыми и привести к нему. Но эта горсть была
сильна помощью Господа сил и, подкрепленная из города, привела в расстройство
и обратила в бегство сильного неприятеля. Венадад приписывал неудачу гористому
положению Самарии и говорил, что Бог Израиля есть Бог гор. В следующем
году он расположился станом в долине близ Афека. Но Бог показал, как говорил
пророк, что Он также всемогущ и в долинах, как и в горах. Израильтяне напали
на сирийцев и разбили их наголову; двадцать семь тысяч осталось на месте
сражения, и сам Венадад скрылся в пещере. Но голод заставил его выйти из
этого убежища; несчастный царь явился к своему победителю и просил у него
милости. Ахаав, несмотря на запрещение Божие, с отверстыми объятиями принял
своего врага и заключил с ним мир. «Ты сохранил жизнь врагу Божию, — сказал
ему пророк Михей, — за это сам заплатишь своею жизнью и погибнешь в сражении».
Но Ахаав мало обратил внимания на эту угрозу и после победы над врагом
предался беспечности и стал деспотически управлять своими подданными. К
этому-то времени надобно отнести смерть Навуфея. Этот израильтянин происходил
из благородной фамилии и был в большом уважении у сограждан. Он жил недалеко
от царского дворца. Ахаав хотел купить или выменять у него виноградник
для распространения своего сада; но На-вуфей не хотел лишиться достояния
своих предков. Этот поступок так огорчил царя, что он не мог ни есть, ни
пить, ни спать. Чувство справедливости отказа, а может быть, и страх Божий
не позволяли ему отомстить Навуфею. Но Иезавель была смелее и постаралась
доставить удовольствие своему супругу; она приказала сделать ложный донос
на этого благочестивого израильтянина. Вследствие этого доноса Навуфей
был обвинен, осужден на смерть и побит камнями; имение его поступило в
казну. Царь с радостью осматривал доставшийся ему виноградник. Тогда Господь
повелел пророку Илии явиться к беззаконному царю и возвестить ему свой
суд. При виде грозного обличителя преступный царь побледнел от страха.
«Так говорит Господь: ты убил, и еще вступаешь в наследство?» и скамей
ему: «так говорит Господь, — сказал ему пророк, — на том месте, где псы
лизали кровь Навуфея, псы будут лизать и твою кровь» (3 Цар. 21:19). Потом
пророк предсказал смерть Иезавели, его жены, и плачевную судьбу всего дома.
Ахаав посыпал пеплом главу свою, стал плакать и рыдать о невинной смерти
своего верного и добродетельного подданного. Тогда Господь, вняв непритворному
его покаянию, отсрочил, но не отменил исполнение своего суда. Около трех
лет продолжался мир. Но в конце третьего года опять возгорелась война с
сирийцами. Последние, желая отомстить за стыд прежних поражений, напали
на царство Израильское гораздо в большем числе, нежели прежде. Устрашенный
Ахаав решился заключить оборонительный союз с Иосафатом, царем иудейским.
Иоса-фат принял его предложение тем с большею охотою, что и сам опасался
этого врага. Чтобы узнать судьбу войны, оба союзника собрали около четырехсот
пророков, которые единогласно уверяли в счастливом окончании дела; наконец
призвали Михея, некогда грозно обличавшего Ахаава и поэтому бывшего у него
в немилости. Воодушевленный духом Божиим пророк сказал, что союзники будут
разбиты и что воины иудейские пойдут по горам, как овцы стада без пастыря.
Такое неблагоприятное предсказание не понравилось Ахааву. Он приказал бросить
в темницу человека Божия. Оба союзника вышли навстречу своему врагу; сражение
произошло при Реммафе Галадской; союзники были разбиты. Ахаав, чтобы не
быть узнанным, переменил свою одежду. Жизнь Иосафата находилась в опасности.
Колесница его была узнана, и стрелы посыпались на нее градом. Один сириянин,
по имени Амон, пустил стрелу наудачу; но эта стрела попала прямо в сердце
Ахаа-ва, который приказал своему возничему везти его с поля сражения. Сражение
продолжалось до захода солнца, и все это время Ахаав, несмотря на свою
боль, не оставлял колесницы; наконец, обессиленный потерею крови, умер
на колеснице. Слух о смерти царя остановил сражение. Тело убитого царя
было привезено в Самарию и погребено там. Колесницу, на которой был ранен
царь, омыли в источнике, и псы полизали кровь, которой она была облита.
Так буквально исполнились слова пророка Илии.