БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ  СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов
АГГЕЙ

АГГЕЙ

АГГЕЙ (519 г. до Р. X.), десятый из малых пророков по библейскому и хронологическому порядку, родился, вероятно, во время плена вавилонского. Имя его значит радостный, торжественный и праздничный и напоминает два великих события, служивших предметом его пророческого служения: построение храма и пришествие в мир Мессии. Род и отечество его неизвестны; известно только то, что он начал пророчествовать в Иерусалиме около второго года царствования Дария Истасна. Опечаленный остановлением постройки храма, Аггей заклинает Зоровавеля и князей народа опять продолжать дело, столь счастливо начатое, которое зависть не позволила окончить. Народ, прежде ревностный и деятельный, теперь упавший духом под тяжестью обстоятельств, противопоставленных благочестивому предприятию его, отказался от него и равнодушно говорил: «Время создать храм Господу еще не пришло». Аггей, в справедливом негодовании, упрекает иудеев в этой трусости, в том, что они так скоро забыли так часто данные и возобновленные обетования. «Так сказал Господь Саваоф: народ сей говорит: «не пришло еще время, не время строить дом Господень»... а вам самим время жить в домах ваших украшенных, тогда как дом сей в запустении?» (Агг. 1:2, 4). За их вероломство Господь поразил их неплодородием и засухой: за их нерадение небеса не дают благодатной росы на засохшие и пожженные растения, и земля отказала в урожае. «Вы сеете много, — говорит им Аггей, — а собираете мало; едите, но не в сытость; пьете, но не напиваетесь; одеваетесь, а не согреваетесь; зарабатывающий плату зарабатывает для дырявого кошелька» (Агг. 1:6). По гласу пророка уснувшая ревность народа пробудилась с новой силой, и начальники его, искусно воспользовавшись энтузиазмом, произведенным Аггеем, возобновили прерванные работы, и храм окончен среди радостных празднеств. Между тем старцы, которые всегда сожалеют о прошедшем, проливали слезы горести, сравнивая бедность нового храма с богатством и великолепием прежнего. Аггей, взор которого проникал сквозь тьму будущего, утешает и ободряет их; он возвещает славу второго храма и предпочитает его первому. Он объясняет, чем будет славен новый храм; потому что в нем явится Мессия, обетованный и предсказанный от сотворения мира. «Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего, говорит Господь Саваоф; и на месте сем Я дам мир, говорит Господь Саваоф» (Агг. 2:9). Не долго уже остается ожидать чаяния язычников; время этого ожидания уже настало. Это достопамятное предсказание с особенной силой удвоило ревность трудящихся. Аггей не дает времени охладеть ей. Возбудив народ, он обращается к священникам, в частности, и показывает, как преступна их медленность в восстановлении храма: «Думаете ли вы, что все, то что прикоснется к священному мясу, само освятится?» — «Нет», — отвечали они. «А думаете ли, — сказал пророк, — что если к нему прикоснется оскверненный человек, то и оно осквернится?» — «Осквернится», — отвечали они. Отсюда человек Божий выводит такое следствие, что если народ равнодушен к восстановлению храма, то и жертвы его небогоугодны, и, напротив, священники своим равнодушием оскверняют их, что Господь попалил зноем жатву и разрушил надежду виноградаря, чтобы заставить их войти в самих себя, и наконец, если они обратятся с ревностью к Богу, то всегда будут благоденствовать. «Виноград, и смоквы, и яблоня, и маслина принесут обильные плоды». Аггей оканчивает свои пророчества, возвещая уничтожение врагов Иудеи и прославление бодрости и заслуг Зоровавеля. Книга его пророчеств надписывается в еврейском подлиннике от имени пророка Хаггаи, состоит из двух глав и разделяется на четыре видения. Время смерти Аггея неизвестно. Лже-Епифаний свидетельствует, что пророк был погребен в Иерусалиме во гробах священников, что заставляет думать, что Аггей был из рода священнического; по несчастью, свидетельство этого писателя не имеет авторитета. Память святого пророка Аггея празднуется 19 декабря.