БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов
АГГЕЙ
АГГЕЙ (519 г. до Р. X.), десятый из малых пророков по библейскому
и хронологическому порядку, родился, вероятно, во время плена вавилонского.
Имя его значит радостный, торжественный и праздничный и напоминает два
великих события, служивших предметом его пророческого служения: построение
храма и пришествие в мир Мессии. Род и отечество его неизвестны; известно
только то, что он начал пророчествовать в Иерусалиме около второго года
царствования Дария Истасна. Опечаленный остановлением постройки храма,
Аггей заклинает Зоровавеля и князей народа опять продолжать дело, столь
счастливо начатое, которое зависть не позволила окончить. Народ, прежде
ревностный и деятельный, теперь упавший духом под тяжестью обстоятельств,
противопоставленных благочестивому предприятию его, отказался от него и
равнодушно говорил: «Время создать храм Господу еще не пришло». Аггей,
в справедливом негодовании, упрекает иудеев в этой трусости, в том, что
они так скоро забыли так часто данные и возобновленные обетования. «Так
сказал Господь Саваоф: народ сей говорит: «не пришло еще время, не время
строить дом Господень»... а вам самим время жить в домах ваших украшенных,
тогда как дом сей в запустении?» (Агг. 1:2, 4). За их вероломство Господь
поразил их неплодородием и засухой: за их нерадение небеса не дают благодатной
росы на засохшие и пожженные растения, и земля отказала в урожае. «Вы сеете
много, — говорит им Аггей, — а собираете мало; едите, но не в сытость;
пьете, но не напиваетесь; одеваетесь, а не согреваетесь; зарабатывающий
плату зарабатывает для дырявого кошелька» (Агг. 1:6). По гласу пророка
уснувшая ревность народа пробудилась с новой силой, и начальники его, искусно
воспользовавшись энтузиазмом, произведенным Аггеем, возобновили прерванные
работы, и храм окончен среди радостных празднеств. Между тем старцы, которые
всегда сожалеют о прошедшем, проливали слезы горести, сравнивая бедность
нового храма с богатством и великолепием прежнего. Аггей, взор которого
проникал сквозь тьму будущего, утешает и ободряет их; он возвещает славу
второго храма и предпочитает его первому. Он объясняет, чем будет славен
новый храм; потому что в нем явится Мессия, обетованный и предсказанный
от сотворения мира. «Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего,
говорит Господь Саваоф; и на месте сем Я дам мир, говорит Господь Саваоф»
(Агг. 2:9). Не долго уже остается ожидать чаяния язычников; время этого
ожидания уже настало. Это достопамятное предсказание с особенной силой
удвоило ревность трудящихся. Аггей не дает времени охладеть ей. Возбудив
народ, он обращается к священникам, в частности, и показывает, как преступна
их медленность в восстановлении храма: «Думаете ли вы, что все, то что
прикоснется к священному мясу, само освятится?» — «Нет», — отвечали они.
«А думаете ли, — сказал пророк, — что если к нему прикоснется оскверненный
человек, то и оно осквернится?» — «Осквернится», — отвечали они. Отсюда
человек Божий выводит такое следствие, что если народ равнодушен к восстановлению
храма, то и жертвы его небогоугодны, и, напротив, священники своим равнодушием
оскверняют их, что Господь попалил зноем жатву и разрушил надежду виноградаря,
чтобы заставить их войти в самих себя, и наконец, если они обратятся с
ревностью к Богу, то всегда будут благоденствовать. «Виноград, и смоквы,
и яблоня, и маслина принесут обильные плоды». Аггей оканчивает свои пророчества,
возвещая уничтожение врагов Иудеи и прославление бодрости и заслуг Зоровавеля.
Книга его пророчеств надписывается в еврейском подлиннике от имени пророка
Хаггаи, состоит из двух глав и разделяется на четыре видения. Время смерти
Аггея неизвестно. Лже-Епифаний свидетельствует, что пророк был погребен
в Иерусалиме во гробах священников, что заставляет думать, что Аггей был
из рода священнического; по несчастью, свидетельство этого писателя не
имеет авторитета. Память святого пророка Аггея празднуется 19 декабря.