БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ  СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов
АГРИППА

АГРИППА

АГРИППА , названный Великим, был сыном Вереники и Аристовула и внуком Ирода Великого. Агриппа провел свою юность при дворе Августа, в дружбе с Друзом, сыном Тиберия. Но эта дружба вовлекла его в столь чрезмерную расточительность, что после смерти Друза он принужден был оставить Рим, чтобы избегнуть заимодавцев, — впрочем, это произошло отчасти и из снисхождения к желанию Тиберия, который не хотел видеть ничего, что было любимо его сыном и могло напоминать о нем. Тогда Агриппа удалился в крепость Малафа в Идумею, где вместе со своею женою Кипреею жил весьма бедно. Жена, чувствительная к несчастиям своего мужа, к которому была всегда привязана, исходатайствовала ему покровительство Ирода и Флак-ка, правителя Сирии, которые, прежде чем она удалилась, доставили ее мужу средства возвратиться в Италию. Постоянно преследуемый заимодавцами, Агриппа отправился в Кипрею к Тиберию и, тронув его просьбами, получил от него обязанность смотреть за Тиберием Нероном, сыном Друза; но Агриппа привязался к Каию Калигуле, сыну Антонии, который ему всегда покровительствовал. Под конец римский император посадил его в темницу за то, что имел неосторожность пожелать ему смерти, и держал в оковах до конца своей жизни, несмотря на неотступные просьбы Каия и Антонии. Тиберию наследовал Каий, и первым делом его власти было освобождение Агриппы. В награду за его приверженность новый император дал ему тетрархии Филиппа и Лизания, с золотою цепью, весом равною той, которую он носил в темнице. Проезжая через Александрию, Агриппа получил неприятности от завистливого Флакка и, несмотря на такое дурное обращение, оставил этого префекта на прежнем месте и не призывал его к ответу дотоле, пока он своим неправосудием не заслужил этого. Агриппа был благороден и редко мстил за обиды. Лучшим доказательством служит его поведение с Флакком. Жаль, что примеры, которыми он был окружен, испортили эту высокую черту его характера. Впрочем, Агриппа никогда не делал зла без необходимости, если не требовала собственная его безопасность. Правда, он лишил Ирода Антипу галилейской тетрархии, но вовсе не по ненависти, а чтобы наказать своего шурина за злодеяния. Окончив путешествие по своим областям, Агриппа возвратился в Рим и, в благодарность к императору, согласился на его желание поставить статую Каия в Иерусалимском храме. Тогда еще он не был царем иудейским; но, пораженный теми несчастиями, которые повлекло бы за собою исполнение подобной мысли, он тотчас написал к императору, прося оставить свое намерение; письмо Агриппы исполнено было мудрости. Указав все последствия такого поступка, он старался убедить его умными и вместе льстивыми словами. Он писал: «Умоляя со слезами твою милость за один город, я молю за части всей вселенной. Какое благодеяние более достойно твоего величия, как то, влияние которого не будет иметь других границ, кроме пределов вселенной». Потом настаивал на том, что относилось главным образом к храму, и прибавлял: «Бог невидимый, Творец всего существующего, почитается в духе, не будучи представляем никаким чувственным образом». Он приводил Августа, Тиберия, Ливия, которые все уважали храм Иерусалимский, и оканчивал следующими словами: «Если я имею несчастие не понравиться тебе, то отними от меня все, лишь только сохрани наши законы». Каий согласился на его прошение, взял назад указ, данный Петронию, и вскоре после того был убит. Среди всеобщего замешательства по случаю его смерти Агриппа сохранил благодарность к своему прежнему благодетелю и, как рассказывает Иосиф Флавий, с религиозным благоговением почтил смертные останки своего прежнего повелителя, несмотря на окружавшие его смуты. И потом всею своею властью содействовал избранию Клавдия. Покровительствуемый последним, Агриппа удержал за собою области, данные Калигулою, и сверх того получил царство Иудейское и Самарийское, много способствовал своему брату Ироду в получении царства Халкидского и выхлопотал многие льготы для иудеев. Прибыв в Иерусалим, он положил в святилище золотую цепь, полученную от Калигулы, старательно занялся избранием жрецов и устройством других священных вещей и строго выговаривал тем, которые поставили статую Каия в синагоге иудейской. Потом он хотел было украсить и укрепить Иерусалим, но был остановлен повелением Клавдия, уведомленного Марсом, преемником Петрония, что город и без того был совершенно недоступен. Агриппа, по свидетельству истории, был обходителен и обязателен ко всем и считал лучшим удовольствием помогать несчастным; в противоположность Ироду Великому, предпочитавшему греков своим подданным, Агриппа преимущественно заботился о городах Иудеи. В Берите и во многих других местах он построил бани и театры. Союз, в который он умел войти со всеми своими соседями, заставил Марса, правителя Сирии, бояться до такой степени, что он из зависти приказал разъехаться шести царям, приехавшим в Тивериаду для возобновления союза с Агриппою. Нельзя не удивляться при виде человека, который в эти мрачные времена имел столько силы делать добро. Казалось, необходимы были начала христианской веры, чтобы возвыситься над столькими препятствиями, и конец его жизни мог бы некоторым образом подтвердить это предположение. Вот как рассказывают о его смерти. Агриппа находился в Кесарии по случаю празднования игр; он явился туда, облаченный в серебряную одежду столь блестящую, что на нее нельзя было смотреть. Льстецы тотчас вскричали, что доселе на него смотрели как на человека, но теперь ясно видят, что он бог. Эта лесть понравилась царю; в наказание за гордость Бог поразил его сильною болезнью. Иосиф Флавий говорит, что ему в это время явилась сова, являвшаяся ему уже в темнице. Увидев ее, Агриппа почувствовал боль и вскричал: «Бог только один, надобно желать того, что Ему угодно». Перенесенный в свой дворец, он видел народ, простершийся на земле и молившийся о его исцелении. Он умер после пятидневных страданий на пятьдесят четвертом году своей жизни и на седьмом году царствования. После его смерти жители городов Кесарии и Севасты забыли его благодеяния и оскорбили его память. Они вынесли из дворца портреты его сыновей и поставили на месте поношения. Сын его Агриппа не мог наследовать престола своего отца по молодости. Куспий Фад назначен был правителем Иудеи с повелением наказать оскорбивших память Агриппы. Несправедливо приписывают этому царю смерть св. Иакова, заключение в темницу св. Петра и гонение христиан. Историки греческие ничего не говорят об этом, напротив, показывают, что еще он покровительствовал им.